Путч

Наталья Чернавская
    Посмотрела сегодня, что пишут по случаю его очередной годовщины и вспомнила то лето.

    За год до него родители мужа купили дом в воронежской области, в Воронцовке, а я в Питере на птичьем рынке - щенка ньюфаундленда. Так что уже в мае 1991-го с дочкой и собакой я оказалась в Воронцовке.

   Предполагалось, что на всё лето, но не получилось. Лора на свободе в деревне быстро одичала и принялась охотиться на соседских гусят.

   Предотвратить последствия (сосед грозился пристрелить её) я пыталась так: днём в жару, пыхтя и кряхтя, спускала Лору на руках по лесенке в прохладный погреб.

   Вылезти оттуда сама, как и залезть, она не могла, сидела и поскуливала под открытым люком. Мне становилось её жалко, лезла доставать. А спина не казённая, весила Лора за 40 кг, взвешивали, когда летели с ней из Сыктывкара в Воронеж, тогда прямо в салон можно было брать собаку, заплатил по весу и вперёд.

   Другие решение: запереть в доме, посадить на привязь, - тоже были плохи, чего ради тащили её в деревню, чтоб потом взаперти и на привязи держать?

   Проблема была в том, что у нашего сада не было ограды с чётвёртой стороны, поскольку выходила эта сторона прямо на речку. Красота: мосточки, вышла из дому в купальнике и ныряй. Так мы и делали, дочке шёл четвёртый год, плавать она ещё не умела и крепко держалась у меня за шею.

   Но точно так же поступала и Лора, и соседские гуси с гусятами, доселе безпрепятственно плававшие мимо "нашего" участка реки туда-сюда, были в  трансе, как и я, никак не могли сообразить, как быть и что делать.

   Ни шатко ни валко, с извинениями перед соседями и заглаживаниями вины прошло пару месяцев. А ближе к концу июля выяснилось, что ещё один сосед едет на своём грузовике в коми за лесом.

   Марку машины не помню, здоровенная, и кабина просторная. Так что я решилась оставить на время ребёнка и отвезти Лору восвояси, благо, к этому времени приехали ко мне туда муж с приятелем, а потом должна была присоединиться к нам жена приятеля с дочкой.

    Пилить в жару на грузовике две с лишним тыщи километров до Сыктывкара оказалось не так-то приятно. Лежать под ногами Лора не хотела и ехала рядом со мной на сиденье, жаркая, как печка, и я вся в мыле и Лориной шерсти. Где-то в середине пути, на вторые сутки, я принялась уговаривать водителя завезти нас в ближайший аэропорт, вдруг будут билеты и посадят без Лориной справки (наша была уже просроченная), но он не стал слушать такие глупости, сказал, что скоро доедем.

    И, действительно, попилили ещё тыщу километров - и доехали...Каким же прекрасным показался мне Сыктывкар: зелёная трава, прохлада! В Воронцовке к середине лета трава выгорала, и спрятаться от жары можно было только в погребе или в речке. Впрочем, и в доме было прохладно, дом был старый, с печкой и широкими дубовыми половицами, главное было не высовываться на двор - но не получалось, голод не тётка, приходилось ходить в летнюю кухню готовить.

    В Сыктывкаре я дождалась мужа, с комфортом прилетевшего налегке, сдала ему Лору и полетела обратно в Воронцовку вместе с приятельницей и её дочкой.

   Жить вместе со второй семьёй в старом доме оказалось неудобно, семья эта, городские университетские математики, с местными, вроде Лоры, никакого общего языка не нашли, муж рыбачил, а жена целыми днями лежала в гамаке под старыми яблонями,  с сигаретой в зубах, и читала детективы, на мне же, поскольку я была с велосипедом, по-прежнему оставались магазины в центре, до которых без велика долго было тащиться, и готовка.

    19-го августа, в Преображение, точно помню, что с утра была на Литургии в церкви в соседнем с Воронцовкой селе, а вот как туда попала - не вем. На велосипеде долго, наверное, соседи подвезли. Приехала довольная, с освящёнными плодами, и вдруг - матушки, переворот.

    У нас ни телевизора, ни радио не было, да и телефона тоже. Соседи сказали. Меня эта новость не слишком взволновала, поскольку исполнялось 4 года дочке и нужно было приготовить угощение на всех её деревенских подружек и придумать для них развлекательную программу, чем я пару дней и занималась.

   Сшила по выкройке из "Бурды" красивое платьице имениннице, нажарила-напарила, придумала игры, собрались деревенские дети. Стол им я накрыла прямо в саду под яблонями, но вышла незадача: в последний момент именинница в новом платье засмущалась, залезла под стол и не хотела оттуда вылазить ни за какие коврижки. Еле уговорили совместными усилиями вылезти к гостям.

    И всё прошло хорошо и весело, только с учётом того, что посудомоечной машины там и не снилось, а я уже  от готовки на жаре устала, то после приборки и вовсе повалилась, злая на гостей (не деревенских, а городских, не оторвавшихся от своих удочек с детективами мне помочь).

    И тут - о радость, о чудо!- открывается калитка и появляется собственной персоной, в лётной форме, свекор. Сюрприз!

    Но после приветствий и поздравлений внучке он не торопится переоблачаться из формы в деревенскую одежду и браться за тяпку, а, наоборот, велит мне срочно собираться, полетим с ним на его самолёте, грузовом АН-26, в Сыктывкар.

    День рождения, у дочки 22-го августа, к этому моменту весь путч сошёл на нет, но взволнованный вид свёкра опровергал реальность,  думаю, просто бабушки с дедушками так переволновались у телевизоров за три дня, что не могли сразу успокоиться, требовалось срочно спасти внучку, чтобы придти в себя.

    Мне появление нашего спасителя показалось очень своевременным, я хоть и не смотрела телевизор, но устала от деревенских реалий, без зазрения совести оставила семейство математиков на произвол судьбы вместе с их удочками и детективами, и мы в тот же день уехали в Воронеж, а там погрузились в Ан-26 и полетели.

    В экспедиции мне приходилось на грузовом вертолёте летать. На самолёте спокойнее, просто закладывает уши от шума двигателей в необшитом грузовом отсеке, но хоть нет дыры в полу, не рискуешь вывалиться по дороге, максимум - оглохнуть.

     Прилетели, не успели головами потрясти, как появляется Серёжа! В то время у нас в семье два лётчика было, и братец прямо на поле нас встречал, прилетел в отпуск из Усть-Кута своего, ещё один сюрприз.

     Вот и всё про путч. Теперь спорят, что это было, и что было бы, продержись они не три дня, а дольше...

     Математики выбрались из Воронцовки не так быстро, как мы, а потом уехали на пмж в штаты, живут-не тужат, не знаю, как насчёт рыбалки, но со всем остальным проблем у них там, судя по соцсетям, нет, хотя, по-моему, и там с местным населением у них не заладились контакты, нет новых лиц на фото.

    Ну и, если верить собственной памяти, 1991-й год - это было время, когда самолёты были популярным и доступным видом транспорта даже для ньюфаундлендов со справками. Что, конечно, перебор и противоречит здравому смыслу. 

    Вообще поздний СССР - это была такая довольно шаткая конструкция, вроде той, на которой эквилибристы в цирке выступают, и не мытьём, так катаньем, не этот путч, так другой - она всё равно была бы разрушена, как дом на песке.

    Потому что 19 августа хоть и прилично было народу в храме на службе, но была это церковь одна на много окрестных деревень, и не то что никто из соседей - я и сама не постилась тогда в Успенский пост, хорошо помню, поскольку стояла у плиты и жарила детям котлеты на день рождения.

     Поститься во все церковные посты я начала наступившей следом за путчем зимой, ибо прижало со всех сторон так, что оставалась только одна дорога - бежать в храм с покаянием.

    Больше я ни с Лорой, ни без, никогда не бывала в старом воронцовском доме над рекой, в запущенном саду, но до сих пор с благодарностью вспоминаю его прохладу в жару и широкие гладкие скрипучие половицы, и горницу, в которой на сон грядущий читала дочке "Русалочку", и она в три ручья оплакивала её участь...