Морды лица. Волгоградские рассказы

Иван Степанов
Одно время я работал во вневедомственной охране волгоградского «Рыбокомплекса». В обычаях этой организации было осуществлять  охрану объекта и  территории его окружающей от проникновения посторонних лиц, а так же не допускать хищения имущества и продукции этого рыбоперерабатывающего предприятия. В строгих должностных инструкциях было предписано осуществлять обход территории  и осмотр помещений  каждые два часа. Сам обход, в зависимости от  тщательности его проведения, мог занять  до 1 часа. Территория «Рыбокомплекса» была обширная.
Я всегда  любил эти прогулки. Идёшь себе, гуляешь, на небе звёзды и тишина. Предприятие работало обычно в две смены. Ночью же оставались только дежурные: электрик, коптильщицы и охрана. Теоретически это были все лица на территории. В сумме выходило не более семи человек.  Но реально не территории находилось гораздо больше лиц.
Хотя  «лицами»  эти  морды мало кто считал. Морды собак, морды кошек… Но, с моей точки зрения, у кошки и собаки морда лица. Потому что и кошки, и собаки это тоже личности. Мордатые, мохнатые, хвостатые, но именно личности! И среди людей встречаются мордатые личности, а среди животных их большинство.
Во-первых, в штате охраны числилось изрядное количество собак. Их  обслуживали два специально подготовленных сотрудника вневедомственной охраны. Бывшие пограничники, специалисты по собакам, кинологи, в  обыденной речи - «собачники». Они и кормили собак, и разводили их, и  следили за их здоровьем.  Собаки их  одних - «собачников» уважали  в рабочее время (когда предприятие было полно работающих людей), а ко всем другим проявляли  агрессивное поведение. Собаки охраняли забор – весь периметр предприятия. Метров  десять  до забора  было их собачей зоной ограниченного доступа. Только для собак и «собачников». А как иначе было оправдать собачье существование?!  Иное дело ночь, когда  с одной стороны, никого почти нет, а с другой стороны и  кормящих «собачников» тоже нет. Скучно. Так что некоторые собаки  виляли хвостами и  хотели простой человечьей  ласки.  Но   работников предприятия они не уважали по определению, а охрана то своя, близка к «собачникам» и, следовательно, к собакам. А ласки хочется. И эти злобные звери сначала во время первых моих обходов лаяли, а привыкнув ко мне, а может к запаху  казённого  тулупа, который я на всякий случай одевал при обходах  осенью-зимой-весной. Кто этих собак знает?! А тулуп с гарантией защитил бы при нападении. Но, за всю историю общения с этими цепными охранными зверями, проблем не возникало. Собаки тупо хотели ласки. Немного ласки я им давал, ночью всё равно делать нечего, не жалко и с собаками поделится.
Во-вторых, коты и кошки. Как они проникали через  сплошную охрану по периметру собак, я не знаю.  Наверное, с собаками у них был сговор. Собаки охраняли забор прежде всего от людей, за это их и кормили. Кошки же  как-то  не значились  среди тех, кого надо пугать. Много раз я наблюдал картину, как абсолютно спокойно кошка шла мимо собак, а те  вообще на неё не реагировали. Типа «не вижу, не слышу, не чую», нет никого!  Это было разумно, потому что на каждый лай ночью, по инструкции, охрана должна реагировать и совершать обход.  Собаки же тоже охрана, что зря своих гонять! Но никогда я не видел, как кошки заходили в собачью зону. 
Вообще-то кошек на территории не очень много болталось без дела. Кошки ночью концентрировались в цехе по переработке рыбы-селёдки в разные маринованные вкусности. Там свершались ночные кошачьи пиршества, там их была тьма! В слабом дежурном освещении со всех сторон светились  их глаза.  Завораживающе зрелище.  Идёшь, а из каждого  тёмного угла на тебя светят глаза! Картина ужасов.  И запах, потрясающий запах  рыбы!  В  специальных открытых ёмкостях по огромному цеху мокнут разные виды селёдок – специальный посол, пряный и тому подобные посолы.  Но  запах сводит с ума.
Большинство из охранников в цеха по ночам вообще не заходило, и всё  из-за этого божественного для кошачьего рода запаха.  Нарушали инструкцию, между прочим.  А там, под покровом ночи, творились массовые хищения продукции «Рыбокомплекса». И её тут же уничтожали, надёжно прятали в  мохнатые кошачьи пузики. Да всё это в открытую! Даже не хищения, а грабёж! А грабёж, это уже иная статья, более суровая.
И я встал на защиту  социалистической законности - всё равно делать  нечего, а развлечений хочется. Не со слюнявыми же собаками ласкаться во время обходов. Сначала пробовал просто поймать преступников. Поймаешь их… Набрал камней. Стал их разбрасывать, пытаясь попасть в лица кошачьей принадлежности. Не тут-то было! В кота или кошку, когда они ждут агрессии, попасть камнем практически нереально.  А ближе чем на десять- пятнадцать метров они не подпускали. Цех гигантский, гоняйся за ними. Камни быстро кончаются. Надо выходить из цеха за новыми.
У меня сложилось впечатление, что всю третью смену работали в этом цехе одни коты и кошки. Причём работали челюстями и много лет. Рутинный труд. И только я внёс новую свежую струю в их кошачий быт. Добыча пищи из рутины превратилась в подвиг, в риск. И кошки гордились тем, что их кошачьи  морды выходят победителем в борьбе за пищевые ресурсы с этой человечьей мордой!  Я же терпел фиаско. Не помогали ни  многочасовые тренировки по броскам камней, ни применение специально изготовленной рогатки. Кошки совершенствовались. Их чувствительность повышалась. Они теперь реагировали  даже на мой взгляд и едва  различимый звук  рогатки, снаряжаемой очередным камнем. Ни получасовые засады, ни стремительные мои перемещения по цеху не давали никаких результатов.  Кошки совершенствовались быстрее.   Отработали маршруты массовых забегов, различные схороны…  Стада кошек перемещались синхронно. Мне кажется, что они даже стали назначать кого-то наблюдать за мною. При малейшем моём движении, раздавался одиночный громкий кошачий вопль, и всё мгновенно приходило в движение. Дополнительно, кошки благоразумно увеличили между нами дистанцию где-то до пятидесяти метров. Моя рогатка стала абсолютно бесполезна. Я ругался: «Кошачьи морды!»
Я пошёл на крайний шаг. Я включил во всём цехе свет.  Сколько я не бродил по цеху, не смог обнаружить ни одной кошачьей морды. Выключил – опять замелькали  светящиеся  глаза. Включил – мелькнули где-то тени и всё…
Провёл опрос работников цеха  про кошек. Они утверждали, что ВООБЩЕ кошек тут нет. И санэпидемстанция постоянно все проверяет. И котят никаких нет. НЕТ кошек  в этом цеху, и НИКОГДА не было. Все двери железные, без щелей и на пружинах. И это была правда! При свете, и при работающих людях не было НИКАКИХ кошек. Только одна коптильщица, работавшая в ночную смену, хитро улыбнулась, и сказала, что кошки иногда по территории ходят. Но копчёную рыбу не любят.
Я был один против всех.  Меня склоняли, что нет кошек. Я с этим был согласен. Нет у них кошек. И ночных хищений нет. А значит, мой ночной дозор окончен. Не буду я больше заходить в этот цех!
Правда, время от времени, устав от слюнявых собачьих ласк, я заглядывал  в этот цех. Но уже без камней.   Тихо и мирно, не спеша прогуливался  между ванн с селёдкой в разных маринадах.  А по  тёмным углам светились сотни кошачьих глаз. И мне слышалось: «Сам ты морда!»