Рецензия - Геннадий Марченко - Музыкант

Вадим Яловецкий
С творчеством Геннадия Марченко я уже знаком - в марте читал первую часть романа «Выживший». Нынче осилил трилогию «Музыкант». Впечатляет объём почти в сорок авторских листов, где каждая часть тянет на книгу. Марченко работает в распространённом жанре фантастической литературы, связанным с внезапным переносом героя в прошлое, иначе «попаданчеством». Попаданцем тут является рок-музыкант, выведенный под именем Алексея Лозового. Детонатором «активации туннеля времени» послужил удар током в момент выступления музыканта и перебросил Лозового на пятьдесят лет назад в эпоху генсека Хрущёва. Шестидесятитрёхлетний гитарист, вышедший в тираж, впадает в кому и переселяется в московского пацана Егора Мальцева из рабочего района столицы. Хронопутешественник с таким багажом знаний существовать в заданной реальности просто так не может. Пятнадцатилетий Егор открывает в себе не только музыкальные таланты, но и спортивные навыки игры в футбол от «нового хозяина». Мальцев стремительно растёт в двух ипостасях: поэта-песенника и талантливого футболиста. В итоге Мальцев-Лозовой делает за пять лет фантастическую карьеру. Такая вот короткая и очень знакомая фабула, если абстрагироваться от года повествования, профессии главного героя, да страны пребывания.

Ответственно заявляю: целевой аудитории, которую не очень волнует качество, а главное, чтобы роман соответствовал жанровому стандарту, читать будет не просто интересно, а очень интересно и увлекательно. Особый восторг испытают футбольные болельщики, ведь автор - спортивный обозреватель еженедельника «Молодой ленинец» из Пензы. Об этой особенности поговорю позже. В своём интервью коллегам журналистам Марченко отвечает просто: «Я, можно сказать, начинающий писатель, трезво оценивающий свои возможности. Выдаю на гора более-менее качественную графоманию, во всяком случае, не хуже многих, пишущих на подобные темы». Рецензент попытался разобраться в «качественной графомании», раз уж автор так оценивает своё творчество. Так что же должен уметь журналист в сорок девять лет, принявший непростой труд стать прозаиком и найти своего читателя?

Прежде всего ладно скроенный сюжет, с постоянной интригой, где слова и предложения складываются в легкочитаемую конструкцию, а в этом произведении ещё и очень правдоподобную. Убедительные картины из советского прошлого особенно подкупают пользователей старшего возраста. Тысячи мелочей, таких как цены на продукты и алкоголь, быт коммуналки, наименования товаров, работа и отдых поколения шестидесятых, при определённой динамике, не отвлекают читателя, а лишь увлекают. Неискушённому читателю интересно, без философских замысловатых кружев и копании в психологических нюансах человеческой души, узнать как дворовый гопник быстро трансформируется. Как покоряет, своими внезапно открывшимися талантами, сперва мать и сестру, затем знакомых и дальше по нарастающей. Как стремительно растёт спортивное мастерство, ведь в начале шестидесятых, футбол для советских людей почти всё. Читатель видит, как благодаря знаниям и смекалке, без особых хитроумных схем, а главное понятно, растёт успешный человек, чего так не хватает многим. Здесь прячется тайное сопереживание ГГ, с его постоянным перипетиям и приключениями.

В описании героев автор умело подмечает главные черты, внешность, характеристики. Тут я тоже не вижу утомительных перечислений и затянутостей. Эта обязательная журналистская метода сидит в подкорке автора и служит хорошим дополнением к целостности художественной основы. Ещё один плюс: мотивации поступков как Егора Мальцева, так и остальных персонажей, понятны и оправданы. Разумеется, умница поэт-песенник и мастер футбольного мяча допускает косяки, а порой не дружит с законом. При этом ГГ ведёт внутренние монологи и сам даёт оценку тем или иным действиям, что только на пользу читателю - легко взвесить и сопоставить со своим мнением. Отдельная статья - диалоги. Всё смешано в пёструю кучу: спецлексика и изысканный политес, простонародные эмоциональные всплески вплоть до арго и стихотворная лирика, технический ликбез и английский сленг. В тексте много эпитетов и образных определений. С их помощью становятся понятнее образы, о которых пишет автор. Мне всегда по душе богатое, красочное и выразительное русское слово.

Возвращаюсь к сюжету. Отличное слово «слямзить» проходит красной линией сквозь весь текст. На идее присвоить чужое, вообще строится менталитет широких масс, выпестованный многовековым бесправием и нищенским существованием. Егор Мальцев, получив волшебные возможности, занимается тотальным плагиатом. Часть огромного советского музыкального наследия, меняет авторство. Недобранная слава Алексея Лозового, его попранные тщеславные помыслы, с лихвой возвращаются к Егору. Начиная со своего фантастического взлёта в 1961 году до финальных сцен, новоявленный гений якобы пишет новые песни и не только сам исполняет, но делится с будущими мэтрами советской эстрады. Фантазия автора привела к тому, что Егор учит англичан рок-музыке. Параллельно неуёмный характер, его амбиции и честолюбие, возносят уникума к вершинам советского спорта, как скромно себя называет Мальцев «я простой музыкант с футбольным уклоном». Всё получается как бы само собой и чем дальше, тем круче. Желая повлиять на политический уклад совка, бесстрашный герой пишет подмётное письмо в ЦК, ставшее точкой бифуркации в альтернативной истории нашего государства. Фантастические допущения хороши, когда их в меру - тут спорить и спорить. Много чего успел сотворить Лозовой-Мальцев: себя не обидеть, людям помочь и массу других добрых дел.

Тут во весь голос вопрошает критик: на сколько грамотно сконструирована и подана читателю довольно банальная идея одинокого героя, способного повлиять на мироустройство? Сработано грамотно, я уже отмечал добротную стилистику и хороший язык. Но почему-то присвоение интеллектуальной собственности, безжалостная эксплуатация чужих талантов, а в отдельных случаях масштабные открытия, не вызывают энтузиазма, духовного подъёма и гордости за ладно скроенный роман. На протяжении трёх книг, барыга из будущего, каждый божий день повторяет одно и тоже: медленными шажками подымается по лестнице успеха практически на встречая препятствий. Банальные сцены нападения хулиганов, временное отлучение от футбола, лишь незначительные и проходные эпизоды в поступательном и неотвратимом движении механизма вверх, к достатку, величию, славе. Показателен эпилог, где принцип «старухи у разбитого корыта» просто не рассматривается. Обыватель, в памяти которого чётко впечатались штампы существования в СССР и своём месте в тамошнем обществе ждёт особого финала... он его получит.

На мой взгляд, автор порой тонет в повествовании, мучает дотошным подходом к мелочам, тем, что казалось таким захватывающим и интригующим в первой части. Подпортил обзор политической карты мира в третьей книге, зачем такой подробный ликбез читателю? Говорят из песни слова не выкинешь, то верно, а вот сократить текст трилогии не помешало бы. Писательский пресс способен отжать из произведения лишнюю воду, редактирование по объёму пойдёт на пользу читателю, сделает роман более цельным и читабельным. Самым большим достоинством романа является быт нашего общества пятидесятилетней давности. Эта цементирующая составляющая придётся по душе и ностальгирующим соотечественникам преклонного возраста и пытливой молодёжной аудитории. Собственно, это главная художественная ценность романа. Автор очень постарался и я, как человек разменявший седьмой десяток и хорошо помнящий хрущёвско-брежневские времена, ляпов не увидел вообще. Людям неудовлетворённым своим временем, бегство в бесплодные мечты по душе. Что доказывает вал попаданческой литературы в Сети и на полках книжных магазинов. Если раньше читали Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» или советскую фантастику о покорении других миров, то нынче популярны различные вариации путешественников во времени или альтернативной истории, как например у Веллера «Гонец из Пизы». Уверен, Геннадий Марченко нашёл своих поклонников. Писатель выпустил в Москве две книги тиражом в 2500 экземпляров, а всего в активе Марченко десять книг на Литмире. Учитывая профессиональные навыки и темп, взятый автором - впереди немало новых работ.