На тропах размышлений

Леонид Бликштейн
На тропах размышлений

1, До того как в мире произошла промышленная революция и повсюду построили железные дороги и шоссе большая часть дорог даже в Европе были просто тропами. Путешествовать по ним было долго, трудно, неудобно, а порой опасно. То ли дело теперь. Есть деньги, купил билет, уселся в вагон или в кабину самолета или взялся за руль, поехал и за несколько часов оказался в другом городе, а то и на другом континенте.

2. Но нет ли в этом бесспорно значимом приобретении какой нибудь серьезной утраты? Ведь местность то не исчезла, по крайней мере она не исчезла для тех, кто понимает, что такое земля и земной мир, как сложная система, как контекст человеческой жизни, которую вне этого контекста невозможно по настоящему осмыслить.

3. Тропа с ее всевозможными поворотами была по сути дела диалогом с местностью и ее рельефом. Любое серьезное мышление это всегда горизонтальный диалог между сознанием и бытием, как равными сторонами одной и той же реальности, этим оно отличается от знания, которое использует плоды размышления для создания вертикального отношения, в котором бытие низведено до уровня контролируемого обьекта, сознание превращено во властного субьекта, а отношение между ними сужено до однозначного программируемого командного кода (которому контекст с его многозначностью и обратной связью, как необходимыми условиями смыслового единства только мешает). Дорога это командный код, тропы это живой контекст.

4. Дорога (а в плане культуры учебник, образовательная программа и пр. ) помогает легко и удобно достичь цели, но она не обеспечивает развитие, не увеличивает нашу способность к диалогу между бытием и сознанием. Она как ресторан приучает нас жить на всем готовом, но отучает готовить.

5. И если нашей целью является развитие и стимулирование творческой мысли нам приходится разменять однообразие кода на разнообразие контекста, сойти с дороги и искать (нередко полузабытые и давно не хоженые) тропы и тропинки, а порой прокладывать новые.

6. Мало кому интересно это хлопотное занятие. Но без него какой у нас шанс отыскать утраченное смысловое единство? Ведь оно отсутствует в упрощенных и однообразных кодах, подменяющих контакт с живой реальностью манипуляцией ее изолированных и препарированных фрагментов.

7. А без такого смыслового единства невозможно по настоящему понять жизнь, как интеграцию данности в реальность, быта в бытие. Утратившее своего естественного собеседника сознание постепенно теряет и собственное единство, оно становится все более фрагментированным и зависимым от собственных продуктов и инструментов кодов, оно начинает кружиться в пустоте, и ветер моментальных желаний и интересов носит человеческую душу, как лист по улицам повседневности.

8. И так происходит до тех пор, пока устав от этого бессмысленного кружения, путник вдруг вспоминает, что когда то давным давно в мире были тропы. И тогда он разворачивает старую истертую карту, где кто то, живший сотни или тысячи лет назад, обозначил эти тропы чернильным пунктиром и начинает сверять эту карту с местностью. Многое изменилось и старая карта тоже нуждается в обновлении. Но надежда не покидает нашего путника. Ведь в мире по прежнему есть не только бензоколонки и закусочные, но также деревья и травы, горы и облака. И пусть поездка теперь становится странствием, есть на свете такие места, куда иначе и вовсе не добраться. И если ему нужно туда добраться, пригодится ему и старая карта и компас и бинокль и собственные глаза и доброе напутствие.