Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 17. гл

Наталия Маркова
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 17. ГЛАВА 5. СТ. 1-17. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


Глава 5. Карма-йога – деятельность в сознании Бога.

1.Арджуна сказал.
Отречение от деятельности и путь йоги (связующего процесса с Богом) Ты снова восхваляешь, о, Кришна. Прошу Тебя, скажи мне более определенно, какой путь их этих двух будет для меня лучше.

КОММЕНТАРИЙ:

К этому вопросу Бог побудил Арджуну ст. 41-42 гл. 4. Ибо ответ на эти поставленные вопросы позволяет Богу далее повести Арджуну в процессе сообщения ему и всем Совершенных духовных знаний. Непременно Бог даст исчерпывающий ответ на пользу Арджуне и собственно таким образом будет постепенно шаг за шагом уничтожать его сомнения и привносить те духовные знания, распоряжаясь которыми в Арджуне, Бог поможет ему понимать суть диалога и вовлекаться в него с большей внутренней активностью и заинтересованностью. Но прежде, чем обратиться к этим двум последним стихам предыдущей главы, следует просмотреть вкратце, что было донесено до Арджуны, т.е. чем он уже располагал к моменту вопроса к Богу и где мог ошибаться, ибо вопрос его поставлен в рамках его понимания, отнюдь не точного, не показывающего, что он усвоил слова Бога в необходимой мере.

Итак, речь о гл. 4. О чем здесь было поведано Арджуне. Ст.1-3, здесь Бог доносит до Арджуны, что он не первоприемник Совершенных духовных знаний, что они извечны, непременно передаются по парампаре – цепи ученической преемственности. Это знать Арджуне для дальнейшего восприятий сокровенных духовных знаний из Рук Бога крайне необходимо. Это нацеливает его на серьезный диалог, на некоторое понимание своей здесь значимости и избранности, для контроля себя в разговоре с Богом, для осознания некоторой ответственности перед Лицом Бога, как и дает предчувствие своего будущего и помогает определиться Арджуне в его собственном положении перед Богом и   принятии задачи, которую на него возлагает Всевышний. Но все это как бы еще нечетко и с толикой сомнений должно восприниматься, как и с непременным желанием из всего извлечь   более конкретно свой путь, свои задачи, получить в этом определенность по возможности полную, что есть иллюзия, ибо никогда Бог, управляя живыми существами, не дает им однозначность и полную определенность,  даже в вопросах преданного служения и здесь духовной практики.

Каждый, даже вручивший себя Богу, должен идти с полузакрытыми глазами, в состоянии некоторого невежества и сомнений, прокладывая себе пути через ошибки и, таким образом, не отвлекаясь от пути постоянного и скрупулезного развития ни в начале, ни в середине и ни в конце пути к Богу.

Далее в ст. 5 Бог побуждает Арджуну задать тот вопрос, который потребует ответы, разъясняющие в некотором роде приход Бога в материальный мир, ибо на данный период это и есть тот самый период, уникальный в своем роде и вызывающий разные толки и разные мнения как у верующих людей, так и у демонически направленных. Без понимания этого вопроса также вести диалог с Арджуной проблематично, как и передавать ему совершенные духовные Знания.

Арджуна и все должны осознать, что Бог Нерожденный, что явление Бога в материальный мир чисто духовное, непременно имеет религиозные причины. Об этом Бог говорит Арджуне в ст. 5-9. Это важнейшее сообщение Бога Арджуне и без него немыслимо продолжать диалог, ибо Арджуна должен быть к диалогу подготовлен внутренне, должен быть сосредоточенным и внимать Богу всеми своими чувствами и мыслительным процессом. Нигде здесь пока речь не идет ни о карма-йоге и ни о йоге, что стало предметом вопроса Арджуны в ст.1 гл. 5. Он просто Волею Бога энергетически внутри себя мобилизуется и усваивает значимость предстоящего разговора с Богом.

Следует обратить внимание на то, как Бог Кришна последовательно переключает тему диалога с одного направления на другой, постепенно шаг за шагом, по сути, и вручая совершенные духовные знания Арджуне и всем, кто следит за диалогом. Описав свой приход в материальный мир и причины, также указав Свои качества, ст. 6, Бог направляет мысль Арджуны на то, при каких условиях можно достичь Его, Верховную Божественную Личность, ст.9, 10,11.

Также вполне последовательно Бог обращает внимание Арджуны и на то, что достигает человек, поклоняющийся другим живым существам, ст.12. Пока Арджуне все понятно, диалог идет на очень доступном уровне и не требует от него выбора или проявления несогласия. Просто то, что Говорит Бог, надо воспринимать, как данность, как те знания, которые не подлежат особому сомнению, где не требуется от Арджуны и как-то определиться и пуститься в мыслительный процесс о своем личном духовном пути. Однако, надо переводить беседу на тот уровень, который должен задеть Арджуну, к нему должен иметь отношение и таким перешейком является стих 13.

С одной стороны, этот стих восхваляет Бога, Божественные качества и есть продолжение предыдущих стихов и, с другой стороны, затрагивается вопрос о работе, и так происходит переход на достаточно важную тему касательно карма-йоги, всего, что к этому может иметь отношение; и заодно есть возможность опять напомнить Арджуне, как следует воспринимать работу и как ее выполнять. Здесь будут необходимы и некоторые новые понимания, из которых Арджуна должен понять, как ему поступить в вопросе о принятии участия в сражении. Главным аргументом являются слова Бога в ст.14. Это для Арджуны абсолютное руководство к действию. Но ему еще не хватает понимания и Знаний это принять однозначно, ему нужны еще доводы и объяснения, а по сути всем, кто начинает этот путь. Работа не должна влиять на человека, не следует устремляться к плодом своего труда. Не следует устремляться к плодам работы. Бог приводит в пример Себя, Бог приводит в пример авторитетов прошлого, ст. 15, Бог объясняет, что такое работа, что такое бездействие, Бог объясняет и что такое запрещенная деятельность, ст.16, 17, 18. Бог вводит эти понимания, чтобы в уме Арджуны был не хаос, но более точное и упорядоченное мышление, чтобы в нем возникла грань между разрешенной и запрещенной деятельностью, чтобы через понимание бездействия он хорошо усвоил, что все в человеке делает Бог, и Бог не дает никому и никогда забвение, душа постоянно в напряжении, в выборе, в поиске, в преодолении, даже, когда спит или лежит, душа не может быть неактивной ни мгновения, но это видит и осознает о себе не каждый. Но тот, кто видит, ему легче посвятить свой труд Богу, как и плоды, ибо так и есть – все изначально принадлежит Богу, и Бог всем распоряжается. К этому Арджуну вновь подводит Бог, по сути, однозначно указывая ему на необходимость сражаться и указывает как. Что здесь не понятного? Для нормального мыслящего человека здесь нет вопроса, и Арджуна его не задает.

Пока ничто не смутило его мыслительный процесс, он непременно должен уже подойти к нему, уяснив, что сражаться надо, это Воля Бога и сражаться, имея в себе определенное внутреннее содержание, мыслительный процесс, все посвящающий Богу, как и результат, как и сам процесс сражения.

Далее Бог последовательно объясняет Арджуне, как надо человеку воспринимать реальный, существующий фактически процесс работы на основе изложенного выше – как преданное служение Богу, ст. 18; также надо считать, что так исполняемая работа сожжена огнем знания, того знания, которое посвящает работу Богу и не привязывает к плодам. Это - правильно; такое выполнение работы – удовлетворяет чувства Бога; другое – запрещено; другое – греховная деятельность. Такой человек, фактически работая, выполняет ее автоматически, ст.19, 20. Это – награда.

Что здесь для Арджуны непонятного? Это каким надо быть неразумным, чтобы это не понять. До этого этапа вопросов у него или нет или что-то копится, но пока на непроявленном уровне. Но Бог копнет глубже и поднимет в нем вопрос, непременно, ибо он должен все же что-то не понять, с чем-то не согласиться, где-то не увидеть,  как эти знания приложить к себе. Ибо диалог есть диалог, и Бог даст ему слово, но так, чтобы польза была для всех в плане передачи совершенных духовных знаний всему человечеству.

Таким образом речь зашла о карма-йоге; налицо все ее параметры или требования. Но если так, то чем это направление преданного служения благоприятно так идущему и так участвующему в связующем процессе с Богом через труд? Как привлечь человека, также Арджуну, исходя из его ценностей духовного порядка? Об этом Бог Говорит в ст. 21, 22, 23. Надо заметить и Арджуна не глухой, что Бог не говорит о кармической деятельности, Бог также не говорит об устранении от работы, но о ее фактическом исполнении, но при определенном внутреннем понимании и мыслительном процессе – отказ от работы, посвящение ее Богу, и о том, что нельзя претендовать на плоды. Такую работу, так исполняемый долг кшатрия должен выглядеть и не иначе. Все достаточно однозначно.

Но ст. 23 также есть некоторый перешеек, связывающий две темы. С одной стороны, здесь сказано, что дает человеку не привязанность к плодам своей деятельности, а с другой стороны, Бог переводит диалог на понятие касательно жертвоприношений, где работа, выполняемая так, как требует Бог, может относиться к разряду жертвоприношений Богу, и далее пойдет речь о жертвоприношении. И здесь все должно быть понятно, логично, последовательно воспринято Арджуной, ибо это совершенное знание и его следует только принимать. Арджуна должен понимать, что карма-йога есть жертвоприношение своего труда Богу, акт не новый, есть много видов жертвоприношений, но это жертвоприношение одухотворяет работу, делает ее разрешенной и угодной Богу.

 Далее Бог Говорит о некоторых видах жертвоприношений, ст.23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33. Арджуне эти знания, как и всем, тоже следует взять себе на заметку в пути преданного служения и понять, что в противном случае человек обречен на страдания, ст.31.
Ст.33 снова есть перешеек от темы жертвоприношений к теме постижения совершенных духовных знаний, где изучение Святых Писаний приравнивается также к жертвоприношениям знаниями, где происходит слияние с Богом через огонь этого жертвоприношения. И далее Бог дает еще одно направление Святых Писаний касательно роли и важности изучения Святых Писаний, как Слова Бога. Эта тема озвучена в ст.33, 34, 35, 36, 37, 38, 39,40.

До  последнего стиха у Арджуны нет вопросов. Но вот 41 и 42 стих несколько его озадачили. Они побудили к вопросу, хотя на самом деле он получил уже емкий и много раз повторенный ответ, сражаться или нет, и если сражаться, то как… Но в ст. 41: «Тот, кто практикой йоги отказался от плодов кармической деятельности, отрезав знанием все сомнения, кто погружен в себя, его работа не связывает, о, Дхананьджая», - Арджуна обращает внимание на две вещи. Это есть, во-первых, практика йоги, путь погружения в себя… - и как следствие, во-вторых, отказ от кармической деятельности, т.е. такое исполнение работы, при котором работа перестает человека связывать (карма-йога). Т.е. первичным здесь в понимании Арджуны является путь практики йоги и как следствие успешное исполнение карма-йоги. Т.е. Арджуна разделил йогу и карма-йогу, решив, что сначала Бог требует заняться йогой, научиться возможно через путь медитации управлять своими чувствами, научиться погружаться в себя… И далее заняться карма-йогой, т.е. применением так развитых качеств и духовных возможностей в работе.
А йога – вообще есть путь отшельничества, уединения, постоянной практики йоги в безлюдных местах, путь тот, который Бог возвестил ему или восхвалил.  А знание в этом стихе выступает как посредник, на фоне которого и в связи с упоминанием которого выделяются Богом две важные вещи, которые он видит для себя разделенными, но в строгой последовательности: йога- (знание)- карма-йога.

Но следующий стих 42: «Поэтому, рожденным из невежества, расположенным в сердце оружием знания души, отрежь все эти сомнения и, будучи расположенным в йоге, поднимись и сражайся, о, Бхарата» -  уже не понят, ибо невозможно без предварительной практики йоги сражаться, заниматься карма-йогой, будучи расположенным в йоге.

Т.е. Арджуна не столько смотрит на то, что Бог ему говорит о знании, сколько чувствует, что в нем слова Бога не состыкуются с его пониманием. Он знает, что всегда любой духовной практике (карма-йоге) предшествует медитация, путь йоги, что есть отречение от деятельности. Но как сразу сражаться, будучи в состоянии йоги, не понятно. И не понятно также, на какой ступени духовного развития он вообще стоит, он вообще готов к чему? К йоге (отреченный образ жизни) или сразу к карма-йоге? Если ему еще надо идти по пути йоги, то здесь работать не надо, но уединиться и следовать духовным наставникам и той духовной практике, которая и помогает отречению и контролю своего мыслительного процесса и чувств. А карма-йога требует уже готовых качеств, какого-то базиса знаний и пониманий… развитых предварительно в йоге.

Арджуне много раз Бог говорит, как надо сражаться, с каким мыслительным процессом. Но Арджуна сомневается… Отсюда и вопрос: «… какой путь из этих двух будет лучше для меня?», имея ввиду йогу или (она же) отреченный образ жизни, когда человек не работает, и карма-йогу, где человек непременно работает и посвящает плоды труда Богу.

2.Шри Бхагаван Сказал.
И отрешенный образ жизни (йога), и путь карма-йоги не освобождают руки. Но из двух преданное служение карма-йога выше, чем отрешение от деятельности.

КОММЕНТАРИЙ:

В 41 ст. гл. 4 Бог Говорит Арджуне : йогасаннйасакарманам… - практикой йоги откажись от работы… или: откажись от плодов кармической деятельности. Но Арджуна слишком буквально понимает  Слова Бога, и потому в его мыслительном процессе происходит разделение по сути одного требования Бога – выполнять свой долг кшатрия будучи в преданном служении, т.е.  непременно выполнять свой долг фактически, но с определенным образом направленным мыслительным процессом, посвящающим Богу плоды труда. И этот внутренний мыслительный процесс делает его труд кшатрия одухотворенным или жертвоприношением Богу, или разрешенной деятельностью, не влекущей за собой последствия греховной деятельности. И этот внутренний процесс ему доступен, он реально может работать (сражаться) и думать о Боге, не считая себя причиной сражения. Ему не надо прежде заняться йогой, начать путь отреченного образа жизни, войти в это состояние и в этом состоянии  потом сражаться. Он может уже теперь быть в связующем процессе с Богом через свой труд, таким образом одухотворяя свою работу или работая без последствий греховной деятельности, занимаясь разрешенной работой, карма-йогой. Но поскольку в уме Арджуны так еще не сложилось, и он склонен отречение понимать слишком буквально, то поэтому Бог Указывает ему, исходя из его понимания, что в таком случае, даже если говорить об отречении от работы и фактическом ее не исполнении, то у человека ничего не получится, чтобы его руки не были задействованы. Любому человеку надо поддерживать свое тело, и Бог непременно принудит его работать, даже если образ жизни будет считаться жизнью в отречении. Однако, карма-йога – есть путь, Указанный Богом, путь преданного служения, путь угодный Богу, разрешающий работать и поддерживать свое тело и помогать другим в связующим с Богом огненном процессе через именно труд. Также, надо знать, что любой, кто идет через фактическое отрешение от деятельности, имея целью достичь Бога, находясь не в истинном отрешении, рано или поздно будет направлен Богом именно на путь карма-йоги. Другого пути нет и не может быть для того, кто уже озабочен своим духовным развитием и желает выйти за пределы материального существования, кто знает Бога Кришну и свое изначальное положение.




3.Необходимо знать, что тот считается в истинном отречении, кто не ненавидит и ничего не желает. Непременно свободный от двойственности, он, о, Сильнорукий, счастливо освобождается от оков (материального мира).

КОММЕНТАРИЙ:

Здесь речь идет о некоторых показателях истинного отречения – не ненавидит, ничего не желает, свободен от двойственности. Но также надо понимать, что истинное отречение никогда не может быть достигнуто какими-то искусственными методами, по воле самого человека, даже если его устремления в этом направлении будут связаны с преданным служением. Сам человек не может поставить перед собой такую задачу, ибо изначально каждого ведет Бог именно по пути отрешения.

Также надо знать, что путь отрешения ни есть полный отказ от какой бы то ни было деятельности, ибо тогда человек просто не сможет также идти по пути материального и духовного развития и пользоваться плодами цивилизации, не говоря о том, что также непременно надо поддерживать свое тело и своих близких и детей. Поэтому путь отречения исключает полное уклонение от работы, от общения, от ряда материальных знаний, от собственно любого проявления себя. Невозможно быть угодным Богу, если ты никак не можешь помочь себе своим трудом, через труд и активность проявить свои качества и инициативу, но это возможно при определенном образе мышления, посвящающим Богу любую свою деятельность и ее плоды, ибо иное самопроявление непременно есть греховная деятельность и наказуемо.

Человек непременно должен понимать, что он Управляем Богом, что именно Бог его ведет, дает ему весь мыслительный процесс, дает желания, возможности, дает и цель пути и обозначает здесь преодоления. Все дает человеку Бог; и именно с таким пониманием человек, выполняя любую деятельность, никогда не считается что-либо делающим, и потому, непременно, такой человек не вовлекается в запрещенную деятельность и не пожинает плоды своей греховной деятельности. Но при этом надо понимать, что всегда надо видеть в себе работу Бога, быть полностью погруженным в себя, не считать себя причиной любого своего проявления. Так направленный ум обеспечивает вхождение в Бога, постоянно на Бога направленный процесс, делает человека видящим присутствие Бога не только в себе, но и в других людях. Также, непременно, человек должен уметь подчиняться в себе Воле Бога. На самом деле отрешенности, как таковой, в материальном мире нет, но можно говорить о частичной независимости от условностей материального мира, и она постепенно взращиваются Богом в человеке, устойчиво закрепляется в сознании, даже начиная с очень низких форм существования, скажем с формы тела не человека, а животного.
Уже на этих ступенях развития душа проходя через страдание, начинает путь отказа от тех или иных видов пищи, образа жизни, от связей, от самой борьбы, ибо все непременно влечет за собой и усталость и страдания, что дает основание живому существу делать выбор на том, что пусть и не приносит удовлетворения чувств, но дает мир и наименьшие страдания.

Точно также Бог ведет и материального человека, постепенно через опыт жизни и рождение за рождением ослабляя его пристрастия к наслаждениям материального мира, показывая, что все они несут за собой страдания, давая человеку понять, что иногда лучше и отказаться от борьбы, от  тех наслаждений, которые обещают иллюзорные энергии Бога, так постепенно человек Волею Бога познает и аскетизм, и независимость от материи, что дает более спокойное существование, что осознается даже на начальных ступенях человеческого развития, и человек убеждается, что интеллектуальные наслаждения выше, менее затратные, приносят радость и утешение, что также не всякая еда может быть полезна и непременно может повлечь за собой и страдания в виде болезней. Человек также становится осмотрительней в контактах с людьми, видя, что люди стоят на разных ступенях материального и духовного развития и могут также приносить своими многочисленными желаниями немалые страдания или проблемы. Постепенно человек осознает и другое, понимая, что далеко не все в жизни зависит от него, что он есть также подчиненное живое существо, и не он творит свою судьбу, и не он распоряжается плодами тех или иных своих решений, также Бог и материальному человеку дает понимание, что если человек будет помогать другим, то и ему могут оказывать помощь, и это становится наглядным, понятным для человека образом мышления и проявления себя в материальном мире. Все это, так или иначе, но есть непременно постоянный труд Бога над человеком, и невозможно, так будучи направленным, не видеть за всем стоящего Бога. Все это есть то, что предстоит, предшествует преданному служению, с чем человек уже приходит на путь преданного служения и что необходимо оформить в его сознании через совершенные духовные знания, что закладывает в человеке те качества, которые и могут Милостью Бога вывести на путь полноценного преданного служения и на путь осознанного и необратимого отрешения, но в своей мере и только Волей и Планом Бога и не в одночасье, как должно быть понятно.

Но и такое отрешение никогда не может быть абсолютным, но имеет свои границы, ибо всегда человек должен развиваться, а потому вовлекаться в те или иные материальные игры и роли и через них извлекать то, что поможет ему подняться на еще более высокую ступень материального и духовного развития. Поэтому об Арджуне также можно сказать, что он к моменту разговора с ним Бога и передаче через него, Арджуну, Святых Писаний, уже обладал некоторой толикой отрешенного образа жизни, имел такую практику Милостью Бога, и отдельно проходить этот этап духовного развития через определенную дополнительную практику не следовало, но начать уже применять  отрешенность конкретно во время  принятия участия в сражении, т.е. занимаясь карма-йогой, ибо также предварительные Наставления Бог ему уже дал и  собирался их на мыслительном уровне и поддерживать Милостью и Волей Бога. Все, т.е. принятие участия в сражении должно было пройти автоматически, необходимо было также вручить себя полностью Богу и в таком состоянии сражаться, не проявляя никаких особых сомнений и не отклоняясь умом от понимания, что не сам сражается и не ему принадлежат и плоды сражения. Не следовало Арджуне разделять карма-йогу и йогу (отрешенность), рассматривать это как единый процесс карма-йоги. Но Бог Кришна обратил его внимание на два других отличных друг от друга пути, о которых действительно могли возникнуть сомнения.

4.Менее умные, необразованные люди говорят об отличии пути через аналитические знания от пути через йогу (связующий процесс). Но даже если человек становится на один путь из этих двух, он полностью насладиться плодами обоих.

КОММЕНТАРИЙ:

Ну, если человек хотя бы так начинает мыслить, и это направление размышлений ему подходит - это уже ступень, это уже начало пути к Богу. Ибо никогда человек сразу правильно или точно не может понимать и тем более в вопросах религиозного порядка. Они, эти вопросы, как и ответы, как и сомнения, даются Богом непременно, постепенно человек выводится разными путями если не на точный ответ, то на тот этап понимания, который уже есть промежуточный и приближающий к правильному религиозному мышлению. Также ничего так хорошо не усваивается человеком, как выстраданные ответы, когда он понимает, видит свои прошлые ошибки и несколько осознает, что сам добился ответ или ему дал Бог благодаря его усилиям. На более высоких ступенях такой человек никакой успех уже себе не припишет, ибо Бог покажет ему полную зависимость от Бога, что он Богом ведом и только из Рук Бога берет тот или иной ответ или ошибки, которые и приведут к более точному ответу. А пока непременно будет поиск и будут ответы не самого высокого уровня. Но все контролируется Богом и направляется Богом через Божественные инструменты, что есть Слово Бога, проповеди других людей, мнение религиозных авторитетов и понимание Мнения Бога в себе.


И все же редко кто из материальных людей, стоящих на слабой религиозной ступени, может задуматься о том, к чему могут привести духовные или аналитические знания, исследующие душу, ее возможности и пути развития, ее качества,  ее зависимость, ее собственно энергетическую субстанцию и изначальное положение. И действительно, есть такая невысокая ступень духовного развития человека, которая еще не исследует определенный период практику духовных знаний, их приложимость в условиях материального мира, их конечную цель и направленность. Люди просто читают Святые Писания, познают, что можно, о душе,  о ее Божественной природе, о ее неотделимости от Бога, ее вечности, неделимости и неуничтожимости… Люди изучают многие и материальные науки, пытаясь увязать духовные знания с материальными и через одни  понять процессы в других, люди заняты и философствованием разного порядка относительно материального мироздания, касательно вопросов существования других миров, других укладов жизни, другого материального развития, ища первопричину, источник всего, основополагающий кирпичик всего сущего, этим, по сути, наслаждаясь, выдвигая  свои теории, гипотезы, смешивая истину и неистину, желая создать некую формулу жизни, отвечающую на все вопросы материального бытия, интересуясь потусторонним, не доверяя уже  таким упрощенным пониманиям, как рай и ад, желая понять свой личный путь, цель и смысл, строя предположения о том, что за пределами чувств…

Все это и более того  уже вырывает человека из его материального мировосприятия, но еще никак не подводит к Итине, но создает в человеке хаос мышления, неудовлетворенность, желание и познать и постичь, вырваться из неведения, определиться, сосредоточиться на том, что есть окончательное и не подлежит сомнению, но и так, чтобы не терять свою самость, активность,  решительность, понимая все в себе за себя и свое внутреннее освещение, надеясь в этом на себя, на то, что сам себя озарит тем долгожданным ответом… а что дальше? Это не понятно. Это почти страшно. Это непреодолимо.

С непрекращающимся мыслительным процессом в человеке назревает и боль от своей слабости, ничтожности, по сути, беспомощности, некоей ущербности… И первое, и второе и третье… дает Бог. Ибо на самом деле все ищут Бога. И этим поиском должны в какой-то период переболеть, вовлекаясь умом во все дебри человеческого опыта и аналитических знаний. В этом аналитическом знании в той или иной мере и в свое время накануне преданного служения варятся все, до изнеможения, до великой усталости и апатии, до потери смыслов всех касательно материального мира и своего в нем положения и предназначения, копаясь и на уровне тела и на уровне души... Человек, и приходится с этим соглашаться всем так идущим, мысля так высоко и проникая во все и вся, зависим то и дело от болезней, долгов, от решения своих проблем, от природы, животного мира и погоды, от стихий, от болезней, от стечения обстоятельств, от человеческого фактора, от своей нации, от своей семьи, от соседей, от работы, от общества, от своего государства, от событий в других государствах… зависим от своих нужд и нужд близких…от всей своей цивилизации и всего, что она дает личности и отбирает заодно… и так вереницей; его идеи, старания, его вечный поиск никому не приносят вдохновений и никому не решают их вопросы по сути ни по каким счетам, ибо все приходяще, зыбко, имеет начало и конец... Хоть углубляйся, хоть не углубляйся в материальные и духовные знания, хоть строй свои собственные откровения и универсальные парадигмы, изыскивай самые невероятные ответы на вопросы, анализируй, логически выстраивай свои мыслительные цепочки до невероятных открытий – ничего не утешает. Нет того, кто бы поднял и понес на ура. Человеку уже не нужна слава уже не желает денег и признания, уже и не хочет с кем-то делиться своими внутренними открытиями… ему бы мир в себе. Куда дальше? Что дальше?

Наступает пора выводить его на Свет, отсечь ненужное и дать главное и дать решительно, дать авторитетно, дать, усмирив человека, что может быть или через великое страдание, или в новом теле, или привлечением его к преданному служению, если качества уже позволяют или хотя бы отчасти... Другого пути нет и нет.

Это и есть путь аналитических знаний. Когда человек уже бьется головой об стенку, желая определенности и окончательного понимания себя и своего конечного назначения. В большей или меньшей степени все проходят процесс как бы отхода от чистой материи, начинается брожение ума, мистика, аналитика, поиск себя и своего предназначения конечного; и это все надо, вопиюще пора, крайне необходимо увенчивать другим более спокойным и более точным путем или направлением Земного движения. Этим Управляет Бог. Это религия, это отход от всех неавторитетных трудов материального мира, это сосредоточение на Боге, на Том, от Кого все исходит, это признание постулатов религиозного порядка, это уже поклонение Богу, аскетизм, добродетель, постоянное обращение к Святым Писаниям, обращение взгляда к Богу, направление мыслительного процесса на Бога, видение Бога в своей жизни и жизни других людей. Это также развитие и качеств. И только в таком случае человек начинает переходить Милостью и Волей Бога на устойчивое преданное служение, на связующий процесс с Богом. Это выводит однозначно к карма-йоге – связующему процессу с Богом через труд.

Это тот путь, который миновать невозможно, невероятно, но подходят к нему именно после материального существования и здесь долгого колеса сансары, подходят, преодолев перешеек аналитических знаний, выводящих к Богу, где всем процессом движения человека Управляет только Бог, и другого пути не может быть.

Если человек заинтересовался потусторонним, читает оккультную литературу, привлекается магией и астрологией, если человек  думает о пришельцах, если закупает такую литературу и изучает ее, как и паникует, видя разноголосость материальных источников-осведомителей, то такой человек и находится в хаосе ума, так его повел Бог, ибо пора начинать его через это перенаправлять на религию, дающую ему на все ответ, направлять на изучение Святых Писаний, что в свое время пробудит в человеке желание и практиковаться или заниматься той или иной йогой, и далее Бог может дать единственно правильное направление его усилиям – Совершенные духовные Знания, что есть только и единственно те знания, которые Бог спускает  в материальный мир через Наталию Маркову, которые есть путь к преданному служению Богу Кришне. Другого пути нет и быть не может.
.
5.То положение, которое достигается через аналитические знания (философию санкхйи) также достигается исполнением йоги. Тот, кто видит путь аналитических знаний и путь йоги как один путь, он действительно видит.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо понимать, что аналитические знания не носят чисто духовную направленность, это все же то, что имеет и элемент философии, и некоторые материальные знания, как и включает заимствованные домыслы человека. Это есть определенная ступень материального и духовного развития человека, которая предполагает завершающий этап его, по сути, материальных знаний и переход на знания высшего или духовного порядка, абсолютные, авторитетные знания, выше которых нет и быть не может. Отсюда Бог направляет человека по тому пути, который однозначно упирается в строгую религиозную практику и непосредственно преданное служение Богу.

Но у каждого человека при наличии этапа аналитических знаний переход на духовную практику происходит абсолютно индивидуально, с учетом его качеств и заслуг перед Богом, но в целом увенчивается только практикой преданного служения и здесь, в рамках преданного служения карма-йогой.

Но если человек прежде был призван к практике той или иной йоги, имеющей отношение к Богу Кришне или нет, то и этот путь может сопровождаться постижением именно аналитических знаний, ибо любой йог всегда умом обрисовывает свою цель и нуждается в путеводителе, которым и являются аналитические знания, материальные знания определенной направленности,  некоторые религиозные знания,  философское мышление, что выводит человека в итоге к практике преданного служения именно Богу Кришне в этой жизни или в следующем рождении.

Но всем полностью управляет только Бог, абсолютно точно зная последовательность пути развития каждого и нацеливая в итоге человека именно на духовную практику, на карма-йогу, на путь, посвящающий жизнь Богу, на изучение авторитетных Святых Писаний, на контроль ума, желаний и чувств, на путь добродетели и аскетизма. Таким образом, путь любой йоги и путь аналитических знаний есть один путь в плане конечной цели, ибо это уже путь завершения материального существования, предпоследние звенья в цепи развития человека в материальном мире, есть путь, оговоренный Ведами, путь, который дает Бог каждому, но в свое время и своими средствами.

Но для чего это нужно знать? Чтобы не впасть в отчаяние при виде, как люди занимаются как бы ни теми йогами или чрезмерно увлекаются мистикой или потусторонним. Знающий истину человек, всегда таким образом поймет и о себе, и о других, что всех и каждого ведет Бог, что любой этап необходим, свят, непременно во благо и в свое время Бог своими средствами выведет человека на путь преданного служения. Никому не следует открывать глаза, ни за кого не следует переживать, ни против кого из так идущих не следует мыслить или предпринимать. Никто не заблудится, никто не пройдет мимо, все и каждый извлекут свое и будут Милостью Бога в свой час направлены именно на преданное служение.

И если человек не видит путь постижения аналитических знаний и путь йоги(карма-йоги), как один путь, то не следует очень за него беспокоиться. В любом случае, зная и не зная об этом, человек ведом Богом и будет выведен и на путь преданного служения и за пределы  материального существования. Это не тот вопрос, где надо очень сильно переживать и со временем человек все же это на своим пути увидит, Бог сделает в нем такой мыслительный акцент, ибо Бог дает знания не только через совершенные духовные знания, но и индивидуально, давая сокровенное на личной практике человека, помогая понять каждому, что жизнь бесценна и в материальном мире потому, что на самом деле соткана из сплошных доказательств Святых Писаний на примере своей собственной жизни и своего собственного религиозного пути.

Это если говорить о том, что существуют два пути к преданному служению. Такие пути: путь через аналитические знания и через йогу – да, существуют и о них можно говорить в отличие от вопроса, поднятого Арджуной в ст. 1, где он усмотрел два пути 1) в отреченном образе жизни и 2) в занятии йогой. Таких двух путей нет, ибо они сливаются в карма-йогу, где есть и отрешенность и где имеется и йога, связующий процесс с Богом через труд. Но отрешенный образ жизни, как таковой, все же следует просмотреть, и это Бог делает в следующем стихе.

6.Но отрешенный образ жизни, о, Сильнорукий, без связующего процесса (преданного служения) погружает в отчаяние. Мудрый, вовлеченный в процесс соединения со Всевышним (занятый йогой), без преград достигает Верховного Брахмана (в себе сливается с Ним).

КОММЕНТАРИЙ:

Материальному человеку вести отрешенный образ жизни и в голову не придет без какого-то основания, это очень редкий случай, если человек решается на отрешенный путь без видимой для себя причины.  В таком случае чаще всего человек понуждаем, и на это есть Воля Бога. Но все же этот путь существует в материальном мире, где основанием могут послужить чисто материальные вещи, где человек -  или преступник и вынужден принять отшельничество, или человеком управляют некие идеи касательно упрощения своей жизни с целью  удалиться от цивилизации и не быть зависимым от плодов цивилизации.

Также такой образ жизни принимают староверы, живущие своим подсобным хозяйством в общинах и подчиняющие свою жизнь строгим религиозным нормам, принятым в данном религиозном направлении. Также такой путь принимают семьей по своим веским как бы основаниям, желая себе независимости, возможно и материального процветания в связи с подсобным хозяйством, долгой жизни и мира… Каждому в таких случаях Бог все же дает свое основание, и люди могут не плохо таким образом и жить, удовлетворяясь таким бытом, находя свои радости и утешение. Уходя в природу, животный мир, добывая еду как бы естественным путем, справляясь со своими недугами и никак особо не страдая, но втягиваясь и даже наслаждаясь. Такая отрешенность существует в материальном мире и тоже дается некоторым людям по Плану Бога. Люди получают от Бога и по Плану Бога основание, желание, вкус к такому образу жизни, и это их удовлетворяет. Но как бы в таком случае человек ни строил жизнь, он непременно будет аскетичен, вести простой образ жизни, не сможет пользоваться благами цивилизации и будет идти по пути преодолений.

Желая себе мира, человек и получит его в некотором роде, но вместе с тем разовьет в себе терпение, смирение, трудолюбие, ответственность, старание, неприхотливость, умение уповать на Бога, будет в некотором роде бесстрашен, сносить холод и жару, сносить болезни и недостатки разного рода, будет знать и голод… Устремляясь к одному человек непременно достигнет другое, то, что есть качества высокого духовного порядка, непременно угодные Богу. И когда человек устремлялся к спокойной жизни, как и независимой, и ставил себе такую цель, то Бог, его так побуждая идти и такой путь выбрать, ставил на него цель связанную, прежде всего, с развитием качеств, ибо в следующем рождении или через рождение именно эти качества помогут Волею Бога человеку заняться преданным служением, а отсюда и недалеко и до духовного плана.

Т.е. это отрешение, существующее в материальном мире и теперь, самое настоящее, но минующее осознание религиозности такого пути, осознание истинной конечной цели Бога на себя. Оно далеко не бесполезное и непременно даст плоды достаточно благоприятные именно для духовного развития, минуя осознание самого человека напрямую. Такое отрешение еще не требует от человека поиска смысла жизни, не ставит его в тупик, ибо все желаемое он достигает. Это полезное отрешение с материальной основой. Оно может приносить страдания, но локальные, не основанные особо на религиозной идеологии и поскольку нет хорошей религиозной основы и понимания Высшей цели, то не потрясает человека в итоге и жестко не ставит перед ним вопрос о смысле жизни, ибо как человек хотел прожить, так и прожил, то и получил. И в отчаяние без преданного служения такая жизнь не погрузит, ибо и не знает, зачем ему преданное служение и никак изначально не связывает свой путь непременно с духовной практикой и выходом за пределы материального существования.

Но бывает и другое отрешение (на него с интересом смотрел и Арджуна), которое непременно имеет религиозные причины и причем не очень слабого порядка, когда человек уже поклоняется Богу, видит в этом смысл жизни, посвящает свою жизнь Богу, хочет таким образом отречься от материи, иногда не слабо желает обрести и мистические способности, также надеется на некоторую явную связь с Богом, на чудеса. Но, устремляясь к реально отрешенному образу жизни, далеко не каждый понимает, что этот путь к Богу не может быть частичным, само по себе отрешение, отход от мирских дел и работы фактически, даже посвященное Богу, никак не угодно Богу, но только при условии совокупного преданного служения, куда входит все, что требует Бог в Святых Писаниях. Это непременно поклонение Богу, аскетизм, добродетель, контроль ума, желаний и чувств, поддержание тела через карма-йогу, посвящение Богу всех плодов своей деятельности, это постоянный контроль желаний, чувств и мыслительного процесса. Как только человек игнорирует это требование, он непременно получает те энергии Бога, которые вводят его в великое сомнение относительно успеха этого пути, Бог забирает смысл жизни, потрясает неудачами, делает из всего камни преткновения, человек теряет уверенность в себе и может быть ввергнут в долгое отчаяние и стресс. Все, что казалось человеку успешным, достигнутым, завоеванным, в его сознании теряет ценность, аннулируется, не находит в человеке опоры ни в знаниях и ни в практике, он не может видеть никаких результатов своим стараниям и отречение не поддерживается соответственными внутренними энергиями. Таким образом, Бог побуждает человека принять путь преданного служения и именно в рамках преданного служения и Слова Бога возможно подниматься по пути духовного становления, обретая постепенно шаг за шагом уверенность и смысл своего пути, мир в себе и удовлетворение в свою меру.

7.Вовлеченная в связующий процесс (йогу) очистившаяся душа, победившая ум и контролирующая чувства, сострадающая всем живым существам, хотя и занята работой, никогда не связана ею.

КОММЕНТАРИЙ:

Речь идет только о карма-йоге, о связующем процессе с Богом через труд, также об отречении от плодов любой своей деятельности, о посвящении своего труда Богу. Такой образ жизни также называется жизнью в отречении, но той жизнью, которая рекомендуется Богом, направляема Богом, освящает любую деятельность человека, делая ее разрешенной деятельностью, где человек хорошо понимает, что не он причина своего труда, что не ему и распоряжаться. Поэтому человек не понуждает себя не привязываться к работе, а делает это абсолютно естественно, неотъемлемо от себя, никогда здесь не ошибется, никакое движение тела или ума не посчитает собственным проявлением себя, зная себя управляемым живым существом. Видя это, ощущая это, понимая это и относительно себя и относительно других живых существ, он не может ничего себе приписать, ни в чем не может себя восхвалить, но знает, что все в нем делает Бог в пределах его качеств, и через преодоления Бог границы этих качеств непременно расширяет и углубляет, помогая достичь качества, угодные Богу.

Труд Бога над человеком абсолютен. Даже не выполняя работу,  человек, тем не менее, вовлекается в деятельность своими качествами, своим умом, разумом, чувствами. Все Богом направляется на труд. Бог ведет человека, Бог учит его принимать решения, Бог дает логическое мышление, Бог дает анализ, умение понимать суть работы, основываться на свой опыт, управлять своими желаниями и чувствами, Бог дает запоминать, Бог дает удерживать в сознании образы, элементы труда, дает призывать на помощь свои навыки, как и помогает приобретать новые навыки, как и знания, как и удерживать в себе цель труда, понимая себя, как полностью управляемую Богом причину.

Именно через труд человек постигает Милость Бога, Могущество Бога, Непостижимость Бога, Труд Бога в каждом и над каждым, Управление Бога в материальном мире через каждое конкретное живое существо и не только. Однако, даже так понимающая душа, занятая карма-йогой, видящая присутствие Бога в каждом и все в Боге, даже такая душа не может считаться полностью очистившейся от скверны материального мира, но весьма условно, где ступень каждого Знает только Бог.

Точно также невозможно полностью победить свой ум и полностью контролировать свои чувства. Это было сказано для Арджуны в соответствии со ступенью его материального и духовного развития на тот период. Это был как-бы ориентир Бога, данный ему и тем, кому пора было уже начинать путь преданного служения и в частности путь карма-йоги, это было обещание, которое стимулировало к стараниям и усилиям в указанном Богом направлении для тех, кому пора было уже так идти. Но если говорить строго, то ни в материальном мире, ни на духовном плане души не могут полностью победить свой ум, контролировать свои чувства и очиститься. Живое существо слишком слабо и зависимо, чтобы достичь такого уровня развития. Точно также живые существа не могут постоянно сострадать живым существам, ибо и это не под силу и не во власти живых существ, но свою необходимую толику сострадания Бог дает каждому и развивает это чувство в преданном служении до необходимого уровня, так, чтобы это чувство не мешало самому преданному служению.



8-9. Вовлеченный в йогу, знающий Истину, считает, что, какой бы деятельностью он ни занимался: когда видит, слышит, соприкасается, ощущает запахи, ест, ходит, спит, дышит, говорит, отказывается, принимает, открывает, также закрывает… - на самом деле он ничего не делает, но чувства вовлекаются объектами чувств.

КОММЕНТАРИЙ:

И снова надо помнить, что не сам человек считает, не сам человек это думает, а только Бог постоянно, все интенсивнее и интенсивнее ему напоминает о Себе, Своем присутствии, буквально показывает, как Он, Верховный Создатель, Управляет его телом, руками, ногами, как подает мысль и как отбирает память, как настраивает человека на то или иное событие, как дает чувства, как дает желания, как регулирует все процессы в человеке, давая сон, давая еду, направляя мысль на еду, указывая, что теперь более подходит человеку из еды, одежды, общения, к кому следует обратиться с вопросом в материальном мире и от кого ждать помощь или поддержку…

Но чтобы Бог так работал с человеком, т.е. достаточно конкретно и опредмеченно направлял его мысль постоянно на Себя, непременно надо, чтобы он был йогом, чтобы вел аскетический образ жизни, чтобы постоянно усердно изучал Святые Писания, чтобы был терпелив, старателен и бесстрашен, мог легко отдать последнее, чтобы помочь другому, только в таком случае Бог начинает очень серьезно вести человека; и не дай Бог этому человеку даже мельком думать, что в этом его личная заслуга. Нет и нет. Все решает время, длительность духовной практики; и это время и эта практика, и эти усилия даются в свое время всем, кто готов, кто Милостью Бога дошел до этой ступени своего материального и духовного развития.

Также, никогда неким непонятным образом чувства не вовлекаются объектами чувств. Только Бог вовлекает человека в ту или иную деятельность в пределах его качеств, в пределах его ступени материального и духовного развития, в пределах кармы человека и Плана Бога на человека. Именно Бог указывает человеку на объекты чувств, дает их обозреть, дает их мыслительным процессом осознать, оценить, также только Бог дает человеку все причины и основания, только Бог дает начало, середину и конец любой деятельности и поддерживает, и ведет в процессе. Только Бог дает и результаты и направляет человека на распоряжение ими.

Пора уже именно так понимать и не считать, что здесь присутствует некое мистическое или самопроизвольное и необъяснимое воздействие объектов чувств на чувства. Объекты чувств есть то, что побуждает, но Волею Бога. Надо, пора видеть во всем только присутствие Бога, работу Бога, Управление Бога всем творением, каждым живым существом, всем движущимся и неподвижным, проявленным и не проявленным. Именно поэтому  необходимо понимать, что на самом деле человек, любое живое существо ничего само не делает, но через тело и чувства Милостью Бога ощущает этот процесс в материальном мире и отсюда  у него до времени создается ложное понимание, что именно он причина и нет других причин. Это греховное понимание и непременно влечет за собой последствия в виде страданий, пока человек не осознает Милостью Бога, что ведом, что подчинен, что полностью зависим и пока не поймет в этой связи свое изначальное подчиненное положение.


10. Тот, кто, исполняя работу, все виды работы посвящает Верховному Брахману, отказываясь от привязанностей, не затрагивается грехом, подобно тому, как лист лотоса – водой.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо понимать, что это было сказано для Арджуны, для тех, кто стоит примерно на такой ступени развития, для тех, кто одной ногой еще стоит в материальном мире и его посулах, а другой уже готов начать движение к Богу. Такие люди еще не достигли качеств, которые позволили бы устремиться к Богу без посулов. А здесь такой посул – не затрагивание грехом. На этой ступени люди не могут еще преодолеть свою ничтожность, принять свою неисчерпаемую и непреодолимую греховность. Они тщеславны, самоуверенны, устремлены к самоуважению и почитанию. Им надо, чтобы они как бы трудились духовно с большим или ощутимым результатом, на который не могут претендовать материальные и некоторые религиозные люди, они хотят быть избранными перед Богом, выделенными Богом и потому нуждаются в похвале, в посулах, в обещаниях Бога.

Только очень высоко стоящий (и не знающий о своей ступени) в религиозном плане человек непременно понимает, что как бы он ни старался, как бы он ни изучал Святые Писания, как бы он ни был добродетельным и как бы ни отличался аскетизмом, он непременно всегда грешен перед Богом, и в этом никогда не может быть сомнения. Но чтобы человек это осознал, у него за плечами должно было быть очень долгое преданное служение, а Арджуна был только на подходе. Его надо поднять, воодушевить, повести, пообещать, восхвалить… Только в свое время он поймет Милостью Бога, что, как бы он ни старался и ни посвящал свою работу и любое дело Богу Кришне, какой бы отрешенный образ жизни ни вел, он никогда не сможет полностью очиститься от грехов; от греховной деятельности невозможно очиститься и на духовном плане, где вся жизнь человека преимущественно посвящена только и единственно служению Богу Кришне.

11. Телом, умом, разумом, а также очистившимися чувствами йог исполняет работу (предписанные обязанности), отказываясь от привязанности с целью очищения своей сущности.

КОММЕНТАРИЙ:

Однако, видимость пути очищения Бог дает преданному, давая ему такое иллюзорное понимание, вовлекая его как бы в сотрудничество с Богом и Указывая, через что именно происходит этот процесс очищения. Человек есть мыслящее живое существо и ему всегда надо видеть те инструменты, посредством которых он достигает ту или иную цель. То же можно сказать и о йогах в их связующем с Богом процессе. Ему непременно нужно указать на механизм очищения себя от материальной скверны, ибо это для него становится основной целью, выводящей за пределы материального существования. На самом деле и телом, и умом, и чувствами, и мыслительным процессом, и прочим в человеке Управляет Бог. Душа просто это может в себе Милостью Бога констатировать, сюда как бы вместе с Богом направлять свои усилия. Но все от начала до конца в этом связующем процессе работает на одно – на достижение Бога, на вхождение в Бога, на то, чтобы душа, Божественная частица, неотъемлемая энергия Бога не отличала себя от Воли Бога, не имела других интересов, была полностью Управляема и подчинялась Воле Бога,  не видя отличия Воли Бога от своего желания и устремления. Все это инструменты, которые Бог дает душе, указывая цель – очищение.

Очищение действительно происходит, но частичное, умеренное, полностью контролируемое Богом. Греховность души заложена в ней изначально, ибо есть тот инструмент, через который и происходит развитие человека. Абсолютно чист только Сам Бог. Но душа, помимо того, что устремлена служить Богу и достигать качества, угодные Богу, также вынуждена и в материальном мире и на духовном плане  работать на поддержание и себя и решать вопросы, связанные с телом материальным или духовным. И как только сюда направляется мысль и деяния души, она тотчас считается занятой греховной деятельностью. Но не быть направленной на себя также она не сможет никогда, ибо везде имеется быт, отдых, те или иные наслаждения и привязанности. Но все Бог контролирует, все управляется Богом; и в любом случае, и в материальном мире и на духовном плане человек, служащий преданно Богу, непременно поднимается вверх по ступеням собственного материального и духовного развития и поэтому очищается. Но этот процесс очищения не имеет пределов.

12.Вовлеченные в преданное служение карма-йогу, отказываясь от плодов своей деятельности, достигают непоколебимый покой. Но те, кто не вовлечен в преданное служение, кто работает ради удовлетворения чувств, кто привязан к плодам работы, запутываются в последствиях кармической деятельности.

КОММЕНТАРИЙ:

И снова, это было сказано для Арджуны.  Непоколебимый покой и тем более в карма-йоге не достигает никто. Ибо это постоянный внутренний труд, это постоянное видение Бога везде и во всем, присутствие Бога, Управление Бога, также присутствует реакция преданного, старания преданного, мыслительный процесс неослабевающий, это также непрерывный путь преодолений, ибо без них, без беспокойства, без новых поставленных Богом задач в процессе любой деятельности человек не сможет входить в Бога, развивать качества, угодные Богу, претерпевать, ибо без этого невозможно и заслужить Милость Бога, ибо Бог над человеком очень не слабо работает, и это стоит человеку и аскетизма, и жертвоприношений, и добродетели, но и это есть все еще существующая связь с материальным миром, через которую Бог находит и  работает с самыми уязвимыми местами преданного и так до конца его дней, и нет этому предела. Всем в труде хватает проблем и испытаний: и материальным людям, и преданным. Но одни не знают, куда идти, как себя проявить и над которыми постоянно нависает смертельная опасность, а другие бесстрашны, не паникуют, не останавливаются, более успешны, ибо не вовлекаются в греховные материальные игры и роли и в этом смысле, зная свое положение перед Богом и конечную цель, на самом деле при всех потрясениях имеют в себе мир, надежду, полную уверенность и радостность, ибо связь с Богом, это видение приводит души в великое умиротворение и дает силу все преодолевать.

13.Но те, кто контролирует себя, отказываясь умом от плодов всех видов деятельности, остается счастлив в месте, где девять врат, городе воплощенной души, ничего не делая и не становясь причиной.

КОММЕНТАРИЙ:

Все делается автоматически, и это тоже не просто для преданного, занимающегося карма-йогой. Человек то видит, что не он причина  своего труда, то Волею Бога об этом забывает, ибо постоянное памятование тоже контролируется Богом и не всегда благоприятно при выполнении работы. Но остается некий внутренний фон, который безошибочно и без непременно направленного мыслительного процесса оставляет человеку чувство своего расположения в Боге неизменного. Это уже почти стабильное ощущение мысли и чувств человека, которое никуда не девается и постоянно поддерживается Богом; и при экстренных ситуациях человек четко осознает, что не он, не от него, не им, всем Управляет Бог, и в этом находит  убежище, защиту, надежду, мир в себе, и очень великую радость, никак не отражающуюся на его лице или поведении, но есть  то состояние, которое более высоко, чем блаженство, это полное понимание себя вне материи, вне отношений, вне связей и зависимостей  при их как бы и присутствии и влиянии.

Человек всецело в руках Бога, любит Бога, наполнен великой благодарностью к Богу, боится не угодить Богу, буквально сотрясается от мысли, что может не так сделать или поступить или подумать, но и при этом знает, точно знает, что Бог ему поможет преодолеть греховные качества, поможет не совершать те или иные ошибки, даст тот путь и те испытания, которые самым лучшим образом помогут осознать, принять новые качества, новый мыслительный процесс; и это всегда, факт этого сопровождается внутренним великим торжеством, и другой радости никогда не может принять, никакие материальные блага или связи не могут заменить связь с Богом,  посвящение труда Богу.

Такой преданный также перестает страдать сильно за других людей, ибо начинает хорошо понимать, что все они до единого идут только к Богу, что над каждым работает Бог, что все страдания всем есть путь преодолений и без него невозможно очищаться, невозможно достигать качества, угодные Богу, невозможно и достичь Бога. Всем Бог помогает, всех и каждого Бог ведет, нет таких, кто бы был особо избран Богом и нет забытых, как бы и кому бы ни показалось. И этот факт очень сильно радует преданного, ибо чувство избранности или особенности перед Богом очень и очень тяжелое чувство, и его испытывать не просто. Но осознав, что все, как один, перед Богом, душа радуется также, ибо и в ней, и вне ее наступает гармония и смягчение внутреннего напряжения от того, что над тобой индивидуально и непрерывно работает Бог. Бог со всеми и в каждом, и также непрерывно, и индивидуально. Так легче. И переносить трудности и существовать, и стараться.

14. Не создающими, не исполняющими работу Бог создает людей, не связанных с плодами работы, но зависимых от своих качеств.

КОММЕНТАРИЙ:

Действительно, изначально душа недвижима, абсолютно недвижима, есть только энергия Бога, в материальном мире облаченная в тело с чувствами и посредством тела вовлекается в общение с материальным миром через связи, отношения, через процесс, направленный на поддержание этого тела. По сути, душа, живое существо, а точнее, энергия Бога,  в материальном мире призвана развиваться, понимать самые разные команды Бога через энергетические потоки, учиться реагировать, вступать в контакты и все это непременно, как и непосредственное обучение и труд, прежде всего направлены на развитие именно мыслительного процесса и определенных навыков и пониманий, которые ей пригодятся  преимущественно на духовном плане,  где, уже имея базу из материального мира, эти качества и возможности будут  направляться на служение Богу, что есть цель Бога на все живые существа, есть то, для чего эти живые существа созданы.

Поэтому в материальном мире по всем счетам происходит такое обучение через вовлечение души в те или иные игры и роли; и во всех их ведет живое существо через все формы жизни и все виды опыта, как и через самые разные тела только Бог. Никто сам не решает ни один вопрос. Бог поэтапно поднимает опыт, навыки, ум, желания живого существа  с самых низших форм существования, давая все понимания и  все переживания, мыслительный многоуровневый процесс, как и  постепенно развивая, закрепляя, давая качества, необходимые для существования и дальнейшего развития. Бог птицу учит летать, муравья учит оберегать семью, заботиться о жилье и пропитании, учит поэтапно, начиная с малейшего и мельчайшего, переводя от вида к виду, от одного образа жизни к другому, меняя среду обитания, форму жизни, меняя врагов, меняя потребности и возможности тела, везде Лично Сам изнутри и извне Управляя всеми и каждым, вращая все живые существа в колесе сансары, до тела человека и в теле человека и далее выводя за пределы материального существования.

Все игры и роли проигрываются только с Богом, буквально Бог приучает так или иначе мыслить и выбирать на данном этапе, только Бог средствами Бога, постепенно поднимая вверх по ступени развития, отводит от одних качеств и подводит к развитию других; но только в теле человека Бог заставляет понять и признать живое существо, что оно ведомо, и другое понимание есть невежество, есть не истина, есть работа иллюзорных энергий Бога.

Но при переходе на духовный план, когда решается этот вопрос, человек непременно должен понять, знать точно, что он неподвижное живое существо, абсолютно зависимое и управляемое, есть энергия Бога, есть тот, кто в своем развитии идет к Богу и обязан на  некотором этапе этого пути начинать так сотрудничать с Богом, чтобы не отличать более в себе Волю Бога от своей, а для этого человек должен пойти по пути отрешения от условностей материального мира, потерять к нему интерес; и если Бог и оставит  нечто привязывающее к материи, то это будет то, что подходит, что угодно Богу  и не мешает преданному служению Богу на духовном плане, но может быть использовано для поддержания человеком на духовном плане своего тела и быта, где нет непосредственного служения Богу, ибо и на духовном плане кроме труда, посвященного Богу, есть и обустройство жизни и наслаждения и пр.

Но, поднимая человека по ступеням материального и духовного развития, Бог, непременно работая в нем, действует только и строго в пределах его развитых на данный период качеств. Путь страданий призван эти пределы качеств раздвигать, давая человеку новые качества и потому новые возможности и новую Милость Бога.

Поэтому считается, что человек работает своими качествами, зависим от своих качеств, и может получать Милость только вследствие их проявления, как и наказания, что может происходить в результате материальных игр и ролей. Но и сам человек свои качества одним своим желанием не может или не в состоянии изменить, ибо и не знает, какие средства для этого подойдут, как и не может вокруг себя сам создать подходящую обстановку или окружение. Все это делает Бог, работая адресно, работая непрерывно над каждым и непременно поднимая каждого по ступеням развития именно качеств, приближая их к той норме, которая угодна Богу и которая подходит, чтобы человека вовлечь в преданное служение и далее вывести за пределы материального существования на духовный план.

15. Всевышний никогда не принимает на себя последствия чей-либо греховной деятельности, никогда также последствия благочестивой  деятельности, тех, находящихся в заблуждении людей, чье знание покрыто невежеством.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо хорошо понимать, что Бог – Высочайшая Личность, абсолютно отрешенная от Своего творения и от Своего труда в материальном и духовном мире. Бог работает над твореньем непрерывно; но все, что Бог делает, не может влиять на Верховную Личность, не затрагивает никакие чувства Бога, не ставит его ни в какие условия, ни в чем на Него не воздействует. Все, что делается, все плоды материальной деятельности человека, все направляется на сами живые существа и их развитие, все направляется на то, чтобы живые существа, пройдя опыт материального существования, развили качества, угодные Богу и достаточные, чтобы Милостью и Волей Бога оставить материальный мир и быть отправленными на духовный план.

Для этой цели Бог вовлекает  живые существа в материальные игры и роли, поднимает через это нагара качества живых существ, давая им возможность проявиться, и далее живые существа получают последствия своей греховной и благочестивой деятельности, которые направляются вновь на них самих с тем, чтобы развивать эти живые существа через страдания и преодоления, как и через добродетель и успех, так постепенно поднимая живые существа по ступеням их собственного материального и духовного развития, постепенно приближая к этапу преданного служения Богу Кришне в условиях материального мира и постепенно уже на этом промежутке развития направляя  на  качества не привязанности к плодам любой своей деятельности, что позволяет Богу направлять все плоды человека на именно путь преданного служения, на духовную практику, что впоследствии и выведет на духовный план. И для материального человека, и для преданного плоды любой деятельности возвращаются, но в одном случае человек на них рассчитывает, а в другом полностью полагается на Бога и не привязывается.



16.Но те, чье невежество разрушено знанием, их, подобное солнцу знание, все освещая, ведет ко Всевышнему.

КОММЕНТАРИИ:

Само по себе знание ничего не освещает и ни к чему не ведет. Знанием в человеке полностью Управляет Бог. Только Бог напоминает знание, дает к нему понимание, дает основание через него посмотреть и увидеть, Бог дает время, место, причину проявления знания. Также, чтобы знание можно было использовать, оно должно в человеке утвердиться, а это возможно только вследствие долгого преданного служения, непременно вследствие простого образа жизни, добродетели и аскетизма.

Также знание непременно нужно постигать постоянно, не просто пребывать в нем, а практически из него извлекать, и это должно непременно сказаться на качествах и понимании человека, его ум должен через эти знания одухотворяться до такой степени, что человек напрочь не видит материю, не видит причины иной, кроме Воли и Плана Бога, когда человек ничего не сможет объяснить материальными знаниями и любому он даст ответ на основании Святых Писаний и Слова Бога. Но и обладая совершенными духовными знаниями, человек всегда должен понимать, что глубоко невежественный, понимать, что путь постижения знаний не имеет границ, что сами знания без их практического применения не существуют, Бог таким знаниям не даст путь. Они обязаны вести к Богу, и они обязаны помогать преданному служению на каждом шагу. Человек всегда должен понимать, что знания, желание их получить, время, место, обстоятельства, причины даются только Богом и тогда, когда человек уже стоит на определенной ступени материального и духовного развития, и каждому человеку есть его срок начала этого пути и никто не может это начало ускорить или как-то проконтролировать.

Также, Бог никогда не дает понимание сразу, но постепенно открывает грани знания, постепенно дает все большую память и Сам в свое время эти знания и направляет на практику преданного служения. Никогда не бывает так, чтобы человек получил совершенные духовные знания и снова надолго вернулся в материальный мир. Но для некоторых на небольшой период это возможно, ибо для того, чтобы знания утвердились в человеке, необходимы и качества и порою добирать их приходится в следующем или этом рождении. Но через время Бог снова такого человека призовет к преданному служению, и этот путь уже будет необратим.

17.Тот, чей разум всегда во Всевышнем, тот, чей ум всегда во Всевышнем, тот, чья вера обращена только ко Всевышнему, кто только в Нем  видит свою высшую цель, идет туда, откуда нет возврата, знанием очистившись от всех грехов.

КОММЕНТАРИЙ:

Сами знания ни от чего не очищают, но только строгое следование им, непременно в связующем процессе с Богом, непременно через практику преданного служения, непременно через добродетель и аскетизм. Все это в совокупности, в результате также постоянной практики йоги не только утверждает человека в совершенных знаниях, но и дает ему ум, всегда направленный к Богу, дает смысл жизни и цель жизни, непременно связанную с достижением Всевышнего.