И всё-таки враг не прошел

Олег Каминский
     За время Великой Отечественной войны, по далеко неполным данным, более 600 советских лётчиков совершили воздушные тараны. Разумеется, по мере изучения различных документов и свидетельств, количество героев таранов постоянно увеличивается. В ходе поисков удается находить не только подробности уже известных случаев, но и открывать новые, ранее неизвестные случаи воздушных таранов. Любопытно, что много ценнейшей информации о таранах «сталинских соколов» можно обнаружить в документах немецких военных архивов, литературе изданной в Германии и прочих источниках.

     Как-то, работая в моей любимой Московской библиотеке имени В. И. Ленина, я обнаружил интереснейшие свидетельства, наглядно иллюстрирующие результат одного из воздушных таранов неизвестного русского лётчика.

     На фотографиях, опубликованных в немецком журнале «Дойче Люфтвахт» за январь 1942 года и в книге Вернера Хаупта о битве за Москву в 1941 году, отчетливо виден стоящий на аэродроме поврежденный немецкий бомбардировщик Хейнкель-111. Столпившиеся возле него летчики и технический персонал с изумлением рассматривают обширные повреждения правого крыла, буквально искромсанного винтом советского истребителя. Впечатляет огромная дыра на крыле, размером, примерно, 7 квадратных метров. Хорошо видны также повреждения фюзеляжа и хвостового оперения. На фюзеляже «хейнкеля» - бортовой код 1Т + НК, т.е. самолет входил в состав 1-й группы 28-й бомбардировочной эскадры. Судя по всему, несмотря на серьезные повреждения самолета, немецкому пилоту повезло долететь до своего аэродрома и мастерски совершить благополучную посадку.

      Тогда, на основании имеющихся данных о таранах советских лётчиков, я предположил, что этот Хе-111 был таранен 4 декабря 1941 года в районе Химок сержантом А. Е. Левиным из 562-го истребительного авиационного полка ПВО Москвы. Со временем, однако, обнаружилась новая информация о протараненном «хейнкеле». Оказалось, что запечатленный на фотографиях Хе-111 (заводской номер 4444), поврежденный, по оценке немцев, на 35% и, приземлившийся на аэродром Сеща, был таранен не 4 декабря, а месяцем раньше – 5 ноября. Поэтому, от прежней версии с Левиным, пришлось отказаться, к сожалению. Почему, к сожалению? Да потому, что теперь, зная о таране, подтверждённом самими немцами, для меня осталось неизвестным самое главное – имя нашего лётчика, совершившего этот таран!

     Дело в том, что по данным нашей историографии, 5 ноября 1941 года на всем советско-германском фронте был зафиксирован всего один случай воздушного тарана. Причем, таран совершил не летчик-истребитель, а пилот тяжелого бомбардировщика ДБ-3ф старший лейтенант Н. Ф. Гетман из 752-го дальнебомбардировочного полка, к тому же он таранил не Хе-111, а истребитель Ме-109. Совершенно ясно, что к Хе-111 номер 4444 таран Гетмана не имеет никакого отношения, поэтому, думаю, не стоит его рассматривать более подробно. В таком случае, возникает закономерный вопрос – кто же рубанул винтом по крылу злополучный «хейнкель»? Логично предположить, что неизвестный советский лётчик не смог сообщить о своем таране потому, что сам погиб в этом поединке…

      К сожалению, полных данных о потерях 5 ноября наших истребителей войсковой авиации у меня пока нет, зато у меня есть данные о потерях лётчиков, входивших в состав ПВО Москвы. Согласно этим данным, в тот день погибли всего два лётчика-истребителя ПВО: лейтенант А. Ф. Кода из 34-го полка и младший лейтенант В. Ф. Моисеев из 177-го авиаполка. Обстоятельства гибели первого известны – он был сбит в воздушном бою с группой Ме-109 и Ю-88 в районе Дорохово – Кубинка. А вот как погиб Моисеев – неизвестно, свидетелей его гибели нет, в списке потерь зафиксировано лишь, что он «пропал без вести» возле населенного пункта Кр. Пахра Подольского района Московской области. Кстати, именно в южном Подмосковье действовали большей частью самолеты 28-й бомбардировочной эскадры Люфтваффе. Кто знает, может быть, именно 21-летний Владимир Филиппович Моисеев и есть тот самый неизвестный советский лётчик, который, по примеру своего знаменитого однополчанина Героя Советского Союза В. В. Талалихина, таранил Хе-111 номер 4444? Конечно, это всего лишь моё предположение, но других вариантов у меня пока нет, хотя я допускаю, что это мог быть какой-нибудь другой лётчик войсковой авиации, в первую очередь из состава ВВС Брянского фронта. Есть ли у кого-то из читателей своя версия случившегося? Как говорится – любая информация приветствуется…            

     Как бы то ни было, несмотря на то, что воздушный таран, пока неизвестного советского лётчика, окончился трагической неудачей, ему своей гибелью всё же удалось преградить врагу путь к Москве и, тем самым, возможно, спасти жизни многих мирных жителей нашей столицы. А значит – не напрасным был его подвиг…