Мила 18

Николай Обухов
Для меня это весьма необычный сюжет. Попался мне в руки роман американского писателя Леона Юриса «Мила 18». Прочитал его в оригинале на английском языке. И мне стало так нехорошо, что мало знаю об общей истории и о борьбе евреев за само свое существование во время Второй мировой войны. Порылся в Интернете, почитал другие источники и вот что из этого получилось.
 
       «Я терпеть не могу еврейских писателей, принижающих еврейский народ
        и причитающих по поводу того, как их еврейство испортило им жизнь.
        Я люблю воюющих евреев и горжусь тем, что мне удалось сделать
        какой-то полезный вклад в Израиль».
                Л.Юрис, 1979 г.

Варшава, улица Мила (Милая) известна многим евреям всего мира как символ беспримерного подвига, мужества и стойкости в борьбе с нацизмом, поработившем многие народы Европы. Она показала достойный пример истинного сопротивления целого народа, обреченного на бесправное существование и спланированное физическое уничтожение Молохом фашистской Германии. Она показала, что может произойти с человечеством, если коричневая чума вновь поднимет голову в полную силу, что уже и происходит в различных регионах планеты, включая страны Старого Света и бывшего СССР...
Роман талантливого американского писателя Леона Юриса «Мила 18» как нельзя кстати резонирует с поднимающим голову недобитым нацизмом и служит предостережением народам мира от повторения ужасов Холокоста, сотворенного гитлеровцами во Второй мировой войне.
Немногие российские читатели среднего и младшего возраста знают историю сопротивления гитлеровцам со стороны еврейского народа в Польше после ее захвата фашистской Германией в 1939 году, а тем более подробности о восстании в Варшавском гетто 1943 года. Однако даже простое ознакомление с данными событиями и осмысление их значения с моральной и нравственной точки зрения, позволяют читателям окунуться в ужасающий мир порабощения и уничтожения одного народа другим, что кажется нормальным людям просто невероятным в настоящее время.
Тем не менее, данная книга основана на реальных фактах и событиях тех давно ушедших от нас лет, и все ее герои существовали в том кошмарном, неправдоподобным сейчас мире, и действовали по велению души и сердца, отдавая свои жизни на алтарь победы над мощнейшим, коварным и циничным врагом.
Чтобы лучше понять и прочувствовать идею и канву повествования «Мила 18» остановимся вкратце на некоторых основных моментах, освещающих историю ее создания и действующих лицах, имевших прототипами реальные исторические персонажи. 
 Леон Юрис (англ. Leon Uris)  родился в Балтиморе (США) в 1924 году в небогатой семье еврея-эмигранта из России Вольфа Уильяма Юриса, уроженца древнего города Новогрудок (Белоруссия), и Анны Блумберг.
Его отец был расклейщиком объявлений, затем владельцем магазинчика и даже активистом компартии США, но постоянные жизненные неудачи сделали его неудачником, разочарованным и озлобленным человеком. Поэтому еще подростком Леон решил, что он не станет повторять ошибок отца и сам «сделает» свою жизнь.
В 17 лет он поступает в корпус морской пехоты США и участвует в боевых действиях на Тихом океане. После демобилизации он сотрудничает с журналом «Эсквайр», и в 1953 году публикует свой первый роман «Боевой клич» об американских морских пехотинцах, который  был вскоре экранизирован. 
Л.Юрис всегда отличался особой энергией и бесстрашием, предпринимал рискованные экспедиции, которые были необходимы ему как писателю и репортеру, неоднократно рисковал своей жизнью собирая необходимый материал.
В 1958 году Л.Юрис публикует роман «Экзодус» («Исход»), принесший ему мировую известность. Роман описывает исторические события от  еврейских погромов в Российской империи в конце XIX века до признания ООН в 1949 году суверенного Государства Израиль.  Основная тема романа - возвращение евреев на историческую родину и борьба за создание собственного государства. В центре повествования - история любви еврейского борца за независимость и американской медсестры, оказавшихся в гуще исторических событий.
В 1963 году «Экзодус» был тайно переведен в одном из потьминских лагерей еврейским политзаключенным Авраамом Шифриным и распространен «самоиздатом» по всему СССР. В Израиле книга была выпущена на русском языке в 1973 году в Иерусалиме в издательстве «Библиотека-Алия». Роман разошелся по всему миру тиражом более семи миллионов экземпляров.
Следует отметить особую роль романа в пробуждении национального достоинства и самосознания евреев Советского Союза, послужившего своеобразным призывом к репатриации на вновь обретенную историческую Родину.
В интервью в 1988 г. Л.Юрис сказал: «Экзодус» стал библией еврейских диссидентов в России. Его называли «Книга». Действительно, роман приобрел краткое, но емкое «подпольное» название: «Книга, делающая сионистов», став путеводной звездой для многих тысяч советских евреев по возвращению в возрожденное Государство Израиль.
Л. Юрис также написал романы «Злые холмы», «Перевал Митла», «QB VII,» «Мила 18», «Хаджи», «Троица»,«Армагеддон», «Топаз», «Выкуп», «Поверженный бог» и другие.
Он пишет киносценарии и инсценировки собственных книг, а также тексты к фотоальбомам, созданных совместно со своей женой, фотографом Джилл Юрис. Это – «Ирландия - устрашающая красота» и «Иерусалим: Песнь Песней».
Большинство произведений Л. Юриса посвящено темам иудейства, проблемам Израиля и Ближнего Востока, внутренней политике США. В них четко выражена авторская позиция, которую сам Юрис изложил в интервью газете «Джерузалем пост» в 1979 году: «Я терпеть не могу еврейских писателей, принижающих еврейский народ и причитающих по поводу того, как их еврейство испортило им жизнь. Я люблю воюющих евреев и горжусь тем, что мне удалось сделать какой-то полезный вклад в Израиль».
Главная тема произведений Л.Юриса - борьба против тирании и зла, будь то нацизм, британский империализм, коммунизм, коррупция, антисемитизм. Практически все его книги построены на захватывающих и динамичных сюжетах, в которых переплетаются судьбы реальных героев и вымышленных действующих лиц, явственно ощущается  документальность излагаемых событий, переплетающаяся с остротой невероятных детективных сюжетов, что позволяет практически полностью воссоздать реальную атмосферу описываемых исторических событий.
Роман Л.Юриса «Мила 18», вышедший в 1960 году, послужил как бы развитием  одной из частей «Экзодуса», посвящённой героическому восстанию евреев в Варшавском гетто весной 1943 года и раскрывающей весь предельный драматизм безысходной ситуации и несгибаемую  стойкость борцов за право достойного существования на Земле своего народа.
Прежде чем перейти к рассмотрению фабулы самого романа скажем несколько слов о том месте, где существовали и сражались за свою жизнь герои этого драматичного и беспримерного повествования.
До начала Второй мировой войны  центром еврейской жизни столицы Польши был ее северный район, занимавший примерно пятую часть города, хотя евреи обитали и в других районах Варшавы. Всего их было около 380000 человек. Многочисленные еврейские политические партии, молодежные движения, периодические издания и газеты, литература, театр, образовательная система превратили эту общину в духовную и политическую столицу евреев Восточной Европы.
С оккупацией Польши нацисты начали «словом и делом» проводить в жизнь политику тотального искоренения еврейства по всей стране. Преследование и оскорбление евреев по национальному признаку, стравливание людей различных национальностей, казуистическое антиеврейское законодательство, насилие, принудительная эмиграция, заключение в гетто и концлагеря, массовые расстрелы и газовые камеры -вот по какому пути пошли «освободители» Европы.
В начале октября 1939 года оккупационные власти приказали главе еврейской общины Варшавы Адаму Чернякову создать еврейский совет «юденрат», состоящий из 24 человек. Юденрат стал для еврейского населения столицы Польши единственным органом исполнительной власти, имеющим официальный статус управления общиной, к которому могли обращаться евреи.
Сам А.Черняков вошел в историю Холокоста как противоречивая и поистине трагическая фигура. Почти три года он возглавлял варшавский юденрат.  С одной стороны, он был для евреев проводником политики фашистской тирании в гетто, с другой - он всеми силами старался облегчить горькую участь соплеменников, стараясь исключить прямое вмешательство фашистов во внутреннюю жизнь гетто.
В 1942 году 60-летний  Черняков совершил самоубийство, узнав о том, что нацисты планируют массовую депортацию евреев из Варшавского гетто в лагерь смерти Треблинка.
В 1960 году был найден дневник А.Чернякова, который он день за днем вел с начала оккупации Польши до самой своей смерти.
Сразу после занятия Варшавы фашистами еврейское население подверглось жестоким гонениям и издевательствам. Проводилась тотальная конфискация еврейских квартир, все евреи в обязательном порядке должны были носить нарукавные повязки с голубой шестиконечной звездой Давида.
 Для евреев был объявлен комендантский час с вечера до утра. Все социальные права и льготы евреев были отменены. Еврейские магазины и предприятия отбирались у владельцев. Были закрыты еврейские начальные и высшие учебные заведения без права посещения еврейскими детьми и студентами остальных не еврейские школ и учебных институтов. Позже евреям было запрещено посещать многие общественные места, такие как рестораны, и парки. Во многих городах евреям запретили ходить по тротуару. В Польше были введены все положения антисемитских законов, принятых в Германии в 1935 году, которые лишили евреев гражданства и отнимали у них гражданские права.
Начался повсеместный грабеж еврейского имущества, который проводился не только фашистами, но и местными жителями, особенно уголовниками, выпущенными из тюрем и  подстрекаемых оккупантами к насилию в отношении евреев. Стало опасно выходить на улицу – евреев могли безответно избить,  ограбить или убить.
Нацисты додумались даже до того, что необходима полная изоляция евреев от остального населения Варшавы для исключения эпидемий, поскольку они, якобы, являлись разносчиками инфекционных заболеваний.
В марте 1940 года ряд городских районов Варшавы, преимущественно населенных евреями, был объявлены карантинной зоной. Из этих районов были выселены 113000 поляков, замененных на 138000 евреев, насильно переселенных из других районов города и других  местностей Польши.
Вокруг кварталов, отведенных под создание гетто, начали возводить стены трехметровой высоты длиной 18 километров, усыпанных сверху битым стеклом с натянутой колючей проволокой. Скученная территория гетто была менее 305 гектаров и включала только 73  из существующих тогда 1800 варшавских улиц.
В середине октябре 1940 года нацисты объявили о создании еврейского гетто в Варшаве. Всем евреям предписывалось переехать в означенный район за две недели. Закрыто гетто было в середине 1940 года. Теперь под страхом смерти евреи не должны были покидать гетто и быть на арийской части Варшавы. К этому моменту в гетто находилось около 440000 человек. В марте 1941 года число евреев в Варшавском гетто превысило 460000 человек.
Гетто официально считалось территорией, зараженной эпидемическими болезнями. Даже   нацистским солдатам запрещено было находиться там без специального разрешения. На практике же значительно увеличились случаи  грабежей и мародерства, беспричинных убийств беззащитных евреев
Дневные нормы потребления калорий в гетто рассчитывались согласно нацистской расовой доктрине. Во второй половине 1941 года официальный продовольственный паек еврея составлял всего 184 килокалории. В месяц на одного человека выделялось в среднем 2 килограмма хлеба, тяжелого, как глина, с изрядной примесью целлюлозы и картофельной шелухи и 250 граммов сахара. Большинство евреев получали продукты по карточкам, несмотря на то,  что в гетто еще были магазины с заоблачными ценами. Самой серьезной проблемой в гетто становился голод, а голодная смерть стала обычным явлением.  К лету 1942 года в гетто существовало менее 380000 человек.
В гетто не хватало топлива, в квартирах царила страшная скученность. На одну комнату в в квартире в среднем приходилось по 13 человек, а на квадратный километр площади гетто -  около 130000 человек, втрое больше, чем в остальной Варшаве. Обитатели гетто забыли, что такое зеленые деревья, трава и цветы. Лишь в некоторых дворах им удавалось разобрать брусчатку  и посеять хилые овощи.
Людей стал одолевать педикулез. К лету 1941 года тифом были заражены жители 300 из 1400 домов гетто. В оставшихся больницах тифозные лежали по двое-трое на одной койке.  Очень часто больной проводил ночь рядом с мертвецом. Людей донимали также дизентерия, туберкулез, воспаление легких, грипп, нарушение обмена веществ, всевозможные кишечные и желудочные заболевания, связанные с дефицитом пищи, воздуха, одежды и топлива. В середине 1941 года хоронили по 150 человек ежедневно. 3а полтора года в гетто «естественной смертью» умерло 80000 человек.
Пригнанным в варшавское гетто евреям из западной Польши приходилось тяжелее всего. Эти почти 150000 невольных переселенцев оказались без куска хлеба, топлива, одежды, мыла в загаженных домах в жутких условиях. В одной грязной комнате с черными от грязи простынями в невероятной тесноте и спертости воздуха ютилось сразу несколько семей. Часто на кроватях неделями лежали трупы родственников, чтобы по их продуктовым карточкам получать паек. В газетах писали о случаях людоедства. В гетто царила атмосфера постоянного страха и ужаса.
Несмотря на отчаянное положение  в гетто действовало множество разнообразных еврейских организаций, в большинстве своем подпольных. Остановимся на двух из них.
В конце 1939 года несколько офицеров польской армии еврейского происхождения во главе с поручиком  Давидом Мориц Апфельбаумом (один из псевдонимов – Яблонский) создали еврейскую боевую группу в составе 39 человек под названием «Еврейская военная организация» (польская транскрипция «Жидовски звионзек войсковы» – ZZW или  Judish Military Organization – JMO). В ее состав  входили члены право-сионистских молодежных организаций, например, Бейтара, и беспартийные евреи.  Костяк членов JMO был хорошо подготовлен и вооружен и, по сути своей, был регулярной воинской частью подпольной польской армии, получавшей от нее действенную помощью. Д.М.Апфельбаум героически погиб в возрасте 28 лет лет в дни Варшавского восстания в гетто.
Вторая подпольная группа под названием «Еврейская боевая организация» (польская транскрипция «Жидовске организацие бойове» – ZОВ или  Judish Fighting Organization –  JFO) под руководством Мордехая Анилевича была образована в гетто летом 1942 года, в состав которой вошли остальные сионистские и несионистские еврейские организации, в основном, левого толка. К сожалению, подавляющее большинство членов JFO были  не обученными, главным образом, молодыми евреями, горящими желанием вступить в смертельную схватку с беспощадным врагом. М.Анилевич в возрасте 24 лет погиб в дни Варшавского восстания в гетто.
Не будем углубляться в хитросплетения отношений между этими и другими организациями варшавского подполья и только отметим, что все они приняли участие в восстании в Варшавском гетто, и практически с голыми руками восстали против жесточайшей тирании, морально и духовно выиграв эту схватку.
Предвидя плачевную участь, уготованную им нацистами, многие здравомыслящие евреи в назидание всем живущим и будущим поколениям не только евреев, но и всего остального мира, начали вести дневники, в которые заносили все события, происходившие с момента оккупации Польши фашистами.
Одним из них был выпускник  Варшавского университета,  доктор философии, известный варшавский историк Эмануэль Рингельблюм, который считал своим  профессиональным долгом подробно описывать все происходящее и, самое главное, сохранить документальные свидетельства Холокоста для потомков. С 1939 года он начал вести свой дневник. 
Для работы по созданию архива Варшавского гетто Э.Рингельблюм привлек несколько десятков специалистов, включая раввинов, ученых, писателей, общественных деятелей, и организовал  подпольную группу, именовавшуюся «Онег Шабат» («Радость Субботы»).  В первую очередь, они стали собирать письменные и печатные свидетельства (официальные документы фашистов и местного юденрата, объявления, афиши, плакаты, подпольные газеты, письма, мемуары, дневники, документы, фотографии) о положении евреев в оккупированной Польше. Десятки, если не сотни, людей записывали свои личные впечатления и свидетельства увиденного. Сотрудники группы также проводили различные опросы населения, брали интервью. Эта кропотливая работа работа велась более полутора лет.
В первой половине 1942 года архив был разделён на три части, первая из которых в августе 1942 года была закопана в потайных местах в десяти железных контейнерах. В феврале 1943 года вторая часть архива в двух металлических бидонах из-под молока была закопана в подвале одного из зданий на территории гетто.
К огромному сожалению практически все члены «Онег Шабат» погибли во время ликвидации Варшавского гетто.
Всего после войны было обнаружено 2000 единиц хранения общим объемом 35000 страниц. В 1999 году «Архив Рингельблюма» был внесён ЮНЕСКО в список важнейших документов истории «Память мира».
В период до весны 1942 года варшавское подполье вело, так называемое, пассивное сопротивление (организационная деятельность, выпуск листовок, подделка документов, контрабанда продовольствия для жителей гетто), исключая его вооружённые формы.
Летом 1942 года фашисты начали планомерное уничтожение гетто. За два месяца из Варшавы было вывезено в лагеря смерти Треблинку и Майданек более 300000 варшавских евреев. К началу 1943 года в гетто осталось около 60000 человек, включая 35000 лиц, имевших немецкие разрешения на жительство.
Жителям гетто стало известно о том, что под видом «депортации на восток» всех их должны отправить в концентрационные лагеря для уничтожения. В январе 1943 года подпольщики сумели сорвать вторую волну депортации, и вместо 8000 человек было  депортировано только 6000. Назревали решающие события.
К этому времени численность JFO составляла до 500 человек, а JMO - не менее 1500. Между организациями было заключено соглашение о сотрудничестве и разделе гетто на два военных района ответственности каждая из организаций.
Ограниченное участие в подготовке восстания в гетто принимали польские подпольные организации.
Армия Крайова («Armia Krajowa» - «Отечественная армия» - АК) была основной вооружённой организацией польского Сопротивления, боровшегося против фашистской оккупации на территории Польши и Литвы.
Гвардия Людова («Gwardia Ludowa» - «Народная гвардия» - GL) являлась военной организацией Польской рабочей партии, отделение которой было создано в Варшаве в январе 1942.
Повстанцам также помогали «Organizacja Wojskowa» («Войсковая организация»),  «Pa;stwowy Korpus Bezpiecze;stwa» («Национальный  корпус безопасности»), «Socjalistyczna organizacja bojowa» («Социалистическая боевая организация») и еврейская молодежная организация «Szare szeregi» («Серые шеренги»). 
Отметим, что на вооружении повстанцев находилось. в основном, пистолеты, винтовки, автоматы, легкие и ручные пулеметы,  гранаты и бутылки с зажигательной смесью.

Вооружённое восстание в Варшавском гетто длилось с 19 апреля по 16 мая 1943 года.
В операции по подавлению сопротивления под командованием бригаденфюрера СС Юргена Строопа участвовали регулярные и специальные части вермахта, СС, СД, гестапо, отряды полиции безопасности и порядка, коллаборационисты, включая украинских и латышских националистов. Всего более 2000 человек с танками, тяжелыми броневиками, 110-см гаубицами, 32-см автоматическими пушками, тяжелыми пулеметами и огнеметами.
Несмотря на то, что у фашистов было подавляющее превосходство в живой силе, технике и вооружении, на  полностью сожженные и взорванные нацистами здания на территории гетто, бои продолжались 27 дней. Только к началу июня сопротивление повстанцев было окончательно сломлено, однако отдельные бои продолжались до конца лета. Большая часть бойцов из Варшавского гетто погибла либо в боях, либо после подавления восстания.
В ходе подавления восстания было убито около 7000 защитников гетто и около 6000 сгорели заживо в результате массовых поджогов зданий фашистами. Оставшиеся в живых жители гетто в количестве не менее 15 000 человек были отправлены в лагерь смерти Треблинка.
Спастись из Варшавского гетто во время и после восстания смогли около 3000 человек. Более 1000 евреев, которым удалось спастись из гетто, принимали позже активное участие в Варшавском восстании 1944 года.
На первый взгляд просто удивительно, как небольшие группы плохо вооруженных повстанцев сумели продержаться против такой фашистской махины почти месяц. Несомненный успех восстания заключается в том, что оно вообще состоялось и было первым гражданским восстанием во Второй мировой войны. Это восстание в Варшавском гетто занимает особое место во всемирной истории вообще и в еврейской истории в частности.
Чудовищного фашистского Молоха своей беспримерной стойкостью духа и беззаветной отвагой победили раненые, которые стреляли до последнего вздоха, победили дети, метавшие бутылки с горючей смесью. Победили два парня с винтовками и девушка со знаменем, они с балкона дома, уже захваченного фашистами, стреляли в эсэсовцев, пока не полегли под их пулями. Победила неизвестная шестнадцатилетняя девочка, когда обвязалась бутылками с с зажигательной смесью, облилась бензином, подожгла себя и с балкона бросилась на грохочущий внизу танк, уничтожив его собой.
Восстание в Варшавском гетто стало одним из крупнейших массовых восстаний в городах оккупированной нацистами Европы.
В архиве Холокоста  Яд Вашем в Иерусалиме, Израиль хранится одно из последних писем Мордехая Анилевича, написанное в гетто в апреле 1943 года своим соратникам, находящимся за его пределами:
«Невозможно выразить словами то, что нам довелось пережить. Сейчас очевидно одно – действительность превзошла наши самые смелые ожидания...
Я чувствую величие происходящего, и то, что мы дерзнули это сделать, имеет огромное, непреходящее значение…
Мечта моей жизни осуществилась. Самооборона в гетто стала реальностью. Еврейское  вооруженное сопротивление и возмездие стали свершившимся фактом. Я был очевидцем беспримерного героизма еврейских бойцов».
Лучше этого ничего и не скажешь.
Хотелось бы дополнить это высказывание цитатой о трагедии Холокоста в Варшавском гетто в 1943 году из книги активной участницы Варшавского восстания в гетто Цивии Любеткин «Дни разрушения и Восстания, изданной на английском языке в Израиле в 1991 году, в моем вольном переводе:
«Любой еврей, столкнувшийся с превратностями своей судьбы в одиночку, оказывается один на один с непреодолимым, невидимым врагом.
С самого первого момента до огорчительного конца мы стояли вместе как один коллектив, как движение.
Чувство того, что есть движение, сообщество людей, которые заботятся и поддерживают друг друга, кто разделяет с тобой общие идеи и ценности, сделало возможным то, чего мы добились.
Великая трагедия заключалась в том, что евреи не знали что делать. С первых дней деморализации в гетто до завершающих дней разрушения и смерти они не знали что делать. МЫ ЗНАЛИ.
Ценность нашего движения в том, что оно указало нам на наши цели и способы их достижения. Это был источник в нашей силе жить. Это был тот же самый источник, который поддерживает наш дух выживания даже в настоящее время».

Как и во многих других произведениях Л.Юриса в романе «Мила 18» все персонажи вымышленные, но носят в себе характерные черты реально существовавших борцов Варшавского гетто и их антагонистов. 
События, описанные в романе, охватывают период с 1939 по 1943 год и освещаются с позиции журналиста и репортера американо-итальянца Кристофер де Монти, который после завершения гражданской войны в Испании был откомандирован в Варшаву. Считая себя бесстрастным и нейтральным репортером, он сблизился там как с верхушкой нацистов, так и с представителями еврейской общины. Он остается единственным свидетелем всех тайн спрятанных архивов Варшавского гетто и должен быть спасен погибающими в огне схватки еврейскими патриотами.

Действующие лица
Андрей Андрофский - еврейский офицер польской уланской бригады, человек действия, способный возглавить любую атаку и фанатично борющийся до самого конца. Он оставался в гетто даже после падения бункера на улице Милая 18 и предпочел смерть вместо жизни.
Габриеле Рак - боевая подруга Андрея Андрофского, с которым не стали расписываться из-за его еврейского происхождения. До войны работала в американском посольстве города Варшавы.
Кристофер де Монти - журналист от смешанного брака итальянца и американки. Будучи противником фашизма и убежденного в том, что он должен нести правду миру в своих репортажах, он, тем не менее, не оказывал поддержки борцам гетто до тех пор, пока он не побывал там по настоятельному требованию нацистского офицера пропаганды. Он был единственным человеком, кто знал о месте хранения всех дневников в гетто. 
Александр Брандель - один из лидеров восстания, отец Вольфа Бранделя. Начал вести дневник, который превратился 24-х томное описание нелегкой жизни евреев в гетто. Его прообразом является Эмануэль Рингельблум, создатель и руководитель подпольной организации «Онег Шабат».
Вольф Брандель - один из лидеров восстания. Он покинул разрушенное гетто с горсткой выживших, включая его подругу Рэчел Бронскую.
Рэчел Бронская - дочь Поля и Деборы Бронских. Будучи талантливым музыкантом и отличным солдатом, она, тем не менее, помогала Вольфу в командовании повстанцами.
Дебора Бронская - сестра Андрея Андрофского, жена Поля Бронского и любовница Кристофера де Монти. Дети от брака с Полом Бронским - Рэчел и Стефан.
Пол Бронский - ученый, профессор медицины. Работал в еврейском Совете, верил в сотрудничество с нацистами, одновременно  помогая хоть как-то облегчить жизнь простым евреям. Был противником еврейского сопротивления. Покончил жизнь самоубийством, не будучи в силах противостоять нацистскому диктату.  Его прообразом является Адам Черняков, председатель варшавского юденрата.
Франц Кёниг -  энический немец, живший в Польше и получивший значительное продвижение по службе после прихода немцев. Способствовал смещению Пола Бронского с ведущего поста в Варшавском медицинском институте.

Роман Л.Юриса  «Мила 18» чрезвычайно актуален и в настоящее время. Он с пронзительной силой обнажает и обостряет проблемы наступающего в Европе «коричневого» времени и показывает, что может случиться не только с евреями, но и с каждым из нас, если к тотальной власти придут бесноватые и оголтелые нелюди, наподобие расцветающего махровым цветом, старательного подкармливаемого извне фашистского режима в бывшей республике СССР - Украине.

Произведение создано 22.08.17 в 14:43 по местному времени.