Деревянные мостовые Часть3

Наталия Тимченко
А я иду по деревянным городам,
Где мостовые скрипят как половицы.


 

    Елизавета Ивановна была когда-то замужем и у неё была дочь Татьяна, которой все восхищались за её ум, так как она закончила в Туринске школу с золотой медалью и поехала поступать в Москву, в МГУ, на исторический факультет. В университет она поступила, закончила его и вернулась в Туринск, потом вышла замуж, родила сына, и, на сколько, я знаю, так и жила в этом доме и преподавала в местной школе историю.

    Когда я познакомилась с Елизаветой Ивановной и Капитолиной Ивановной, мне было шесть лет. Татьяна училась в Москве, а у них летом гостил шестилетний мальчик Саша, который приходился им каким-то родственником. Он часто приходил к нам домой, и мы, расположившись как можно удобнее на парадном крыльце, которое прогревалось утренним летним солнышком, упоительно играли в игрушки, которые я выносила из дома.

    Происходило это примерно так. Я раскладывала все свои игрушки на крыльце, мы садились по обе стороны от них, и каждый выбирал ту игрушку, какая ему нравилась. Например, у Саши в руках была моя новая красивая пожарная машина, которую мне привёз только недавно папа из Москвы, когда в последний раз был в командировке, а у меня в руках была кукла в красивом бархатном платье, с закрывающимися глазами. Я, крепко прижав к своей груди куклу, ревностно следила за Сашей глазами, наблюдая, что он делает с моей машинкой. Не выдержав такой пытки, я тихо забрала её и поставила на место около себя

    Саша не сопротивлялся, безропотно отдал машину и взял другую игрушку, это был резиновый бегемот тёмно-зелёного цвета с дырочкой в боку, которая свистела, если из неё выпускать воздух. Через несколько минут с бегемотом произошло то же самое. И так происходило с каждой игрушкой, которую Саша брал в руки. Потом он грустно смотрел на меня и говорил: - «Ну, я тогда посол домой». Я тут же спохватывалась, пододвигала назад к нему все игрушки: «Сашенька, Сашенька, не уходи, забирай всё». Он оставался, брал опять одну игрушку и я, долго мучаясь, всё-таки опять у него её забирала, и так повторялось снова и снова.

    Почему я вспомнила эту историю? Да как-то заметила уже позже, в семейной жизни, что это черта во мне ещё долго оставалась, но только касалось это теперь не только игрушек, а многого другого.


    Таким образом, отказавшись от одного из этих домов (а ему предлагали любой из них), он приступил к строительству своего дома, который был рядом с домом Елизаветы Ивановны, то есть был третьим от перекрестка. Дом получился обыкновенный: одноэтажный, крепкий. В доме было две комнаты, кухня, большой коридор, большая, не отапливаемая веранда, сени, ванная, кладовка и два крыльца: парадное и рабочее. Последнее выходило во двор, где были сараи, собачья будка, курятник. В самом начале своей жизни в Туринске они держали коз, но со временем отказались от этого хлопотного занятия.

 
    Потом, со стороны кухни они пристроили вагончиком две комнаты для Лёни (вторую уже тогда, когда Лёня женился в возрасте 28 лет). Дом был со всеми удобствами. В нём была печь, в которой бабушка много готовила, пекла пироги и печью же отапливали дом. Немного позже дом подключили к ТЭЦ, и он стал отапливаться без применения печи.


    Мне бы очень хотелось поподробнее рассказать о самих жильцах этого дома, моих дорогих и любимых бабушке и дедушке. Это была очень красивая пара, но красивы они были не только внешне, но и внутренне. Они оба были достаточно высокого роста. Необыкновенно добрые и умные лица их излучали такую любовь, такую заботу обо всех своих близких, что находиться рядом с ними было очень уютно и тепло. Бабушка в Туринске какое-то время работала учительницей начальных классов, а потом долгое время была заведующей детским садом. Она пользовалась глубоким уважением жителей городка, но в сорок восемь лет получила инвалидность и ушла на пенсию, очень боролась со своими болезнями, и довольно успешно, так как с хозяйством справлялась отлично.

    Хочется отметить, что они были очень начитанными людьми. В 1963 году пенсия деда составляла 106 р., а бабушки 30р. Всего 136р. из них на 60р. они выписывали всевозможную литературу, среди которой было много литературных журналов: «Москва», «Нева», «Урал», «Звезда» и т.д. (какие я сейчас помню) и прочитывали всё от корки до корки всей семьей.

 
    Я не помню, чтобы бабушка со мной во что-то играла, ей было некогда, так как вставала она рано: ей надо было накормить собаку, кур, кошку, потом завтраком всю семью, потом готовить обед, заниматься садом, огородом и так как в доме был идеальный порядок, то делам не было конца и края. Я всё время себя занимала сама. Когда была поменьше, то играла в куклы. Однажды приехала, а кукол никаких нет. Было мне лет десять. Я попросила кусочки белой ткани и цветные лоскутки. Из белой ткани я скроила туловище, голову, ручки, ножки, набила их ватой и сшила две куклы двойняшки. Волосы сделала из ниток. А потом стала шить на них одежду. Помню, сшила белые платья, отрезные по талии, юбки в бантовую складку, потом взяла иголку, вставила ярко синюю нитку и обшила всё по краю обметочным швом. Я нашила очень много разной одежды этим двум куклам близнецам. Мне никогда не было скучно играть одной, бабушка дала мне коробку, это была их кроватка, а потом я всё туда складывала и убирала.


    Итак, мы с бабушкой занимались часто каждый своей работой, но вдруг она делала себе перерыв, ложилась отдохнуть и я тут же рядом с ней, на другую кровать, и она начинала вслух мне читать. В некоторых этих журналах была рубрика для детей. И она так хорошо читала. Если где-то было смешно, она обязательно слегка похохатывала. Потом мы опять расходились по своим делам до следующего перерыва на отдых.

    Кроме того, что много литературы они выписывали, у них была своя очень хорошая домашняя библиотека. Они собирали её всю свою жизнь и всё прочитывали. Много было подписных изданий. Когда я повзрослела, они стали дарить мне на каждый день рождения собрание сочинений какого-нибудь автора. Помню, это были Голсуорси, Мопассан, Шолохов и т. д. Но и это ещё не всё: они были записаны в городскую библиотеку, постоянно брали там книги и все перечитывали.

    Когда я приехала к ним на каникулы после пятого класса, я тоже решила начать приучать себя к чтению. Конечно, это было под руководством бабушки и дедушки. Я пошла с ними в библиотеку и взяла несколько книг. Одна из них была очень толстая, шестьсот страниц. Разлиновала тетрадку по датам и стала отмечать, сколько страниц я прочитала в день. Иногда это было две-три страницы, тогда в следующие дни я усердно читала по двадцать-тридцать страниц. А один раз даже прочитала сорок страниц в день.

    Такой систематический подход принес свои плоды, за лето я прочитала около двадцати книг, довольно объемных. Все они были очень интересные, и я была собой довольна.

    Не могу сказать, что до этого я не читала. Мама пыталась меня приучить. Она в четвертом классе начала читать со мной, по очереди Диккенса «Лавку древностей» и «Оливера Твиста». Наверное, это был не очень удачный выбор произведений для такого возраста, но всё равно это сыграло свою положительную роль.

продолжение следует... http://www.proza.ru/2017/09/21/1243