Династия. Часть 7. Война

Вадим Гарин
Предыдущая часть  http://www.proza.ru/2017/08/18/741

Биографические очерки династии лесоводов Капперов. Воронеж 2017 г.

На коллаже: Фото 1 - Непредусмотренная стоянка поездов с теплушками для пропуска воинских эшелонов  в пути к месту дислокации эвакуированных. Из архива СХИ. Фото 2 – Лубянский лесхоз-техникум. Татарстан, фото из интернета. Фото 3 – Фото площади Ленина в Воронеже из интернета. Фото 4 – Фото площади Ленина  1943 г. Фото из интернета. Фото 5 – ВЛТИ, 1944 г. из архива ВЛТИ. Фото 6 – Профессорский корпус СХИ, 1944 г. из архива СХИ. Фото 7 – Воронежский государственный лесотехнический университет (бывший ВЛТИ), современный вид. Фото из интернета.

                Наступило страшное время войны. Старшая дочь Капперов Марианна – моя мама, в 1941 г. окончила балетное отделение Воронежского хореографического училища и параллельно училась на втором курсе мединститута. Она добровольно ушла на войну в составе фронтовой артистической бригады. Младшая дочь Инна училась в девятом классе средней школы номер двадцать. К концу июня 1942 года фашисты вплотную подошли к городу, который подвергался массированным воздушным налётам. Над городом стояли чёрные клубы дыма и огненное зарево.

                Лесохозяйственный институт готовился к эвакуации. Эвакуация промышленных предприятий достаточно широко отображена в художественной литературе и публицистике послевоенного времени, но мне не приходилось встречать упоминаний об эвакуации высших учебных заведений.

                Я никак не мог уразуметь – кто, как, когда принимал решения об эвакуации института, организации учебного процесса в военное время и выпуска специалистов лесного хозяйства в тот момент, когда враг стоял под Москвой и решался вопрос быть, или не быть Стране Советов! Кому были нужны лесники? Что это – инерция? Вера? Расчёт? Предвидение? Скорее всего, сработала система, заранее разработанный единый план, который в дни войны уже не обсуждали - выполняли.
                Совершенно очевидно, что и остальные ВУЗы страны были эвакуированы по этому плану.

                Ко времени эвакуации профессор Каппер  закончил главный труд всей предыдущей жизни - книгу «Лиственные породы». Рукопись книги – восемь толстых папок, завязанные тесёмками, готовая к изданию, лежала дома на письменном столе.

                Собираясь в эвакуацию, преподаватели и намеченная ранее группа студентов успокаивали друг друга: мол, это ненадолго. Немцев вскоре разобьют,  выгонят с нашей земли и всё будет, как прежде. Ссылаясь на надёжные источники, говорили, что наши войска уже начали наступление…

                В семье Капперов вещи в дорогу собирала Инна – младшая дочь Оскара Густавовича. Нина Ивановна Каппер   накануне заболела и лежала с высокой температурой. Инна сумбурно укладывала в рюкзак первые попавшиеся под руку вещи и документы, а дедушка  в это время в  панике, всё, что считал ценным, прятал под пол. Кое-как оторвал две доски в гостиной, постелил клеёнку с кухонного стола и беспорядочно сваливал туда вещи. Снял бабушкины картины, завернул их в занавески и тоже отправил подпол. А самое дорогое - рукопись книги решил укрыть надёжнее:  спустил папки в подвал и завалил кучей кирпичей. Они рассчитывали скоро вернуться.

                Период эвакуации Воронежского лесотехнического института подробно описан мной в повести «Эвакуация», изданную ФГБОУ ВПО «ВГЛТА» в 2013 году. 72 стр. ISBN 978-5-7994-0527  Книжка имеется в центральной библиотеке  Москвы и конечно Воронежа. На сайте Проза.ру  размещён сокращённый вариант без иллюстраций: http://www.proza.ru/2013/01/14/1393   
                В этой работе я кратко коснусь времени эвакуации для последовательного изложения событий. Приношу извинения перед читателями за некоторые повторы событий, описанных в книжке.

                4 июля 1942 г. начались тяжёлые дни эвакуации. Сотрудники института и студенты, часть пешком, часть автотранспортом доставили на станцию Поворино Воронежской области, где они погрузились в теплушки и отправились в долгий путь к месту эвакуации - посёлку Лубяны Кукморского района республики Татарстан. Дорога от Воронежа заняла три страшных и долгих месяца. Плелись, пропуская воинские эшелоны и военные грузы. Подолгу стояли прямо в поле, вне населённых мест, где невозможно было достать воду и еду. Одна такая стоянка сотрудников СХИ запечатлена на фото 1 коллажа. Фотографии стоянок сотрудников ВЛТИ отсутствует, однако, увидев этот снимок, моя бабушка Нина Ивановна воскликнула: «Именно так всё и происходило»!

Глава 4.6.  Эвакуация

                Определяющим значением для места дислокации института, на время эвакуации института послужило наличие в Лубянах лесхоза-техникума, основанного в 1921 году на базе Биклянской лесной школы еще Уфимской губернии. Его современное фото из интернета размещено на коллаже № 2. Не знаю как выглядел техникум в годы эвакуации – его фотографий военного времени я не нашёл, однако по словам преподавателей ВЛТИ, эвакуированных в Татарстан техникум располагал хорошей по тем временам материальной базой: имел учебный корпус и общежития для студентов, столовую, баню, прачечную. Все здания были деревянными и не имели ни водопровода, ни канализации, ни телефона. Отапливались здания дровами, которых недостатка не было, но их надо было заготавливать самостоятельно.

                Двадцать шесть эвакуированных преподавателей  (из девяноста) института расселили в одном из общежитий и нескольких служебных помещениях техникума. Студенты жили в другом общежитии, бараках и частных квартирах.
                Согласно архивным документам, было эвакуировано  сто двадцать четыре студента с первого по пятый курс. Выплачивалась стипендия.

                В январе 1943 года состоялся первый в эвакуации выпуск студентов окончивших институт.
                В институте восстановили систему повышения квалификации работников производства. В феврале и в июле 1943 года заработали курсы лесничих. Организовали проведение  научно-исследовательских работ, часть которых финансировалась по госбюджету. Это при всей сложности военной обстановки, когда каждая копейка шла на оборону и люди голодали!

                О.Г. Каппер  вместе с другими преподавателями, не считаясь со временем и здоровьем (он страдал язвой желудка) полуголодный,  отдавал все силы на становление учебного процесса. Сложностей хватало: отсутствовали учебники, бумага. Студенты писали лекции на старых газетах и других печатных изданиях между строчек, но тем не менее, аккуратно посещали занятия и прилежно занимались.

                Одновременно с учебной работой О.Г.Каппер и в эвакуации продолжает заниматься научной деятельностью. Изучает семеноношение сосны в Лубянском лесхозе. Пишет проект наставления по организации лесосеменных хозяйств. Работает над рукописью книги «Хвойные породы».

                Моя тётя Инна Оскаровна Каппер, находясь в эвакуации, в 1943 году окончила  среднюю школу и поступила учиться в лесной институт .

                На начало  1943-1944 учебного года в институте в сентябре с учетом январского выпуска осталось восемьдесят пять студентов.

                К концу 1943 г. после освобождения Воронежа начался первый этап возвращения института, завершившийся окончательно к маю 1944 года. 8 мая 1944 года в Воронеж возвратилась последняя группа преподавателей и студентов. В ней находилась и семья профессора Каппера.

                1944-1945 учебный год был четвертым годом работы института в условиях военного времени.  Воронеж лежал в руинах. Вглядитесь на фото коллажа № 3 и 4. На первом снимке площадь Ленина в нынешние дни, а на втором то, что увидели вернувшиеся домой преподаватели и студенты. Фотографии сделаны примерно  в одном ракурсе.
         
                Построенное до войны северное крыло института стояло без крыши, окон и полов. Фото на коллаже 5 из архива института 1944 г.  В таком же состоянии находился  сельскохозяйственный институт и все здания городка СХИ.

                Добравшись, наконец, до своей квартиры в профессорском корпусе, Капперы увидели каркас здания без крыши, окон и дверей.  Полы выломаны – они пошли на строительство блиндажей и землянок. В перекрытиях первого и второго  этажа в квартире Каперов зияла огромная дыра от попавшей авиабомбы, пробившей их до самого подвала. Пропала и сгорела в огне пожарищ рукопись книги «Лиственные породы» - главный труд многих предвоенных лет жизни моего дедушки. Фото профессорского корпуса № 6 на коллаже из архива СХИ. 1944 г.

                Началось восстановление института. Распоряжением Главлесоохраны из лесхозов различных областей СССР на помощь  направлялись квалифицированные рабочие, главным образом плотники и столяра. Каждый из них проработал по нескольку месяцев. Студенты, которых на начало года уже было четыреста двадцать восемь человек, также трудились на подсобных работах.
                С 1 марта 1945 года строительство было выделено на самостоятельный баланс, организована строительная контора и обеспечено двухразовое питание строительных рабочих, для которых был введен десятичасовой рабочий день.  На коллаже, современный вид ВЛТИ - фото 7.

                Семью  О.Г. Каппера  ректорат института поселил в единственно сохранившийся после войны двухэтажный дом по улице Докучаева 1, в двух шагах от института, где из довоенных квартир устроили коммунальное жильё. В этом доме я появился на свет. Очень хорошо его помню. Капперам отвели две комнаты на втором этаже: одна малюсенькая – там сделали кабинет дедушке, а в бОльшей располагались мы с бабушкой. К этому дому я ещё вернусь.
 
                Восстановление в 1944-45 гг. и строительство лесного института кажется фантастичным. Война ещё не кончилась, город стоял в руинах. Возвращающимся жителям города негде было жить, нечего есть, а тут… институт! Научный потенциал! Но это кажется только на первый взгляд.
                Лесхозы Главлесоохраны, как и другие отрасли имели огромное значение и в военное время: поставляли огромное количество дров, строительных материалов, древесного угля и сырья для получения каучука, смолы, дегтя и многих других лесных ресурсов. Вот почему, несмотря на разгар войны, в 1943 году постановлением СМ СССР в срочном порядке был принят режим ведения лесного хозяйства и лесопользования. Это постановление на долгие годы определило государственную техническую и экономическую политику в лесах СССР, а в послевоенные годы - сохранить и в дальнейшем умножить лесные богатства на разоренных войной территориях СССР.
                Восстановление народного хозяйства происходило в невероятно тяжёлых условиях.  Нашему государству был нанесен невиданный в истории экономический ущерб и урон в людских ресурсах.  Кроме того в 1946 г. Украину, Молдавию, области Центрально-черноземной зоны, Нижнее и часть Среднего Поволжья охватила засуха. Это была самая жестокая засуха, поразившая нашу страну за последние пятьдесят лет.
                Перед государством со всей остротой встала задача путем создания полезащитных лесных полос преобразовать природу засушливых районов страны, с тем, чтобы снизить зависимость сельскохозяйственного производства от погодных условий.
                Был принят Государственный План полезащитных насаждений, в степных и лесостепных районах Европейской части СССР и уже весной 1949 г. начались лесопосадочные работы, которые в итоге дали свои положительные результаты. Общая протяжённость лесных полос составила более шести тысяч килрметров.
                Для проведения в жизнь этих решений и потребовались специалисты лесного хозяйства, которых  готовили лесные ВУЗы страны.

Продолжение:       http://www.proza.ru/2017/08/28/1048