Лесной старик. Часть 6, глава 39

Николай Серый
39

     Каждый человек обладает безмерно богатой внутренней жизнью, но зачастую он, не осознавая этого, воспринимает самого себя заурядным, хотя и хитровато-прижимистым простецом. Однако сознательное наблюдение за своей внутренней, а значит, и духовной жизнью почти всегда доставляет несравненное, – хотя порой и горестное, – удовольствие и довольно быстро развивает врождённые способности к творчеству.
     Но человеку не дано осознать неимоверное богатство своей духовной, внутренней жизни, если он ещё не утратил своих эгоистических и корыстных устремлений.
     Способность человека к научному познанию определяется нравственным уровнем этого человека. В каждом человеке изначально заложена – Всевышним или Природой – способность создавать самому себе препоны к научному познанию истины, которая – по причине его пороков – сделает его опасным для других людей. Это правило, безусловно, касается и внутренней (духовной) жизни.
     Ведь если человек в полной мере осознал богатство своей внутренней, а значит, и духовной жизни, то он непременно осознаёт такое же богатство и в других людях. Но внутреннее богатство почти каждого человека соткано из рефлексии, противоречий, соблазнов и искушений, и, познав на самом себе это важное обстоятельство, можно, – если сохранять в себе порочные вожделения, – легко и свободно манипулировать другими людьми. Но человеческое сообщество, где каждый с лёгкостью манипулирует другими людьми, не будет жизнеспособным.
     Люди, которые увеличивают количество своих пороков, непременно и быстро тупеют. Но это природное человеческое свойство, – а также и моё суждение о нравственных ограничениях возможности познания, – касаются не только отдельных личностей, но и всех без исключения социально-общественных групп… и даже самых могущественных государств, ибо свойства любой системы тождественны свойствам её составных частей…   
     Я не боюсь писать все эти фразы, поскольку большинство людей забудет их сразу после прочтения…

40