Писатели, которые не сразу получили признание

Татьяна Купор
"Всему свое время", - успокаиваю себя я, наблюдая, как увеличивается количество восторженных комментариев у коллеги по перу, в то время как у меня пока все в этом плане глухо. Раньше я думала: у кого читателей больше - тот пишет лучше. Однако практика показывает, что не всегда оценка авторской работы бывает справедливой. История дает нам несколько примеров, подтверждающих, что читатели тоже иногда ошибаются, вовремя не оценив то или иное произведение.

1. Джон Рональд Руэл Толкин

Это сейчас автор "Властелина колец" – общепризнанный отец жанра фэнтези, а вот у первых читателей его опубликованные работы вызвали гораздо меньше энтузиазма. Газета The New York Times называла сочинения Толкина «отвлечённым самолюбованием» и «закатом литературы». А журнал New Republic посчитал его творчество «вялым и бессвязным». Даже Хьюго Дайсон, друг Толкина, частенько кричал, читая его работы: «О боже, хватит с меня этих эльфов!»

2. Эмиль Золя

Автору "Дамского счастья", "Наны" и проч. не раз приходилось торопливо уходить из театра, где ставили его пьесу. В конце спектакля публика скандировала: "Не надо автора!", а на улице его освистывали и бросали гнилые помидоры. «Я считаю, - писал он в те годы, - что оскорбления полезны, отсутствие признания - школа мужества. Ничто так не поддерживает силу и гибкость, как улюлюканье дураков». Около двух лет писатель жил в нищете, питаясь хлебом и жареными воробьями. Когда одна из газет начала публиковать «Землю» - один из его самых скандальных романов, - возмущенные читатели прислали редактору гневные письма с требованием немедленно прекратить публикацию «этой порнографии». В дело вмешалась полиция. Публикацию прекратили, а Золя едва не отправили в тюрьму.

3. Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Его первые литературные работы оказались неудачными, издательства возвращали рукописи. Писатель глубоко переживал неудачи, начал выпивать и даже бросил работу. Что касается "Великого Гэтсби", то первые рецензии на книгу были резко отрицательными, а продажи были низкими (около 20 000 копий за весь первый год издания). Причиной таких низких продаж критики называли "отсутствие милых женских персонажей". Т. Менкен охарактеризовал роман как “не более чем приукрашенный анекдот, да и то не слишком правдоподобный". “После прочтения “Великого Гэтсби”,— делился мнением рецензент газеты “Нью-Йорк ивнинг уорлд”, — мы абсолютно убеждены в том, что Скотт Фицджеральд никак не является одним из крупных современных американских писателей”. Роман обрел успех лишь в пятидесятые годы, после смерти писателя.

4. Эмили Бронте

Роман "Грозовой перевал" был отвергнут издательствами, и писательнице пришлось заняться самиздатом: она заплатила кругленькую сумму за издание книги и взяла мужской псевдоним (в то время занятие писательским мастерством считалось неподходящим для женщины). Роман был признан аморальным, а страсти и насилие, которыми наполнена книга, потрясли общественность. Некоторые критики недоумевали: "Как человек мог написать такую книгу и не покончить с собой после написания лишь нескольких глав - загадка для нас. Это смесь вульгарного разврата и чудовищных ужасов". Эмили Бронте умерла, считая свой роман неудачным.

5. Мэри Шелли

"Франкенштейна" Мэри начала писать в 18 лет, создав первый в мире готический роман на спор. Первая публикация была анонимной. Поначалу критики сильно ругали книгу, предположительно, из-за отсутствия опыта у его автора. «Какая же ужасная и отвратительная нелепость», – написал Джон Крокер в «Quarterly Review». Однако вскоре роман получил широкую популярность. Это произведение известно и по сей день.

Продолжение следует...