Герб Российской Федерации

Александр Волосков
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ - (англ. state insignia) внешний символ, знак государства, выражающий идею государственной власти, могущества государства, какую либо религиозную или патриотическую идею или и то, и другое». Такое определение нам даёт «Энциклопедия права».
К этому можно ещё добавить, что каждый изображённый на гербе элемент должен нести на себе смысловую и символическую нагрузку, имеющую своё объяснение, связанное с данным государством.

Вот тут сразу задаёшься вопросом, как могущество государства может выражать жёлтенькая птичка(картинка слева) в смирении поднявшая вверх руки(крылья). У автора этот вид вызывает ассоциацию с недожаренным цыплёнком табака. А герб великой державы должен изображать если не агрессию, то по крайней мере решимость.  И выглядеть хотя бы так, как в правом варианте. Такое же изображение герба было и на тульях милицейских фуражек. То есть птица грозно расправляет крылья для полёта, а не сдаётся на милость победителя.

С этим был солидарен и большой патриот России граф Алексей Алексеевич Игнатьев, который называл имперский герб плохо ощипанным цыплёнком. Хотя в его времена «цыплёнок» был чёрного цвета и смотрелся несравненно достойнее. Да и сама Российская империя тогда включала в себя, кроме нынешнего усечённого состояния, Малороссию, Белыя Русь, весь Кавказ, Степное и Туркестанское генерал-губернаторства, Царство Польское и Великое княжество Финляндское. И всё это подтверждалось восемью щитами царств-княжеств на орлиных крыльях герба. А русские офицеры полушутя-полусерьёзно, в подпитии поднимали тосты за «Великую и неделимую от Пиренеев до Канадской границы».

Но вернёмся к действующему гербу.. Этот вариант 30 ноября 1993 года, Ельцин подмахнул не глядя, ещё под действием эйфории от расстрела парламента 4 октября.

ТРИ КОРОНЫ. Впервые они появились в 17 веке, и как утверждал царь Алексей Михайлович – это была символика трёх царств: Казанского, Астраханского и Сибирского. Значительно позже появилось другое объяснение, три короны – это основные земли русского народа: Великороссия, Малороссия и Белыя Русь.

Но … в описании герба 1993 года говорится, что это «… три исторические короны Петра Великого». И вот тут всё становится на свои места. До Петра I церковная власть переплеталась с государственной, то есть та была частью государства, и своими догмами тормозило развитие. Поэтому и две нижних короны – одна власть государственная, царская; другая церковная, патриаршая.  Пётр же в период с 1700 по 1718 годы упразднил патриаршество и назначил себя главой Православной церкви, а чтобы не отвлекаться на религиозные мелочи учредил Синод, который безоговорочно подчинялся его указам. Вот вам и верхняя большая корона, объединяющая в себе власть светскую и церковную одним лицом - императором(с 1721 года).

А вот что эти короны делают на современном гербе России, а главное что обозначают, для автора загадка. Ведь Российская Федерация чисто светское государство, где церковь отделена ещё с 1918 года. Мало того, Россия многоконфессиональное образование, где в одинаковом положении традиционные верования – православие, ислам, католичество, иудаизм и другие. Тогда к чему короны, и что они обозначают?

ДВУГЛАВИЕ ОРЛА. Этот символ актуален и поныне. Россия располагается в двух частях света и довлеет как к Европе, так и к Азии, поэтому две головы обращённые в разные стороны, но объединённые одним телом. Только вот по мнению автора, клювы слишком широко открыты, как у голодных птенцов в гнезде ждущих кормёжки, а от усердия ещё и языки высунуты. Но с этим можно смириться, увидев нечто подобное в изображении орлов в гербах скажем ФРГ и Польши.

ЩИТ В ЦЕНТРЕ. Это же герб Москвы! На котором христианский архангел Георгий побивает Змея. Герб Москвы на гербе Руси был уместен начиная с XVI века, когда Московское княжество обрастало и приумножалось землями. А сейчас Москва просто административный центр, не олицетворяющий собой всю Россию. Кроме этого опять на гербе светского государства православный святой, отождествляющий собой победу христианства над язычеством. Значит опять побоку другие традиционные конфессии, читай верующие? Опять символы веры не объединяющие всё население, не говоря уже об атеистах.

СКИПЕТР И ДЕРЖАВА. Скипетр – древнейший символ власти, на Руси – царской власти. К президентской федерации его трудно отнести, ну да Бог с ним, пусть будет.
А вот с державой сложнее. Шар, или так называемое державное яблоко обозначает Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу. Это подтверждается и крестом над державой. Владеть таким символом может только помазанник Божий, то есть царь. Опять христианские символы на гербе светского государства,  и опять забыты в пренебрежении другие конфессии страны.
Ну и наконец хвост. Легкомысленно распушон, как у тетерева на токовище. Правый же вариант хвоста собраннее, динамичнее и совсем не декоративен, как и должно быть элементу изображения на гербе великой державы.

Рассмотрев Российский герб, вынужден сделать следующие выводы:
1. Герб не отражает какой-либо патриотической или объединяющей идеи.
2. Основная фигура герба – орёл выглядит скорее кулинарным блюдом, нежели грозной птицей, вызывающей уважение.
3. Герб напичкан христианской символикой не присущей светскому государству и не отражающей чаяния других традиционных верований России.


Вильнюс, 24 августа 2017 года.