Клептоман

Анна Куялова Лудза
  Педикулез, энурез, клептоман, акалькулик, дисграфик – до начала работы в спецшколе я и слов-то таких не знала.

  Но вот я – классный руководитель пятиклассников,начала изучать их личные дела. Мальчик,назовем его Максим,сирота. Мать – цыганка, отец – латыш. Ребенок крепкий, красивый, с черными вьющимися волосами, но, как написано в личном деле – клептоман.

  Веду урок, входит учительница начальных классов, которая передала мне своих ребят. Дети встали, приветствуя ее, и сели. И только, теперь уже мой, Максим остался стоять, опустив глаза. Вошедшая учительница спросила:

 - Кто на переменке входил в мой класс? У меня пропали все шариковые авторучки, всего класса. Они были в специальном футляре. Максим, это ты взял?

  И он покорно открыл свой портфель и отдал авторучки. Я стояла молча, в классе наступила гнетущая тишина.

  Или вот еще случай. Для первоклассников воспитатели получили новые рукавички и пришили их своим воспитанникам на резинках к пальто.

  И вот однажды приходят ко мне в класс и жалуются: пропали все рукавички, одни только резинки болтаются. Максим, как всегда, стоит опустив глаза, в своей виноватой позе.

 - Ну, зачем, зачем тебе рукавички? Тебе же и на один палец они будут малы? Ты зачем их обрезал?

 - Красивые, - звучит в ответ.

 Он брал все, что нравилось, но, уже прекрасно понимая разницу между «взял» и «украл», остановиться не мог. Став постарше, все равно воровал. У любимого учителя музыки, где Максим играл в духовом оркестре, утащил баян и вез его на тачке к магазину продавать. Или зашел к воспитательнице домой, а уходя, прихватил в коридоре куртку ее мужа…

  В 10 классе назрел вопрос, куда определить Максима после школы. Идти в училище он наотрез отказался, сказал, что хочет работать.

 Стою в задумчивости с коллегами и говорю:

 - Может, мне его к себе взять?..

 - Сумасшедшая, он же ворует…

 - Ну и что? Зато у меня в доме все будет, - и мы дружно рассмеялись.

 Взяли его в волость, где когда-то жила его покойная мать и где он родился. Выделили комнату с печным отоплением, определили на работу к хозяину в конюшню, чему Максим был очень рад, так как лошади – его любовь и мечта. А питался он первое время в волости при школе. Я сама отвозила его и устраивала на новом месте жительства, а уезжая, предупредила председателя волости о клептомании парня. Первое время Максим мне звонил чуть ли не каждый день. Я просила передать трубку взрослым.

 Мне отвечали примерно так:

 - Все хорошо, только иногда случается то, о чем вы предупреждали. Но мы понимаем, что это – болезнь.

 Потом Максим женился, у него родились трое сыновей. А меня, свою классную руководительницу, он теперь называет не по имени и отчеству, а просто «мама».


*Клептомания является заболеванием. Страдающие этим недугом люди постоянно хотят что-то украсть. Похищенные вещи могут даже не иметь особой ценности, человеку важен лишь факт хищения, который приносит ему удовлетворение.