Пинхас и Дэн

Владимир Темкин
               
Года три-четыре назад довелось мне услышать занимательную историю, которую, вполне можно было бы отнести к той категории, что называется «реализация американской мечты». А дело было так. Жил да был в одном большом американском городе молодой ещё человек по имени Пинхас, по профессии программист, по происхождению еврей. Был он религиозен, причем был религиозен настолько, что не просто носил на груди золотую цепочку с символом своей веры, но молился и ходил по субботам в синагогу. Убежденный был человек. Возрастом он был не более двадцати пяти лет. И имел он очень полезную привычку ходить от дома и до работы пешком.
 
Поскольку работа являлась занятием ежедневным, то и прогулки туда-обратно имели выраженно регулярный характер. Ну, а когда человек с такой частотой ходит по одному и тому же маршруту, то постепенно и сам он к окружающему миру присматрива-ется, и мир этот его из толпы выделять начинает.

А была у окружающей действительности некая характерная черта. Часть пути Пинхаса проходила по небольшому бульвару, который, помимо всех других и  прочих обитателей большого города, облюбовало себе сообщество местных бездомных и нищих. Вот почему-то именно здесь, на бульваре, нравилось им коротать дневное и вечернее время своих незамысловатых занятий по сбору средств существования в виде подаяний прохожих. На ночь же эта публика расползалась по более теплым и менее продувным местам. В том числе и по популярным в их рядах ночлежным домам, для этого соответствующим образом оборудованным.
 
Пинхасу люди эти не нравились и воспринимались им они, как досадная и неприятная часть здешнего городского пейзажа. Но постепенно стал он присматриваться к одному из представителей данной публики по той причине, что человек этот никаких специальных действий по сбору средств, то бишь попрашайничеству, не предпринимал, а просто сидел на одной из скамеек, поставив рядом коляску со своим нехитрым скарбом и выставив вперед большой и яркий картонный стакан для  сбора пожертвований. От всех прочих чернокожих обитателей бульвара отличался он несуетливостью, достаточно аккуратным видом и тем, что постоянно читал одну из книг, во множестве разложенных рядом с ним и собранных на мусорнике ближайшей общественной библиотеки.
 
Внимательные взгляды Пинхаса не остались незамеченными и предметом его внимания. И через какое-то время стали они сначала приветствовать друг друг кивком головы, затем раскланиваться, а потом уже и здороваться. Дошло дело и до перебрасывания парой-тройкой слов. Сначала на ходу, а потом и во время коротких остановок Пинхаса возле скамейки, на которой, как правило, располагался Дэн. Так звали бездомного.

И постепенно из этих разговоров для Пинхаса прорисовалось, что Дэн, несмотря на явно выраженную приобщенность к здешнему бульварному племени, по сути своей несколько отличается от окружающих безработных. Стало ясным, что бездомствует он на бульваре всего лишь второй год. А до того имел вполне пристойную работу в магазине мобильных телефонов и столь же приличное съемное жильё. Но случилось так, что в период экономического спада магазин этот закрылся, другой работы Дэн сразу не нашел. С подругой своей тогдашней, характер имея простоватый и доверчивый, разошелся по очень невыгодной для него материальной схеме и, сам того не заметив как, оказался на этом бульваре, служившем торной тропой Пинхасу по дороге на работу и обратно.
 
И как-то так всё оно по времени совпало, что на очередной субботней встрече в синагоге речь зашла о благотворительности. В рассуждениях ребе были приведены размышления на данную тему мудрецов Торы и знаковых в еврейской истории фигур, призывавших к нравственному очищению души и окружающего мира. Рассматривались им и конкретные примеры, из которых следовало, что благотворительность может иметь самые разные формы и виды. Одно дело подать человеку пищу телесную, а совсем другое – помочь ему обрести средства, навыки и знания, пригодные для самостоятельного добывания хлеба насущного. Была рассказана и история барона Эдмонда Ротшильда, мудро и прозорливо оказавшего помощь первым поселенцам Эрец Исраэль (Земли Израиля). В Зихрон-Якове поставил он переселенцам-сионистам условием обязательное обучение строительным и сельскохозяйственным навыкам, что и позволило тем освоить виноградарство и другие земледельческие ремесла, возвести себе жилища и закрепиться на новом месте во исполнение сионистских устремлений еврейского народа ещё в конце 19-го начале 20-го веков.
 
И всё это навело нашего героя на одну непростую мысль, правда, несколько трансформированную в его сознании теми знаниями и принципами, которые были заложены в нём со времен учебы в колледже. При следующей  встрече на бульваре, опустившись неожиданно для Дэна на его скамейку, Пинхас завел разговор о том, а не заинтересуется ли его собеседник такой вот идеей. Он, Пинхас, предлагает в течение достаточно короткого времени обучить азам програмирования приложений для Смартфонов, с которыми  Дэн был вполне знаком ещё со времен своей трудовой деятельности. В то время, да и сейчас, это было модное, популярное и вполне доходное занятие. Дэн, некоторое время подозрительно глядя на собеседника, размышлял, а потом-таки, что вы думаете,  согласился. Начать занятия они договорились на другой день.

Назавтра  Пинхас принес с собой новенький лэптоп с питанием от солнечной батареи, вполне современный смартфон и суперкапэситор для возможной аварийной ситуации. Прихватил он и лёгонький раскладной столик. Судя по затратам, произведенным новоявленным донатором, он отнёсся к акту своей благотворительности абсолютно серьёзно, даже если учесть его высокую зарплату, как программиста.
 Начали они с элементарного, осваивая средства и методы программирования Смартфонов. Дэн оказался учеником способным и довольно быстро продвигался в постижении намеченного к изучению материала. Первые осенние месяцы были в большом городе довольно теплыми, и ничто не мешало их совместным занятиям. Когда же приблизились зимние дожди и холода, пара переместилась в ближайшую общественную библиотеку.
Постепенно в голове Дэна появилась мысль о создании  прикладной программы, которую он хотел с помощью приобретенных навыков реализовать. В городе уже несколько лет шла борьба с заторами, одним из перспективных начинаний которой была система «Возьми попутчика».  Ведь большинство водителей по утрам и вечерам ехали в одиночку, а тут родилась идея уменьшения количества автомобилей на дороге за счет увеличения числа пассажиров. Для стимуляции заинтересованности «подгруженных» автомобилей была выделена для них даже специальная полоса движения. Выгодно становилось всем. И Дэн задумал создать систему взаимного подбора попутчиков, используя для этого дополнительно запрограммированный Смартфон и одну из популярных социальных сетей.  Долго ли – коротко ли, с помощью Пинхаса ему удалось довести эту задачу до логического конца.

Но параллельно процессу обучения Дэна делу, которое могло бы, по представлению Пинхаса, начать обеспечивать и кормить безработного, произошли неожиданные и коренные изменения в его материальном положении. Каким-то чудесным образом история эта попала в прессу, а затем и на телевидение. Она удивительно точно укладывалась в рамки искони демократического представления о реализации «Великой Американской Мечты»! Прямое доказательство верности политической линии на подъём уровня производительности афроамериканского населения! Пинхас с Дэном были приглашены (и не единожды) на некие популярные в их городе токшоу. Название же бульвара, где располагался «пост» безработного, постепенно закрепилось у всех на слуху. А поскольку благотворительность в Америке является делом святым не только в иудейской конфессии, на Дэна обрушился поток пожертвований, начиная от электронной техники (использованной, разумеется, но работоспособной) и, кончая, одеждой и прочими полезными в его нелегком существовании предметами. Часть всего этого богатства, свалившегося вместе с популярностью на его перегруженную учёбой голову, Дэн просто раздавал соседям по бульвару , и, надо отметить, все они были этому рады. А вот что делать с вещами более дорогими и ему самому необходимыми, постепенно стало просто нерешаемой проблеммой.

Но, как раз в этот самый момент, процесс, связанный с разработкой программы для Смартфона, успешно завершился тем, что  соответствующая компания, специализирующаяся на этом виде аппликаций к мобильникам, купила у Дэна его программный продукт за вполне пристойную цену в 14 тысяч баксов. И как, Вы думаете, Дэн использовал эти деньги? Нет, естественно, не промотал и не прогулял в компании бульварных сторожил, но снял на эту сумму на длительное время специальное хранилище для той массы вещей, которую продолжал в изобилии получать в виде пожертвований от добросердечных жителей города. Он ими даже немного приторговывал в околобульварной среде себе подобных.

Пинхас несколько раз пробовал продолжить с Дэном свою педагогическую  благотворительную деятельность. Этим же интересовались и периодически посещавшие безработного газетчики. Но он, смущаясь таким проявлением внимания, разводил руками и говорил, что занят он вот всем этим, времени совсем не остается. Да и просто отдохнуть хочется, книгу какую почитать, с друзьями словом перекинуться. Да и трудно это, работать, а так вот ведь, если посмотреть вокруг и хорошо вдуматься, зачем? Пожертвований он получает совершенно немеряно, денежку, какую ни есть, но собирает на бульваре ежедневно и исправно. Покушать можно в благотворительной кафешке. Еда там вполне привлекательная, а чего очень захочется сверх того, так прикупить можно. Потребности в жилье обеспечивают ему несколько ночлежек Армии Спасения в этом районе. Там и душ имеется, и постирать-высушить одежонку можно. А главное, всё это бесплатно и на 100-% гарантированно.
- Семья? Да как-то нет у меня тяги к этому. Не мужское это дело.- рассуждал Дэн.- Я пробовал, не понравилось. А работа, да ещё такая сложная, как программирование смартфонов, мало того, что тяжела, так ещё и неясно окупится ли она по окончании... Да и купят ли у меня её? Я весь изволновался в этот момент. Спасибо Пмнхасу, а то ведь и обмануть могут!...

Прошел год. И осознав бесполезность своих повторных усилий в отношении обучения Дэна, в одну из встреч в синагоге Пинхас в индивидуальном порядке обратился к равину. Сама по себе эта история большим секретом для ребе не была, и Пинхас ему кое-что рассказывал, и в прессе что-то такое попадалось. Но в этот раз, внимательно выслушав систематизированное изложение и трудный вопрос, почему, мол, мой подопечный так странно себя ведет,  ребе улыбнулся и рассказал старую притчу про коренного темнокожего жителя карибских островов, дремлющего под пальмой со спелыми бананами в кроне. Приехавший сюда американский турист пытался убедить его, что достаточно совсем небольших организационных усилий и весь остров будет на него работать, собирая бананы.
- А я чтио буду делать? - спросил абориген.
- А ты будешь лежать и командовать!
- Так я же и так лежу? Что ты мне голову морочишь!- закончил свою присказку ребе.- Как видишь, с мотивацией, тут всё просто. А вот объясни мне, что же тебя повлекло поступить таким образом? Почему ты взялся обучать Дэна?
- Меня подтолкнуло к этому обсуждение проблемы благотворительности при субботней встрече в нашей синагоге. Высказывания мудрецов Торы... История барона Ротшильда... Помните? Он помогал своим питомцам тем, что обучил их новым для них ремёслам и умениям, благодаря которым они смогли освоиться и закрепиться на земле Израиля.
- Помню, помню. Но всё ли ты помнишь из того, о чем мы говорили тогда?  Вот ответь мне на такой вопрос. Кому помогал барон Ротшильд?
- Как это кому? Он помогал первым сионистам.
- А кому решил помогать ты?
- Безработному Дэну. Он показался мне человеком смышленным, и я счел, что, обучив его ремеслу программиста смартфонов, я тем самым дам ему в руки способность найти работу и зарабатывать на жизнь самому.
- То есть, если я тебя правильно понял, барон жертвовал свои средства на создание в будущем еврейского государства, а ты, Пинхас, на борьбу с безработицей среди афроамериканского населения нашего города.
- Ну...
- Что ну?
- Ну... в каком-то смысле – да.
- А если ты отвечаешь «ДА», то давай посмотрим на эти два акта благотворительности с точки зрения их полезности и продуктивности. Проверим, хорошо ли это для евреев? На деньги барона построены города Зихрон Яков и прочие с садами и парками, с виноградниками и другими земледельческими плантациями. Всё это разрастается и цветет, как одна из важнейших основ еврейского государства. А вот твой взнос в борьбу с афроамериканской безработицей оказался абсолютно непродуктивен. На лицо, как говорится, два принципиально различных результата. Вариант барона до сих пор ясен и перспективен, а твой вариант – просто усох на корню! И как ты думаешь, почему они столь разнятся?

- Трудно сказать. Повидимому, любое подобное деяние имеет вероятностный результат.
-  Вот-вот-вот! Мы и приблизились к ответу на твой вопрос. Из сказанного тобой следует важный вывод о том, что не всё происходящее зависит от наших помыслов и устремлений! Ты, я надеюсь, понимаешь, что только божий промысел помогает тебе в твоих преуспеваниях? Я имею в виду все вместе, твои гинетические способности и  трудолюбие, твоё образование и вклад в него твоих родителей, твои нравственные устои и твою принадлежность к великому народу, выстоявшему в многотысячелетней изнурительной борьбе за существование и, что главное, победившему в ней. И барон Ротшильд, жертвуя на благое дело сионизма, руководствовался идей сопутствующей Божьему промыслу. А чем руководствовался ты?

- Я?... Я хотел помочь ближнему?

- Ближнему? А кто он, этот твой ближний? Христианин или мусульманин?

- Я не знаю. Просто не интересовался...

- Ах, даже так, не поинтересовался? То есть ты говоришь мне, что, принимая свои решения, оставался равнодушен к двухтысячелетним страданиям евреев от рук христиан, и от почти полуторатысячелетних попыток мусульман извести наш народ до конца. И попытки эти даже сегодня год от года ужесточаются, имея конечной целью полное уничтожение евреев. И почти весь христианский мир настроен также против Израиля, одной только своей постоянной солидарностью с мусульманским миллиардом, пытающимся утопить в крови как минимум половину еврейского населения Земли. И ты рассчитываешь, жертвуя деньги и силы именно этой стороне нашей вековой борьбы за выживание, получить одобрение еврейской общины?
 
- Ребе! Я же сказал, что не подумал об этом.

- Не подумал, говоришь? Но ты ведь должен всегда помнить,  Пинхас, что есть законы жизни, Божеские и людские. И незнание их от ответственности не освобождает! В терминах же законов человеческих деяние, подобное твоему, именуется переходом на сторону врага в военное время. Я надеюсь, ты понимаешь, что это означает в понятиях юридических? А вот о законах Божеских тебе придется сначала подумать самому. Они говорят нам о том, что творя добро не следует способствовать злу! И когда ты хорошо подумаешь об этом, приходи – обсудим!
   
 Август, 2017