Три индийских дня было у меня. Часть 14

Шестакова Евгения
Город Фатехпур – Сикри. Дворец Джоха бай. 
Часть 2

Неторопливо мы дошли до кухни дворца. Не у всех помещений стояли  информационные камни. А зря. Читая и понимая, что ты видишь – было бы намного интересней.
Следующее, что мы увидели, это Диван-и-Ам или Зал Общественных Аудиенций. Без такого зала не обходился ни один дворец Великих Моголов. Ведь здесь отмечались важные праздники. Именно в этом месте принимал просителей падишах, и здесь, на специальном постаменте стоял трон. Обычно трон стоял в западном углу  окруженного колоннами и крытыми галереями помещения. В зале Общественных Аудиенций  можно рассмотреть великолепные каменные резные  перегородки – джали, за которыми прятались женщины из гарема.  Я очень долго не могла запомнить это слово. Оно у меня просто вылетало из головы.

 Про этот зал в путеводителе сказано, что он был построен по принципу организации военных лагерей моголов.

Единственный непонятный мне элемент таких дворцов это то, что из зала в зал чаще всего ведут абсолютно неприметные двери. То есть тут чаще всего нет таких огромных  «дворцовых» дверей, которые должны присутствовать по логике вещей.
Когда я не понимала куда идти дальше, я стояла и ждала – Люди вы где, люди?*улыбка*

Помню в одном из дворцов в Джайпуре  вообще нужно было зайти в низенькую и узкую дверь, пройти  по узкому наклонному темному коридору и только тогда  вы попадали в другую часть дворца. Если бы я  не пошла за какой-то группой белых туристов в темноту, я бы самую интересную часть дворца и не посетила бы.
Так и в этом дворце одна незаметная дверь ведет в совершенно другой зал - Внутренний двор Диван-и-Кхаса. Мне кажется, это самая интересная часть дворца.

Вообще, если вспомнить, как мы ходили, мы как раз таки ходили наоборот – «против шерсти».  В другой части Внутреннего двора находится Зал Частных Аудиенций.  Тут кругом древняя кладка. И тут же надпись - монумент не шкрябать!

Из Интернета - Главным элементом Зала Частных Аудиенций является восхитительная резная колонна, известная под названием Тронного Столпа.  Она поддерживает большую круглую платформу, от которой отходят четыре мостика с перилами. Восседая на своем троне, император вел дискуссии с представителями различных религий - ортодоксальными мусульманами, священниками-иезуитами из Гоа, индуистскими брахманами, джайнами и зороастрийцами, которые располагались вдоль стен балкона. Путем подобных дискуссий Акбар пытался синтезировать индийские религии, и центральный столп зала представляет собой символ этого его проекта, сочетая в себе мотивы индуизма, буддизма, ислама и христианства. В конце концов, однако, мусульмане охладели к этим дискуссиям и спровоцировали восстание, которое Акбар безжалостно подавил в 1581 г. Впоследствии император разработал концепцию «Господнего царства», которую подчеркивает вся архитектура Диван-и-Кхаса с его расходящимися по оси от центральной точки колоннами.

Тут же находится и Казна. Помещение,  украшенное мифическими морскими животными, охраняющими сокровища. Так уж было заведено в древние времена, что казна располагалась в том дворце, где жил Великий Могол. Казна Великих Моголов в Индии практически никогда не пустовала. Денег хватало на все.
Если следовать по описанию путеводителя, то получается, что рядом с казной есть Дом Астролога. Но, честно, говоря, я его не помню. Здания шли один за одним. Да, наверное, нужно было взять гида.

Так же я совершенно не помню огромную каменную доску для игры в Пачиси. Это что-то вроде древних шашек, но игроки при игре кидали игральные кости. Падишах играл живыми фигурками. Девушек – рабынь одевали в яркие одежды и игра продолжалась довольно долго. Великий Могол должен был сыграть все 16 раундов.

В районе доски для игры в Пачиси находится дом одной из любимых жен Акбара – Дом Турецкой Султанши.

Ее звали Sultana Ruqayya Begum. Дом построен в кашмирском стиле. Кашмир расположен на севере Индии.  В этой области любили проводить время Великие Моголы, спасаясь от невыносимой жары. Особенно любил Кашмир сын Акбара – Император Джахангир. Там он и умер.

Здание, в котором жила турецкая султанша очень красивое.  В его отделке намешаны несколько стилей – персидский, турецкий, китайский. В некоторых источниках пишут, что она там не жила, что это были бани или какой-то павильон развлечений.
Южная часть этого дома выходит к бассейну. На его помосте, по легендам, любил отдыхать Акбар Великий.

Оригинальная постройка, на которую сразу же обращаешь внимание – это Панч-Махал.
Из Интернета – «Пирамидальное сооружение,  высотой в пять этажей, каждый из которых покрыт своеобразной резьбой.  Оно по планировке представляет собой продолжение традиций индийских буддийских вихар, вероятно, еще существовавших в то время.»

Мне стало очень интересно, что же такое «вихары», поэтому я отправилась читать Интернет дальше. *улыбка*.

Оказалось, что вихара – это буддийский монастырь. А сам глагол  означает слова «находиться», «пребывать», «жить (где-либо)».  Первые буддийские монахи были аскетами, которые все время странствовали.  И во время сезона дождей им нужно было где-то временно пожить.

Панч-Махал был построен для прогулки женщин из гарема. Он  притягивает внимание своей необыкновенной пропорциональностью колонн, которые поддерживают каждый этаж. Нижний этаж украшают 84 колонны, второй – 56, третий – 20 колонн. Всю эту оригинальную конструкцию венчает павильон с куполом, который покоится на четырех колоннах. Все колонны и консоли отличаются разнообразием декора. Так, на втором этаже нет ни одной одинаковой колонны.

Так как здание, можно сказать, без окон, без дверей, оно продувалось ветрами и это давало дамам желанную прохладу.

Но не все так просто! На одном из сайтов я вот что вычитала.  Перегородки таки были! "Некогда в Панч Махале также были каменные решетчатые перегородки, к которым крепились пучки увлажненной ароматической травы khas. Эту  траву в северной Индии выращивают и поныне для охлаждения веранд."

У Акбара имелись свои личные покои, которые назывались Прибежище Удачи. Это здание, которое стоит напротив Дома Турецкой Султанши. Его покои – это целая серия великолепных помещений, разделенных каменными решетками, резными столбами с оригинальными скобами, карнизами, навесами. В одной из комнат находилась библиотека. Мы же помним, что Акбар был неграмотным. В библиотеке хранились пятьдесят тысяч свитков, которые читали Великому Моголу специальные чтецы. Если Акбар отправлялся на войну, все эти свитки он брал с собой, как и половину своего гарема, слуг и тд.

Когда Великие Моголы ходили на войну, их караван напоминал большой город. Поэтому на войну ходили медленно,  и длилось все это долго, иногда годами.
Спальня Акбара в этом дворце называлась Дом Снов. Ее стены были украшены шедеврами персидской поэзии. Сейчас еще можно разобрать некоторые потертые строки, конечно, если вы умеете читать на фарси.

Когда мы гуляли по дворцу Джоха бай , мы зашли за какую-то высокую стену. Там ничего особо интересного не было, и мы  долго не задержались. Пролистав путеводитель, я поняла, что мы побывали в помещениях, где жила третья жена Акбара, по имени которой и назван сейчас этот дворец. Ей принадлежали целых 4 здания, перед которыми была большая площадка 100 на 65 метров.

Интересные факты про эту жену Акбара Великого – Мариам–уз-Замани скончалась  в 1622 году. Ей было 80 (!!!) лет. Для тех времен это был очень солидный возраст. Напомню, что Арджуманд, похороненной в Тадж Махале не было и 40 лет, когда умерла, рожая 14 ребенка своему страстному Шах-Джахану.

Усыпальница для третьей жены Акбара была построена  ещё при её жизни, за 11 лет до смерти. Сейчас она находится в районе платной дороги Дели – Агра. Мариам–уз-Замани не была кремирована, ее похоронили согласно исламской традиции.

Не все части дворца находятся в хорошем состоянии. Есть и обшарпанные и совсем не реставрированные места.  Наверное, если дворец не поддерживать, скоро это все это великолепие может стать  просто руинами.

По мнению одного из  историков  Мусульманского Университета Алигарх, жену Акбара Великого впервые назвали Джодбай в 18 веке в одном из исторических исследований. Согласно мнению другого профессора женщина по имени Джодбай вовсе не была женой императора Акбара, а она была раджпутской женой его сына, Джахангира, принцессой Манми из Джодпура. Есть и другие мнения относительно имени Джодбай.

На презентации фильма « Джодаа-Акбар» Падмини Деви, представительница  королевской семьи Джодпур, открыто заявила, что женщина по имени Джодхабай существовала на самом деле, и что она вышла замуж за Императора Акбара. Их союз принёс мир между Моголами и Раджпутами. Согласно мнению профессора Чандры, кем бы ни была та женщина, имя Джодаа ей было дано потому, что она родом из государства Джодпур

А мы все еще гуляем по центральной части дворца, в районе пятиэтажного строения Панч-Махала. В тот момент я думала - Боже, вот так бы погулять в Запретном городе в Пекине.  Какой простор и нет людей! (После посещения Запретного города я надолгое время перестала любить людей. Китайцы это нечто. Это даже не индусы. Китайцы, в добавок ко всему, еще и орут, когда разговаривают. Они просто не могут нормально говорить. Это очень сильно напрягало в Китае.)
Одна из решеток кажется совсем незатейливой. Но она вырезана из цельного куска красного песчаника.

Тут же натыкаемся на стену. Я не помню, что это за стена. Можно сказать - древняя стена, которая нам демонстрирует старинную кладку.
Дошли до бассейна, в котором любил плескаться Акбар Великий. А глядя  на ячеистое здание за бассейном, мне показалось, что раньше в каждой такой ячейке сидело по его жене. *улыбка*.

Гарем, как и во всех дворцах Великих Моголов, располагался на отдельной территории дворца. Он назывался «зенан», и находился в районе личных покоев императора.

С гаремом тоже было все не так просто. Совсем рядом с покоями императора стоял Золотой дом или Сунахра Макан.  Раньше помещения украшали фрески с позолотой. Отсюда и родилось такое название. Одни исследователи считают, что в этом доме жила мать Акбара Великого. Другие пишут,  что это был дворец одной из его жен. И Золотой дом называют Дворцом Христианской Королевы или Домом Мариам. Хотя не сохранилось никаких письменных источников о том, что Акбар был женат на христианке.

Гарем Харам Сара  был организован так - большой центральный внутренний двор, по его сторонам  располагались  четыре отдельные приподнятые террасы с необычными крышами на северной и южной стороне.

Они как бы имитировали  форму крыш из бамбука и соломы.  На крышах сохранились остатки голубой глазурованной плитки. Эта плитка уже из персидского стиля и ярко контрастирует с красным песчаником.

Если честно, в этом дворце устаешь от красного цвета. Взять тот же Красный Форт в Агре. Там тоже много красного, но Великий Могол Шах - Джахан, внук Акбара Великого, часть дворца отстроил в белом мраморе.   Это хорошо разбавляет красный.  В Красном Форте ты не устаешь от одной и той же цветовой гаммы.

Тут же на гаремной территории есть небольшая башня с перегородками. Это Хава Махал или Дворец Ветров. Сооружение построено так, чтобы ловить вечерний бриз. Через эту башню дамы из гарема шли к небольшому озеру охладиться. Озеро сейчас высохло.

Третий дворец гарема вообще называется по имени  любимого придворного советника Акбара . Сейчас говорят, что название Дворец Бирбала в корне неверное. Мужское имя не могло присутствовать на женской части дворца. Скорее всего это был дворец двух старших жен Акбара. Здание украшено красивой резьбой, а потолок вообще напоминает цветочный полог.

После того, как мы закончили свою прогулку по дворцу, нам нужно было отправиться в мечеть Джами Масджид. Что меня удивило, так это то,  что вход в мечеть бесплатный. Для Индии, где иностранные туристы покупают билеты в 10 раз дороже, чем местные жители,  бесплатный вход – очень удивительный факт.

Моему спутнику было очень не хорошо, и пока мы стояли ждали автобуса, нас толпами одолевали торгаши – индусы. Я уже просто не могла от них отбиваться.
Мне сказали – ты можешь сходить в мечеть одна, я тут подожду. Наверное, нужно было сходить, но одной идти в толпе приставучих загорелых товарищей очень не хотелось.

В мечети находится гробница Шейха Салима Чишти и она необычна тем, что является в то же время действующим суфийским святилищем.

Когда мы проезжали мимо, я сначала даже не поняла, что это мечеть. Потому что вход в нее был через огромные ворота Буланд Дарваза или Великие врата. Высота ворот 54 метра.

Ворота были построены в 1576 году и, по смыслу, это своеобразная триумфальная арка, которая должна была увековечить одну из блестящих побед Акбара в Гуджарате. Сейчас это большой штат на западе Индии.

Почитав про этот штат,  я поняла, что это довольное интересное место с кучей древних достопримечательностей,  древних храмов,  с выходом в океан и не плохими пляжами. И здесь настоящий Индийский океан, а не просто Аравийское море. Столица, город  Патан уже в 1000 году нашей эры  был крупнейшим городом Индии. Тогда в нем проживали сто тысяч человек. Мусульмане полностью захватили эти земли ближе к концу 13 века. И 400 лет здесь правили.

Но вернемся к нашим воротам. Арка украшена строками из Корана - «И сказал Иисус сын Марии (да будет мир с ним): Мир есть всего лишь мост - пройди по нему, не строя на нем зданий. Тот, кто надеется на час - надеется на вечность; мир - всего лишь час - проведи его в молитве об остальном, что невидимо».
В обширном, окруженном широкими аркадами дворе находится Гробница Королевских Дам. И,  украшенная решетчатыми перегородками Гробница Ислам Хана. Важных вельмож хоронили здесь же.

Из интернета про центр суфийского святилища -  Это восхитительная гробница Шейха Салима Чишти. Большая часть гробницы была первоначально выполнена из красного песчаника и только потом облицована мрамором. Но даже не это самое главное. Читаем дальше  - Решетчатые перегородки гробницы  входят в число самых замысловатых и прекрасных в мире, а карнизы поддерживают поразительные извивающиеся как змеи скобы.

Прочитав это, мне стало очень интересно – вот бы сравнить эту решетку и решетку, окружающую гробы в Тадж Махале. Но что еще получается, похороненный здесь человек, тот самый нищий святой из деревушки, который предсказал Акбару рождение сына. Его могила  по сей день привлекает женщин, которые приходят сюда молиться о ниспослании им ребенка и привязывают нитку к мраморной перегородке.

Вот как бы и все. Наша история в этом городе завершена. Мы уезжаем в еще одну столицу древней Индии – в город Джайпур.