Книжник Генка Пастухов. Из серии Простые люди

Владимир Левкин
                23.08.17.

        Генку Пастухова я знал много лет назад,  когда мне довелось проживать на Старом Визе. Мы жили с Генкой в одном доме под номером двадцать, правда в разных подъездах.  Гена был большой оригинал и заядлый книжник, не знаю только,  читали ли он всё, но собирал, то есть коллекционировал  он их просто замечательно.  Вся его небольшая трёх  комнатная хрущёвка  была уставлена  стеллажами  с книгами, не смотря на протесты его женщин, которых было три штуки: это тёща Евгения Павловна, его законная супруга Виктория и их дочурка Тамара, семнадцати лет. Книги стояли и лежали везде: в кухне, на антресолях, в кладовках на специальных стеллажах,  которые изготовили модельщики  на его заводе (по профессии Гена был дежурный электрик, и работа мало отвлекала его от книгособирательства).

А разбирался в книгах он очень здорово,  как говаривали тогда был очень начитан, корни его библиотеки росли от его отца, визовского  бухгалтера,  давно почившего в бозе. Правда жена с тёщей не раз хотели его выгнать из квартиры вместе с  библиотекой, и если некоторые думают, что все любят книги, честно хочу  признать, что это не правда. Но выгнать Генку было не просто: во-первых квартира была на нём, во-вторых  он был оптимистом и никогда  не сдавался,  не пасовал так сказать перед трудностями,   а  стойко переносил их.

Хотя,  с виду  глядя на него,  такого и  не подумаешь,  обыкновенный мужик седой  и худой,с красной от выпивки физиономией, зима и лето в  синей рабочей спецовке, другой одежды у него сроду не было. Когда его женщины пытались купить ему дешёвый костюмчик, он быстро нёс его на рынок, продавал и домой возвращался в неизменной  спецуре, однако с новыми  книгами. Это война на выживание, у них длилась бесконечно долго.  Но, нюх на книги у него был замечательный, он знал все пути, и закоулки  в запутанном  книжном мирке, однажды мне понадобилась книга, про немецких подводных пловцов, как же я был удивлён,  когда на следующий день он принёс мне домой, целых три книги. Английские морские диверсанты, Немецкие подводные спецы, а также Итальянские боевые пловцы.  Скромно заявив, что скоро будет у него и книга об японских боевых  пловцах  второй  мировой.

На дворе стояли семидесятые,  самое их начало, как сказал поэт-время вермута и зонтов. Наш родной  Советский Союз зачем-то втянулся в конфронтацию с Америкой и стонал под  бременем военных расходов, плюс шла помощь всем людоедам Африки. Народ продолжал жить не шатко, не валко, хотя для него кое-что и делалось начальством, которое  поняв, что к сталинской системе возврата  нет, стали обогащается  путём бесконечных льгот  и откровенного воровства.

Стоило включить радио или телевизор как оттуда выливался мутный поток пропаганды, из которой было ясно, что мы должны помогать  всем: от  гренландских эскимосов, до аборигенов Тасмании, ведь они там стонут без социализма. Интересно было бы  знать какой процент помощи,  дошёл до людоедов,  а то сейчас узнаем, сколько дворцов на Гавайях у бывшей  партийной мафии. Но это так отступление, ведь у кого деньги в России, тот и прав.

Но, мы ничего живем, втянулись, надеемся на светлое будущие.  Во время этого ожидательства, чтоб заполнить вакуум вся страна, что-нибудь коллекционирует,  просто повальное собирательство. Коллекционируется  всё, один собирает марки, другой чайную посуду, третий спичечные этикетки, ну, так сказать всеобщее увлечение. В  Столицах собирают картины и другие произведения искусства, а на периферии я уже объяснил, что собирают, Рембрандов и денег  на всех не хватает. 

Так,  что книги главное увлечение простого советского народа, а что очень хорошо по-читаешь и сразу становишься  умней или узнаешь, как живут за бугром.  Книги в Свердловске в большом ходу за подписными изданиями стоят на улице  Воеводина с трёх ночи, и ничего терпят. Но Гена Пастухов добывает раритеты где-то в другом месте, много раз за портвейном я пытал его, ну открой Гена свои тайны, ведь нет у тебя сыновей, однако он отмалчивался и продолжал пополнять свою библиотеку, которая уже разрослась до невероятных, угрожающих размеров.   Как-то вечером,  явившись в свою квартиру со связкой новых книг,  он получил яростный отпор, короче его выставили из дома жена с тёщей. За него голосовала только дочь,  которой он регулярно подкидывал книги для сдачи в бук. магазин. Так он и пришёл ко мне в неизменном х/б, да с книгами.

Я собирался разводиться со второй женой,  поэтому жил один и охотно запустил его в гости, зная агрессивность своих родственников,  мне до зарезу был нужен свидетель. Кроме того я также любил книги и собирал их, конечно в более скромных масштабах, по этому я быстро слетал в гастроном  за портвейном,  и стал жарить картошку под Генкины разговоры.

Я люблю книги больше детей заявил Гена после первого стакана портвейна.
Я выслушал эту реплику и спросил,- ну а какая цель этого собирательства?

Пастухов,  чуть задумался и заявил,- мне нравятся книги: в них сама жизнь и воля авторов, которые по разному описывают события. В книгах описаны страны, в которые мы никогда не попадём, не увидим, в книгах я нахожу то,  чего мне не хватает в жизни,  из книг я вижу, как нас нагрели с этим социализмом. У народа ничего нет. Он мифический хозяин, прав никаких, наше общество никакой не социализм, а самый настоящий государственный капитализм, только на бумаге народу принадлежит всё. А на самом деле, надо почитать конституции европейских стран у них настоящий социализм и у народа много  прав, которые закреплены в законах,  конституциях, а  не граждане их стран вообще полностью усечены в права, они  их бесплатные подёнщики.

Ты Гена легче с этой критикой, а то загремишь под фанфары. Это на словах у нас перестали сажать, просто закатают в дурку,  там и статей не надо, только диагноз,- вставил я реплику.

Ну,  я доверяю людям, особо тебе Владимир, да и диссидентов  на Урале нет, они все в Москве сидят, в Израиль собираются, а копни по-настоящему никакие они не борцы. Так вид делают, ничего они изменить не могут, слабы очень.

Хорошо, взял я слово, а кто же изменит систему? Что-то таких дьяволов  не видно?

Геннадий подумал и заявил:  У нас в стране, всё изменить может только время. Только ты не думай и не обольщайся, по уровню жизни нам никогда не догнать запад,  а если придут к власти хапуги,  товару будет много, а толку с этого мало!