Об обещаниях

Людмила Возняк
«Обдумай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание — есть долг» Конфуций




Ведические писания повествуют любопытную историю о радже Харишчандре. Чем он особенен? Именно его поставил в пример, как визитную карточку своего рода, принц Рама когда рассказывал Сите историю своей династии.

Сита:«Я слышала о ней так много историй, но я не думала, что однажды мы породнимся».

Рама:«А что именно Вы слышали о династии Рагху?»

Сита:"О жизни Ваших предков мне рассказывал отец Джанака. Царство Кошала, Икшваку основал после потопа. Всех царей этой династии отличают сила и доблесть. Но самое главное - эта династия знаменита тем, что каждый царь строго выполняет свои обещания».

Представьте себе, благодаря исполнению своих обещаний процветал один знаменитый род. А другие? Вероятно, даже в те древние времена к исполнению своих обещаний не все относились одинаково ответственно.

Рама: «Позвольте рассказать Вам, на каких столпах держится величие рода Рагху».

Рассказ о радже Харишчандре отличается в разных пересказах некоторыми деталями, но суть одинакова. И я предлагаю обратить внимание на суть, но … суть все же обрамляют детали, на них я не настаиваю.

Прелюдия этой истории началась еще раньше, чем появился на свет будущий раджа. Между отшельниками Васиштхой и Вишвамитрой шла многолетняя вражда, то разгорающаяся, то затухающая. Вишвамитра оставил царсткий трон и стал отшельником чтобы досадить Васиштхе. Васиштха был жрецом царей солнечной династии. Это было очень пристижно. Когда Васиштха и Вишвамитра посетили небеса, то Вишвамитра позавидовал приему, который был оказан Васиштхе, наставнику рода праведных царей.

Царь Харишчандра только что совершил жертвоприношение раджасуя. Это жертвоприношение проводилось только теми древним царями, которые считали себя достаточно могущественными для того, чтобы стать императорами, то есть повелителями других царей. И другие цари признавая это приезжали с дарами. Что значит достаточно могущественным? Это значит, что в мире не было более правдивого, щедрого и великодушного, чем Харишчандра. Поэтому Васиштха и получил более почетный прием на небесах, чем Вишвамитра. Потому что это и его заслуга. Вишвамитра же решил подвергнуть испытанию царя этой династии, Харишчандру.


Во время раджасуя Харишчандра поклялся для блага всех своих подданных давать каждому все, о чем бы его не попросили. Представьте, насколько был могущественен царь, чтобы обещать такое? К нему явился Вишвамитра и сказал, что во сне царь пообещал ему отдать царство. Что он на это скажет? Харишчандре ничего не оставалось, как согласиться. И он передал брахману свое царство вместе со всем имуществом, слонами, лошадьми, колесницами, драгоценностями и богатствами. А сам вместе с женой и сыном приготовился отправиться куда глаза глядят. Но Вишвамитра потребовал вместе с подарком дать дакшину (деньги), иначе пожертвование не принесет плода. Царь спросил брахмана, какую бы дакшину тому хотелось получить. Тот попросил 2,5 бхары золота. Царь согласился. Но где было взять это золото, если царство и все имущество ему более не принадлежало? Царь сказал, что не прикоснется к пище, пока не отдаст этот долг. Вишвамитра согласился.

Тут странники достигли царства Каши. Харишчандра начал искать работу, но никто не желал нанимать бывшего царя. Не видя другого способа решить эту задачу, к мужу обратилась жена: «Мой господин! Продай меня кому-нибудь и погаси тем самым этот долг». Со слезами на глазах царь согласился с ее предложением. От горя оба пали наземь без чувств. Голодный ребенок сидел подле них и плакал. Вишвамитра находился тут же, требуя дакшину. Придя в себя, Харишчандра продал любимую жену и сына в рабы одному брахману из близлежащей деревни. Харишчандра отдал Вишвамитре все вырученные деньги. Но отшельник не удовольствовался и этим. Он сказал, что данной суммы недостаточно; что во время грандиозного жертвоприношения раджасуя, была роздана куда более щедрая дакшина, и что если царь хочет получить полное благо от той ягьи, ему следует исполнить его просьбу, добавив недостающую сумму. Царь попросил дать ему время. Вишвамитра согласился ждать только до захода солнца. Как только Вишвамитра удалился, Харишчандра побрел, понурив голову взывая: «Сгожусь ли я кому-нибудь? Кто согласится купить меня?» И… нашлись те, кому он сгодился. Его сделали сторожем крематория, сжигающим трупы и взимающим плату за кремацию.

От укуса змеи умирает  сын раджи. Жена, убитая горем, приносит тело мальчика в крематорий, и не узнанная мужем, просит Харишчандру совершить кремацию. Когда она заплакала, Харишчандра узнал свою жену. Но у нее нет денег, и Харишчандра не может сжечь мальчика безплатно, это нечестно по отношению к его работодателю. Тут и он заплакал, и его тоже только теперь узнала жена. Он предлагает женщине самой пойти и договорится с владельцем крематория. По ходу дела женщину обвинили в убийстве ребенка и назначили смертный приговор. Для его исполнения привели снова в крематорий. Харишчандре дали меч и приказали совершить казнь.

И дальше детали разнятся. Кто-то пишет, что Харишчандра, набравшись решимости все же приготовился исполнить долг и казнить жену. Кто-то, что муж и жена приготовили погребальный костер для сына, и уже собрались в него войти сами, чтобы покончить с жизнью… Но тут вмешался господь Шива и запретил им это делать, объяснив, что это было испытание.

Чего только не могут боги, и что только им в голову не придет? Эта история по-круче испытания Авраама, и принесение им в жертву Исаака.

Далее, Шива оживил ребенка и благословил семью. Мудрец Вишвамитра вернул радже его царство. Все боги оказались очень довольны безукоризненным поведением раджи Харишчандры и его жены, и предложили им жить в раю. Но раджа Харишчандра сказал - жить в раю он согласится лишь в том случае, если все его подданные отправятся туда вместе с ним. Но… пустить в рай его подданных боги не согласились. Лишь поступки человека определяют, попадёт он в рай или в ад. Раджа Харишчандра сказал богам, что он готов пожертвовать весь свой запас благочестия, чтобы его подданные попали в рай, а сам он согласен отправиться в ад.

Итак, столпы праведного рода династии Рагху:

 1)Держать слово, т.е. выполнять обещания ;
 2)в любых обстоятельствах исполнять долг;
 3)дхарма царя(забота о ближних);
 4)самоотречение(не напоминает самоотречение Христа?).

Эта история легла в основу первого индийского фильма снятого в 1913 году, «Раджа Харишчандра», от которого сохранился объем на 15 минут просмотра.

Жесть? Но получается, что все дело в обещаниях, и кто как их исполняет, у того такая и жизнь.

Да, но то царь!

Так потому и царь...

«Мало что в мире обладает такой же силой, как исполненное обещание» неизвестный автор,

«Не сдержал мысль - сдержи слово» Славомир Троцкий,

«Слово, которое не сдержал, относится к числу наихудших дел» Бауржан Тойшибеков,

«Обещание - это последняя грань перед позором!» Меержан Зиябекович Рыскулбеков,

«Слово, удержанное тобою, — раб твой; слово, вырвавшееся у тебя, — господин твой» Хафиз.



Продолжение - "Сказанное слово должно быть исполнено" http://www.proza.ru/2017/08/27/387