Неандерталец 2017. чаю

Вячеслав Киктенко
***
Творить смыслы умеют философы. Творить Мысль не умеет никто. Мысль нетварное, летучее созданье, и если каким-то образом (со-изволением?) попадает в твой мозг, тут уже дело за «процессором» – какова сила твоего соображения и способность обработки «данных», таковы скорость и качество результата.
Конечно, склад характера, особенности человека влияют на процесс, на скорость обработки. Но главное гнездится где-то далеко, в глубинах бессознательного. А это уже  не столько область философа, сколько поэта. Поэтическая мысль вообще куда глубиннее мысли философской, «сознательной».
Как-то я сказал об этом стайке молодых поэтов. Меня не вполне поняли. Пришлось растолковать на простом примере. Я прочитал целиком небольшое стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и добавил, что считаю этот шедевр самым философским произведением в русской лирике.
В нём нет философских терминов, силлогизмов, системы доказательств, но оно чудесным образом объемлет собою Истину – в человеческом объёме. В нём есть всё:  Пред-Жизнь, Жизнь, и за-Жизнь. И, главное, впрямую об этом не сказано. Есть только пейзаж, из которого чудесным (повторяю – чудесным!) образом вырастает всё это, и обволакивает душу всепониманием  сущего. Это и есть Поэтическая Мысль, способная дать фору любому философскому сочинению…

***
Когда я почуял, что на моих питомцев сошло некое понимание сказанного,  обнаглел и добавил: «Не гонитесь за смыслом. В стихах смысла нет».
Они раскрыли рты в изумлении и онемели. Лишь один спросил растерянно:
«А что есть?..» 
Утешил, как сумел: «В настоящих стихах, которые иногда восходят до высот поэзии, есть нечто гораздо более ценное, нежели смысл, в них есть – Поэтическая Мысль. Собственно, она одна и озаряет душу. 
Световой сквозняк, блуждающий по вселенной, пронзает её всю насквозь, а не одного только человека, и если удаётся в счастливые мгновения уловить тот сквозняк и заключить в строках – между строк – поверх строк – это навсегда! Это уже Поэзия, а не просто стихи. Вот здесь и проходит почти незримая грань между Поэтической Мыслью и смыслом.
Смысл оставьте философам…»

***
…я понимал, что излагаю максимы детям, что не всё так просто. Но есть время именно максимального воздействия на души, сердца и мозги. Это время юности. А дальше, кому положено, разберутся. Если не во всём, то во многом.
Ну, хотя бы в том, что смысл в стихах есть, и немалый. А что не он там главное – тоже разберутся. И пойдут ещё дальше. Начнут играть смыслами, скрещивать их, переплетать родное с чужеродным, живое с неживым, и получать в итоге очень странную, но заманчивую смысловую мутацию…

***
«…а-а, у нас какого русака на трон ни возведи, всё одно – евреем станет. Метафизика, однако…»
(Великий очарованный)

***
«…Молодой израильтянин,
Русский патриот,
«Широка страна…» – затянет,
И ревёт, ревёт.
Солона слеза Синая,
И тоска, тоска,
И длинна страна родная,
И узка, узка…»

***
Еврей бьётся – за Букву.
Русский – за Слово.
Человек – за Целое.

***
…идти, рваться вперёд – бессмысленно? Или есть смысл… но где? А вот он, смысл, – прагма¬тический, низкий, но, за неимением высокого, вот: рвись вперёд – в толчее, давке, в горящем госпитале, среди калек, обрубков, культей – рвись и не думай «зачем?», рвись и всё, ибо Тебя Подберут Первым!
Первым подберут хотя бы потому, что ты дальше всех отполз от эпицентра огня по ко¬ридору (к примеру, больничному коридору). Кто-то проходил мимо и увидел тебя первого, и помог тебе. Пожарники, спасатели опять же первым подберут тебя, ибо ты полз, ты рвался, пока другие рефлексировали, или просто ленились, осознав «бессмысленность» любых здесь усилий. Вот до этих-то доберутся спасатели в последнюю очередь, если вообще доберутся. А тебя подберут первым. Потому и ползи, и не задумывайся.
Так нищему, отбившему для себя местечко в начале торговой улицы, подадут более, чем следующему. Так у первого продавца в рыночном ряду разберут товар скорее, чем у последнего, или даже среднего торговца (при равном качестве товара, разумеется).
Некра¬сивый ракурс, понятно. Но и он годится, ког¬да очень уж затошнит при виде рефлексирующей интеллигенции: «А зачем? А есть ли во всём этом смысл»?.. Да есть он, есть смысл, олухи! Жизнь умнее, да и последний торгаш, кажется, умнее…

***
– Опять зовёт он за собой…
– Куда зовёт?
– Куда-то в бой…
– А бой за что?
– А бой за то,
Чего не ведает никто…

***
…а Фидель тоже из великанов. Из неандертальцев. – Скошенный лоб, борода, отвага, бессмертие. Герой!

***
 «...мне чернавку? Да ну!
Мне взыщи по рожну,
По дородству, по стати, по выговору…
– «Ой ли? Матушка-рожь
Дураков кормит сплошь,
А пшеничка, касатик, по выбору…»

***
…когда рушатся идеологические и религиозные постройки, остаётся фундамент, с которого приходится начинать вновь. Тут неизбежен вопрос – а на чём будут держаться эти, новые уже, надстройки?
Да всё на том же, что и прежние, рассыпавшиеся на глазах. И фундамент один (если обобщать верования человечества) – всемирный пантеизм. У разных народов он со  своими от¬тенками, и оттенки очень важ¬ны. Так у эллинов, к примеру, пантеизм хорошо оформлен, он успел обрести черты человекобожия.
Говоря по-научному, в эллинском мире была уже стадия антропоморфизма – боги бесе¬довали с людьми, вмешивались в их земные дела, даже смешно «сквалыжничали» с ними.  Заводили любовные шашни с человечицами – то золотым дождём, то ещё как проникали в их прекрасную смертную плоть. И чисто по-человечески трусили перед своими жёнами-богинями, которым изменяли с простыми смертными. Гнев богинь был ужасен. Взбесившаяся от измены благоверного богиня («Как? С простой бабой изменить? И кому? Мне, богине, с какой-то подлой тварью?!.») была воистину страшна.
И облик боги име¬ли человекоподобный, словно были созданы по образу и подо¬бию человека, а не наоборот.
Славянское же язычество перед принятием Христианства в России пребывало ещё на стадии зоомор¬физма. Печаль в том, что личностное, человеческое начало не успело проступить в славянском язычестве, как у греков и некоторых других европейцев. Век-полтора ещё,  и личностная структура оформила бы эти древне-юные мифы, «прорисовала» сквозь структурную решётку лик и образ  человекобожия.
Не огнём и мечом, а личностным осознанием принималась бы новая вера. Когда личность оформилась в этносе, она выбирает сознательно личностную же религию. Без пресловутого «синкретизма» –  двоеверия.

***
…некто,
Некогда,
Кое-никак,
То есть кое-нигде
Понял, что это –
И то, и так,
Так как всегда –
Везде…

***
Но тут уж неизвество, а что за религию «выбрала бы» для себя Россия. М.б. индуизм (если Индия прародина славян, по некоторым верси¬ям), или зоорастризм? Или симбиоз востока и запада? Россия всегда перемалывала в себе и то, и дру¬гое, умудряясь оставаться собой.
Представим синтез индуизма и христианства с выходом на все¬ленско-личностные вершины мысли, бытия. А что?..
Соблазнов и вариантов много. Только где оно, сослагательное наклонение?
И потом, все эти чаяния возможны лишь в том случае, если ты расстался с понятием провиденциальности, даже безвари¬антности истории, а главное – Веры. Вот в чём и соблазн, и лукавство подобных рассуждений.
А уж как заман¬чивы они, как заманчивы! Словно всё ещё можно повернуть вспять, и начать заново… на старом фундаменте...

***
     «…а был он, был круг единенья религий!
     Венчает уже пантеон звероликий
     Верховный наш Бог – светлый Род-Световид.
     В четыре лица он все стороны света
     Уже озирает. Но мало и это, –
     Он Космос уже обозреть норовит!
     Корнями в земле, головой уже в звёздах,
     Он мощно сгущал, сопрягал тёмный воздух
     Звериного мифа, чей хаос бурлил
     Внутри скорлупы: пламенел, выплавляя
     В себе Человека, и смутный являя
     Земле – Световидовым космосом – Лик.
     Аморфный, звериный, коллоидный ужас
     Редел, человеком в себе обнаружась…
     Но тут из пучин средиземных  волна
     Сквозь Чудь пронесла иудейское чудо,
     Знак Рыбы на Русь накатил, Чудо-Юдо
     Взмутило, восстав из волны, времена…».
(Из обломков эпоса В.)

***
Сказано в Символе Веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».
О воскресении мертвых говорится не только в «Символе Веры», это «разлито» по всему Писанию. Причём, речь идёт о воскресении во плоти. Не абстрактное воскресение, не эфирное «парение духов», а именно – во плоти. И поневоле задумаешься: а в какой плоти? В которой хоронили? Или в детской? Или в юношеской? Писание не даёт конкретного ответа. Мысль заходит в тупик…
И только душа шепнёт: «Не мучайся, не гадай. У Бога нет мертвых, есть – Замысел о Человеке…». А Замысел, по определению, не может быть не идеальным.
Следовательно, воскресение состоится именно в идеальном виде, в том, каким ты и был Задуман в лучшем виде. Жизнь измучивала, болезни уродовали, войны калечили… не обрубки же воскрешать! Зачем? Чтобы и – там – мучиться?..
Нет, Замысел именно об идеальном человеке, каковым так и не удалось стать на земле большинству землян. И только там увидится – каким ты был задуман воистину, и сравнится – каким прошёл в реальности по земле.
О таком воскресении и сказано: «Чаю…»