Сказанное слово должно быть исполнено

Людмила Возняк
                Начало - "Об обещаниях" http://www.proza.ru/2017/08/26/657




«Честь - дороже Жизни.
Сказанное - должно быть Исполнено.
Достоинство - дороже Любви.
Обязательства - выше Дружбы» из интернета


Кто-нибудь так ныне живет? Это как? Мне видится следующее: единство мысли, слова и дела придают честь и достоинство человеку, делают его счастливым, расхождения между мыслью, словом и делами лишают человека достоинства и соответственно чести. И все это не смотря на любовь, дружбу и прочее.  Не исключаю другой интерпретации...

В прошлой теме «Об обещаниях» я пересказала любопытную историю исполнения обещаний и последствия оного. Это продолжение. Моя подруга любит хвастаться, что она никогда не врет и выполняет все свои обещания, но недавно и с ней случилась проруха.

«А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого»(Мат.5:33-37).

Может быть это некий лучший ход – не можешь исполнять обещания, не обещай, и не навлечешь на себя несчастья:

«Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех;
если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха.
Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему» (Втор.23:21-23).

А зачем исполнять? Мы почти сразу забываем свои обещания, особенно сделанные под влиянием сильных, но временных эмоций:

«Клятвы, данные в бурю, забываются в тихую погоду» Фуллер Т.

«Не давай обещаний сгоряча. Не сердись во хмелю. Не строй планы в радостном возбуждении. Не думай о предстоящих делах уставшим»(неизвестный автор)

Ну не тут-то было! Мы хотим слышать обещания. И сами радостно их раздаем. Но, слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Слово материально. Поэтому оно будет исполнено, не важно как и где. И уж, конечно, легче поймать упорхнувшего воробья, чем высказанное слово:

«Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя»(Втор.23:21).

Это хорошо понимали древние. Однажды, выиграв на сваямваре невесту, Арджуна привел ее знакомится с матерью. Кунти сидела возле домашнего лингама и совершала религиозный обряд. Пять сыновей Панду и Драупади молча стояли вдоль стены. Тут кто-то из братьев сказал: «Мама, посмотри, какую необыкновенную милость получил Арджуна». Кунти так была поглощена обрядом, что не открывая глаз напомнила сыновьям, чему постоянно их учила: «Какая бы милость не досталась одному из братьев, он должен разделить ее со всеми братьями».

Сыновья Кунти в шоке… Драупади тоже. Мама, когда, наконец , закончив обряд, открыла глаза, тоже в шоке. Как можно разделить Драупади между братьями? Как поступить? Ведь слова подобны семенам : когда они попадают в сердце, в будущем, они дадут ростки. Поэтому слова должны быть исполнены. Но ситуация кажется безвыходной.

Бхишма, главнокомандующий армии Хастинапура, а так же знаток Писаний, хранитель дхармы, попадает в ловушку из собственных обетов. Однажды он пообещал, что бы ни случилось, защищать трон Хастинапура, из-за этого он даже не женился. Также он дал слово, что покинет поле боя, если сын колесничего, Карна, примет участие в битве. Дурьодхана напомнил деду о его первом обещании и обвинил в беспомощности перед Пандавами, которые наносят существенный урон армии Кауравов. Что делать при взаимоисключающих обещаниях? Бхишма дает еще одно обещание, он будет сражаться изо всех сил без всякой пощады к своим внукам, воюющим за дхарму в противоположной армии.

И Бхишма превратился в безжалостную машину убийства, от его ударов погибает почти вся армия Пандавов. Становится понятно, что его нужно непременно остановить. Но как это сделать? Настает момент открытого поединка между Арджуной и Бхишмой. Кришна, понимая, что может случиться катастрофа, останавливает Бхишму. Господь Кришна также останавливает и время, Он открывает Бхишме знание об истинной дхарме. Бхишма, наконец, понимает, что суровые обеты, которым он так неукоснительно следовал всю жизнь, которые составляли его гордость и славу, не принесли никому блага, а значит, были напрасны и служили адхарме. Теперь только смерть может освободить его от его обетов, и он просит Кришну убить его. Кришна уже готов это сделать, берет первое попавшееся колесо от повозки, и заносит его над головой, чтобы запустить в Бхишму. Но Кришна тоже дал слово, что не будет участвовать в войне как воин, а сейчас Он идет на нарушение своего обещания, потому что ради всеобщего блага Бхишму нельзя оставлять в живых. Но Господа Кришну останавливает Арджуна. Он не может допустить, чтобы Васудева нарушил свою клятву дав тем повод к кривотолкам. Поддавшись на уговоры своего друга, Кришна опускает колесо. И… находится другое решение проблемы.

Для древних было лучше умереть, чем не исполнить слово. После подлого убийства доблестного воина, юного Абхиманью, сына Арджуны, отец дал клятву убить ныне же, главного виновника случившегося , когда-то помилованного им, вместо того чтобы быть убитым, негодяя Джаядратху. Понимая, что расплата неизбежна, Джаядратха спрятался в покоях Кауравов до вечера. После захода солнца, как не выполнивший свое обещание, Арджуна должен будет войти в огонь.

Действительно, Арджуна искал своего врага, но так и не нашел, а солнце почему-то очень быстро двигалось к закату. И село. Все. Арджуна в глубокой печали сооружает погребальный костер, и смотрит на своего друга Кришну. Кришна молчит… «Что ж,- думает Арджуна – если воля Всевышнего в том, чтобы я вошел в огонь, я сделаю это». Зажигает костер… И тут появляется радостный Джаядратха, предвкушая, что скоро его враг, известный своей неукоснительной исполнительностью религиозных предписаний, исчезнет в огне навсегда.

Но неправдоподобно быстрый закат солнца был устроен Кришной. Он своей Сударшана Чакрой закрыл ещё не успевшее скрыться за горизонтом солнце. Это привело к преждевременному торжеству в стане Кауравов, и Джаядратха неосмотрительно покинул свое убежище. Когда же Господь убрал Сударшана Чакру, стало понятно, что солнце ещё не село, и Арджуна может стрелять. Что он и сделал незамедлительно и исполнил свою клятву.

Единство мысли, слова и дела – это основа жизни. Так было, есть, и будет всегда, знаем ли мы об этом или нет. Все произносимые обещания должны быть исполнены:

« тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет… Поступающий так не поколеблется вовек»(Пс.14:4,5),

или современный перевод:

«кто презирает негодяя,
но почитает боящихся Господа;
кто клятву хранит,
пусть даже себе во вред…
Поступающий так
никогда не споткнется»(Пс.14:4,5).

Но часто бывает так, что данные обещания вступают в конфликт между собой. Например, Рама, когда женился на Сите, обещал ей, как своей жене, защиту, заботу, поддержку. Он даже пообещал никогда не оставлять ее.

Некоторые женщины ждут от мужчин обещаний любви и верности. Верность сохранить было бы можно, если бы это касалось только действий, а вот… любовь…

«Можно обещать действия, но никак не чувства: ибо последние непроизвольны. Кто обещает кому-либо всегда любить его, или всегда ненавидеть, или оставаться всегда верным, тот обещает нечто, что не находится в его власти» Ницше

Но кто же во время женитьбы думает о разводе? Став королем Айодхьи, Рама должен был выполнять долг короля перед своими подданными , поэтому когда долг потребовал того, чтобы он отрекся от своей любимой жены, побывавшей в плену демона Равана, он отрекся и выгнал ее в лес. Недаром… раджа Харишчандра(«Об обещаниях») был его примером в исполнении долга.

Древние, действительно, боялись нарушить свои обещания, как потерять честь и достоинство. И лучше было войти в огонь, чем испортить репутацию.

Но жизнь течет… меняются условия. И, нередко, обещания превращаются в препятствия, или даже в зло. Что делать? Вот поэтому Кришна и пошел на нарушение своего обещания, чтобы убить Бхишму, который как автомат, следуя своим обещаниям, причинял зло другим, и себе, конечно.

«Праведник ставит благо всех людей выше своего собственного, личного блага»,

«Дхарма — это не свод предписаний, и не следование традиции. Дхарма — это свойство самой жизни, а жизнь постоянно меняется»,

«Когда исполнение клятвы приносит благо обществу, тогда они имеют ценность»(из к\ф»Махабхарата», поучения Кришны).

Когда на царском собрании Хастинапура унижали императрицу Драупади, обращались с ней как со служанкой, таскали за волосы, пытались раздеть, это было немыслимо по отношению к женщине для данной эпохи. Это ныне так можно поступить практически с любой женщиной, но в древности из-за этого началась великая битва(махабхарата). Но пока она еще не началась, пять мужей Драупади, великих, непобедимых воинов, находились в этом же собрании, разоруженные и униженные, связанные своими обещаниями, вместо того, чтобы быть защитой жене. Драупади пришлось защищаться самой, но с Божьей помощью: она помолилась Кришне, который сделал её сари бесконечным, и его не смогли снять. Покидая царское собрание, она гневно пообещала, что все присутствующие в этом собрании, и допустившие это безчестие будут убиты. А кровью Духшасаны, который исполнял приказы Дурьодханы, она омоет свои волосы. И… распустила волосы, что на языке символов означало, что у нее нет мужей, и она свободная женщина.

Но освободившись от беззаконников, Драупади, помогает освободиться и своим мужьям, чтобы они могли восстановить свои честь и достоинство, и достоинство и честь своей жены, распущенные волосы которой каждый день в течении 14 лет напоминали им об этом. Тогда же Бхима поклялся убить всех сыновей неправедного царя Хастинапура, хоть и своих двоюродных братьев, а Духшасане разорвать грудь и испить из неё крови.

Когда воюешь за справедливость, есть большая опасность, стать тоже несправедливым, уподобившись тем, против кого воюешь. Это очень серьезная опасность, но ее порой недооценивают.

Пандавы побеждали в битве день за днем, подошло время выполнять свои обещания в отношении Духшасаны. Не выполнять? Но ведь слово не воробей, улетело уже. Это мы по своему скудоумию думаем, что можно отречься от своих слов, но за каждое слово будет взыскано. Поэтому придется выбирать из двух зол меньшее, т.е. в чем зла меньше: в исполнении данного обета или в неисполнении его. Либо выполнить, но на новом уровне понимания.

Например, Кунти сказала чтоб ее сыновья разделили полученную милостыню между собой. Так ведь не ей это исполнять! Но ее сыновья и Драупади, после некоторого размышления пришли к пониманию ситуации как от Всевышнего – «от Меня это было», и принеся взаимные жертвы спасли друг друга.

Когда Бхима уже омыл Драупади волосы кровью Духшасаны, Драупади, сказала: «Бхима, Духшасана ведь твой брат!» - Этого было достаточно, чтобы и Бхима был освобожден от своего гнева.

Теперь про любовь.

«Достоинство - дороже Любви.
Обязательства - выше Дружбы».

Кажется, король Рама, выгнав жену Ситу, поступил жестоко. Потом он выгнал и самого преданного брата Лакшмана, тоже по требованию долга, и это не шутки. Но на самом деле любовь и дружба невозможны без единства мысли, слова и дела. Иначе как им выражаться? Но только светлые мысли порождают верные слова и добрые дела. И любящие это понимают… таковых не разлучишь. Темные же мысли лучше не переводить в слова, а тем более в дела.

И хотя мы не короли и не цари, чтобы озадачиваться королевскими проблемами. Когда станем, тогда озадачимся. Но у нас свои обещания и соответствующий долг что-то сделать, встретиться, помочь, жениться, поехать куда-то... Кстати, моя подруга обещала поехать со мной в Оптину Пустынь, в монастырь, но отказалась от своих обещаний в силу обстоятельств. Я было хотела поехать с сыном, но и у меня возникли непреодолимые обстоятельства. Подруга сказала: «Это тебе специально, чтоб не ездила без меня!»

Тогда прежде чем говорить, может стоит прислушаться к словам  Иакова:

«Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль» ;
вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.
Вместо того, чтобы вам говорить:«если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» , -
вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло»(Иак.4:13-16).


А мы то исхитряемся думать одно, говорить другое, делать совсем другое...удивляемся царящему хаосу,  и ищем виновных...



Фото из интернета: Драупади и Пандавы (к\ф "Махабхарата")