Ч. 1 Создатель атомного флота США из России

Владимир Врубель
В середине лета 1951 года Конгресс США разрешил строительство первой в мире атомной подводной лодки. Проектированием и строительством подводной лодки руководил кэптен, а впоследствии адмирал Хайман Риковер, вошедший в историю США, как «отец атомного флота».

Выходец из Российской империи  стал единственным человеком в истории государства, когда-либо дважды награждённым высшей наградой США – Золотой медалью Конгресса. Он прослужил в адмиральском звании с 1953 по 1982 год и завершил свою карьеру четырёх звёздным адмиралом.

В общей сложности Риковер пробыл на действительной военной службе в ВМС 63 года. Ни один офицер в военно-морских силах никогда не служил так долго.

У нас конкуренцию ему мог составить только Сергей Георгиевич Горшков, который тридцать лет исполнял должность главнокомандующего ВМФ. Его память в Америке чтут, как самого достойного соперника.

Выдающийся инженер и военный моряк родился в еврейской семье в польском городишке Макув-Мазовецки, который входил в состав Российской империи. Родители назвали его Хаимом, но потом изменили имя на Хайман.

Спасаясь от погромов черносотенцев, семья эмигрировала в США, где отец Риковера работал в еврейском квартале портным. Сам Хайман стал работать с девяти лет. В 1918 году он окончил с отличием среднюю школу, его взяли разносчиком телеграмм в почтовое ведомство.

Так, разнося телеграммы, он познакомился с конгрессменом Адольфом Сабатом, чешским иммигрантом. Умный еврейский парнишка понравился конгрессмену, и он дал ему рекомендацию для поступления в Военно-морскую академию в Аннаполисе.

Дело в том, что поступить в военное училище в США можно было только, имея рекомендации государственных деятелей. Вступительный экзамен он сдал отлично и был принят.

В 1922 году в звании мичмана проходил службу на эсминце «Ла Валлетте».  Командир эсминца был так поражён знаниями и усердием мичмана, что ходатайствовал о назначении его командиром боевой части. Риковер стал самым младшим по званию офицером на эскадре, занимавшим такую должность.
 
Затем он служил на линкоре «Невада», откуда поступил в аспирантуру Военно-морской академии в Аннаполисе и одновременно в аспирантуру Колумбийского университета.

 Хочу заметить, что в своё время мне доводилось делать много переводов из американского журнала Общества военно-морских инженеров, и я обратил внимание на то, что у американцев морские офицеры постоянно учились, причём, не только в военных, но и в гражданских учебных заведениях. Это очень поощрялось.

Кроме того, их переводили с больших кораблей на маленькие и, наоборот, с надводных кораблей – на подводные лодки. Так знакомили со службой на разных типах кораблей. В Колумбийском университете Риковер познакомился с Рут Мастерс, аспиранткой по международному праву. Они поженились.

На подводных лодках служба тяжелейшая, поэтому на всех флотах мира, в порядке поощрения, офицеры продвигаются в званиях там быстрее, чем на надводных кораблях, и, я уже не говорю, - на берегу. Риковер попросил назначить его на подводную лодку, но ему отказали из-за «преклонного» возраста - 29 лет!

На его счастье, выходя из штаба в Вашингтоне, куда он обратился со своей просьбой, случайно встретил бывшего командира линкора «Невада», которому рассказал о своей беде. Тот занимал большую должность и помог Риковеру.

С 1929 по 1933 годы он служил сначала офицером, а потом командиром подводной лодки. А 1933 году его назначили в управление инспектора военно-морских материалов, где он перевёл на английский язык книгу командующего германскими имперскими подводными силами адмирала Германа Бауэра.

Его перевод стал основой для составления руководства по организации службы на подводных лодках. Затем была его служба командиром тральщика в китайских водах, участие в конфликтах. С 1939 года Риковера перевели на берег в инженерную службу.
 
После атаки японцами Перл-Харбора  он занимался восстановлением  электромеханической части линкора «Калифорния». Затем ему поручили ремонт и восстановление повреждённых кораблей.

Риковер не щадил себя, заставлял всех работать на износ, нажил множество врагов, но зато приобрёл славу человека, который всегда добивается выполнения поставленных перед ним задач.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/08/28/889

На фотографии: адмирал Хайман Риковер