ХР Направленность слов-понятий праязыка

Александр Суворый
ХР. 2.7.83.2. Направленность слов-понятий праязыка.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 83.1. Первобытное словообразование. Структура-образ-мыслеобраз-понятие.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


База данных главы:

Научно-редакционный совет издательства «Советская энциклопедия», Институт языкознания АН СССР, Лингвистический энциклопедический словарь, Главный редактор В.Н. Ярцева, Москва, «Советская энциклопедия», 1990.

Википедия, энциклопедии, толковые словари, монографии, школьные материалы учителей словесности.

База данных о количестве русских слов (более 40 000), слов, которые начинаются на конкретную букву русского алфавита и в которых есть конкретная звук-буква русского алфавита, на сайте http://www.crossworder.ru.

Егорова О.В.  Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М.: «Издательство «Гном и Д», 2005.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
46 000 до н.э.

Земля. Евразия. Межледниковье. Похолодание климата. Уровень мирового океана. 46 000 до н.э.

Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Продолжение Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм II С (Перигор VIII)» (46 500-39 000 до н.э.). Уровень мирового океана ниже современного уровня на 65 метров.

Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Направленность слов-понятий праязыка. 46 000 до н.э.

Любой праязык неизбежно и естественно возникал как средство сигнального сообщения (коммуникации) и знакового выражения (символического поведения). Одно и то же звукосочетание звуков-фонем или слово-лексема, сказанное в различных обстоятельствах, разным тоном, с разной силой голоса, с различной интонацией и т.д. имеет различное понимание, значение и смысл. Например, «мама» в устах ребёнка означает не только понятие «мать», но может быть фразой или целым предложением, то есть: «мама, дай», «мама, приходи», «мама, помоги» или «мама, где ты».

Точно так же в речи первобытных людей данного времени (50 000-40 000 до н.э.) существуют краткие, но ёмкие по смыслу и содержанию слова-понятия, которые могут быть использованы в различных комбинациях интонаций произношения и в структуре словообразования. Главное, что речь первобытного человека, несомненно, очень конкретна, эмоциональна, рефлексивна и имеет всегда конкретную направленность на тот или иной субъект, объект, предмет или феномен окружающей среды и мира.

Первобытные люди, как и животные, избегают издавать звуки, то есть выдавать своё присутствие и местоположение, просто так, без повода и без цели, не говорят беспредметно или абстрактно, чтобы поболтать. При этом, вероятно, они говорят сбивчиво, с трудом подбирая слова и интонации, чтобы полнее выразить свои ощущения, чувства и мысли. Вероятнее всего, искусство правильно и красиво говорить в данное время (50 000-40 000 до н.э.) ценится в первобытном обществе так же высоко, как сегодня…

Сегодня общепринято считать, что понятие «слово» - это «единица речи, служащая для выражения отдельного понятия». При этом определение «отдельное понятие» - это «речеязыковая единица, не имеющая вне контекста конкретного определённого смысла и поэтому непереводимая». Таким образом, полное научное определение (толкование) понятия «слово» такое: «Единица речи, служащая для выражения речеязыковой единицы, не имеющая вне контекста конкретного определённого смысла и поэтому непереводимая».
Иными словами «слово» – это непереводимая звуковая форма единицы речи и языка, которая не имеет само по себе смысла вне обстоятельств, в которых оно используется». Вот почему, например, звук-слово «я» - повсеместно в любой речи и языке означает конкретное понятие самоопределения индивидуума (личности), а звук-слово «А?» с вопросительной интонацией и вопросительным взглядом означает в любой речи и на любом языке понятие – вопрос, но сами по себе звуки «я» и «а» всего лишь непереводимые звуки и всё.

Раздел науки о языке, которая изучает строение слов и способы их образования, называется – «словообразование». Любая форма слова, то есть звуковая, знаковая или письменная форма человеческого выражения какого либо понятия (речеязыковая единица) состоит из основы и окончания. Причём основа слова состоит из приставки, корня и суффикса (это части слова). Части слова – это морфемы.

Морфема – это часть слова, которая уже не делится на другие мелкие речеязыковые единицы того же уровня, что и само слово. Морфемы (части слова) передают значения, смысл, вариативность слов-понятий. Например, корневая морфема (часть слова) передаёт лексическое значение слова, приставка и суффикс – грамматическое а аффикс – словообразовательное.

Эти наукоёмкие опредеения морфем (частей слова) только на первый взгляд кажутся необычными, заумными, академическими, но на самом деле каждый человек естественно и просто пользуется морфемами ежедневно, ежеминутно, постоянно и творчески, потому что каждый человек не только пользователь речи и языка, но и их творец…

Корень слова или морфема-корень – это главная часть слова, основа для всех однокоренных слов, например слова-понятия: водный, подводный, водяной, водник – имеют один корень-морфему «вод» (понятия: вода, связанное с водой, водянистое, жидкое, и т.д.). Примеры однокоренных слов: дом, домик, домишко, домовой или свет, световой, светить, светло.

Приставка слова или морфема-приставка – это часть слова, стоящая перед корнем. Приставка, как правило, образует новые слова-понятия, например: без-домный, над-водный, от-свет, под-земный и т.д.

Приставки-морфемы в русском языке:
в- (вы-)
до-
за-
к-
над-
об-
от-
пере-
по-
под-
с-
у-

Иноязычные (пришлые из других языков) приставки в русском языке:
анти-
архи-
де-
дез-
дис-
ин-
контр-
ре-
суб-
экс-

Суффикс слова или морфема-суффикс – это часть слова, стоящая после корня. Суффикс тоже образует новые слова-понятия, например, дом – дом-ик, свет-ить – свет-ло.  (школа - школьник) или новых форм (играть - играл).

Формообразующие или словоизменительные суффиксы:
-ть
-ти

-те
-ся
-сь

Словообразующие суффиксы:
-ник-
(чёрточка до морфемы-суффикса означает наличие морфемы-корня перед суффиксом, а чёрточка после суффикса означает наличие морфемы-окончания слова).
-ск-
-ок
-ыва-
-ива-

-от-
-як
-от-
-отн-
-у-
-ть

-к-
-овк-
-ов-
-н-

-ечк-
-янк-
-ен-

Уточняющие суффиксы:

-еньк-
-ик
-ищ
-ёнок
-тель
-ист
-ич
-як
-ин
-ец
-иц-
-ниц-
-юг-
-явк-
-тяй

Морфемы-суффиксы, придающие уменьшительный или ласкательный оттенок существительным:
-к-
-ик-
-ек-
-ок-
-еньк-
-оньк-
-ечк-
-очк-
-ушк-
-юшк-

Морфемы-суффиксы, образующие слова, называющие лиц по роду их занятий:
-ник-
-чик-
-щик-
-тель-
-ниц-
-к-

Морфемы-суффиксы, образующие прилагательные:
-ист-
-ск-
-ов-
-ев-
-н-

Морфемы-суффиксы, образующие глаголы:

-а-
-и-
-е-
-ова-(-ёва-)
-ива-(-ыва-)

Морфема-суффикс -ся-(-сь-) образует глаголы с возвратным значением и вместе с корнем входят в основу слова.
Формообразующие морфемы-суффиксы -ть- -ти- неопределённой формы глагола не входят в основу слова, так же, как морфема-суффикс -л-, которая образует форму прошедшего времени глагола. Морфемы-суффиксы у глаголов, оканчивающихся на –чь (жечь, печь) входят в состав корня слова.

Окончание – это «изменяемая часть слова, стоящая в конце и служащая для связи слов в словосочетании или предложении». Научное толкование морфемы-окончания: «Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений ; падеж и число, у прилагательных, причастий и некоторых местоимений ; падеж, число и род; у глаголов ; лицо и число»…

Словоизменяющие окончания:
-(ом), -(ем),-(ём)
-(ого), -(его)
-(ая), -(яя)
-(ому), -(ему)
-(у), -(ю)
-(им), -(ем)
-(ишь), -(ешь)
-(ите), -(ете)
-(ит), -(ет)
-(ут)/-(ют), -(ат)/-(ят)

По закону подобия («Всё подобно всему») словобразование подобно дереву, росту дерева, ответвление новых стебельков, листьев, веток. По-научному словобразование ещё обозначают словом «деривация» - от латинского слова derivatio — отведение, отклонение. Таким образом, словообразование – это «образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение»...

По каким же направлениям осуществлялась и осуществляется деривация или отведение и отклонение (словообразование) новых слов в любой речи-языке любого народа и любого времени в истории развития человечества?

Первое и самое простое направление деривации-словообразования – это лексико-семантическое, то есть «образование новых слов в результате распадения слова на омонимы – приобретение одной и той же лексической единицей разных значений». Например, добро – это доброта отношений и имущество, среда – это день недели, середина и пространство существования или обитания чего-либо или кого-либо.

Лексико-синтаксическое направление-способ деривации-словообразования – это «образование новых слов в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов». Например: «быстро» плюс «текущий» – получается «быстротекущий», «сего» плюс «дня» – «сегодня».

Деривация или словообразование обогащает речь и язык, делает их «богатыми», «сочными», «образными», «литературными», «абстрактными», «точными», «многогранными», «всеобъемлющими». При этом основное направление деривации или словообразования любого языка и речи – это морфологическое.

Морфологический способ словообразования – это создание новых слов путём сочетания морфем на базе имеющихся в языке основ и способов словообразования:

суффиксальный способ словообразования - присоединение суффикса к производящей основе слова (корню), например, охот-ник – охот-ни-ца;

префиксальный способ словообразования - прибавление префикса к производящему слову, например, в-резать, при-дать, ис-пить;

суффиксально-префиксальный способ словообразования - одновременное присоединение приставки и суффикса к производящей основе или слову в целом, например, беспамятный, заоблачный, надводный, подземный, послеобеденный;

безаффиксный способ словообразования - образование новых слов (имён существительных) от производящей основы (глагола или имени прилагательного) без добавления аффиксов, например, взрыв, разбег, нечисть, погань, удаль;

способ словосложения - объединение в одно целое двух и более основ, например, чернозём, тёмно-синий, своенравный, самодовольный;

морфолого-синтаксический способ словообразования - образование новых слов путём перехода лексических единиц из одной части речи в другую, изменения грамматической формы или переоформления целой парадигмы, например, весной, ночью, шагом, дома, нищий, приданое.

Таким образом, практически во всех системах речи и языка всех народов словообразование велось изначально и ведётся сейчас по одним и тем же общим законам, моделям и способам, среди которых основными являются: морфологический способ (аффиксация: приставочный способ; суффиксальный способ; приставочно-суффиксальный способ); безаффиксный способ; морфолого-синтаксический способ; лексико-семантический способ; лексико-синтаксический способ.

Так живая речь, человеческое общение, работа, труд, производство, взаимоотношения, жизнедеятельность, бытие неизбежно, естественно и закономерно привели к возникновению словообразовательных особенностей речи и языка: глаголов, междометий, местоимений, модальных слов, наречий, предикативов, прилагательных, служебных частей речи, существительных и числительных слов-понятий.

При этом у человека, у людей, у человечества изначально был один единственный критерий оценки направлений, методов и способов словообразования (деривации) – нравится или не нравится, хорошо или плохо, удобно или неудобно, понятно или непонятно, привычно или непривычно, подходяще или неподходяще.

В результате уже во время формирования первых праязыков (например, протобашенный праязык «Турит»), несомненно, уже существовали слово из основы (приставка, корень суффикс) и окончания. Приставка, корень, суффикс, окончание – части слова.

В основе слова (приставка, корень суффикс) содержится его лексическое значение, то есть смысл, знак, символ, понятие, содержание. Окончание слова образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании, в выражении, в предложении, то есть в мысли и структуре-образе.

В животном мире звуки, издаваемые животными, являются выражением, в первую очередь, сигналов тревоги, радости, зова, эмоций и чувств – гнева, боли, радости, влечения, голода, страха и т.д. В мире людей звуки речи – это тоже, в первую очередь, сигналы тревоги, радости, зова, эмоций и чувств, но звукосочетания, то есть слова, - это звуковое выражение структур-образов, мысленных образов, понятий и определений, сообщений, информации и абстракции (воображения, фантазий, представлений).

Поэтому базовые основные слова-понятия первичного праязыка неизбежно, естественно и закономерно изменяются, дополняются, складываются или наоборот, сокращаются, то есть обогащаются – развиваются или деградируют – отмирают в процессе эволюции речи и языка, причём, вместе с их носителями.

Таким образом, «богатство» или «нищета» речи и языка каких-либо народов прямо выражает их уровень исторического развития – срок развития и интенсивность жизнедеятельности народов. Например, русский язык, несомненно, является прямым (стволовым) потомком не только индоевропейской семьи праязыков (праславянского праязыка), но и более древнего, то есть изначального общечеловеческого протобашенного праязыка «Турит».

При этом главной движущей силой первобытного, то есть изначального возникновения древнейшего праязыка и речи, а также эволюции и развития любых языков во все времена истории человечества (человечеств) является желание и стремление людей выразить друг другу смысл понятий, определений, чувств и образов, своих действий и поступков.