Орать и оракулы Охота на слова

Александр Ерошкин
Хочу этот разговор начать со слов, которые в русском и некоторых западных языках начинаются с ОР, OR, OHR. То, о чём я хочу сказать, характерно для английского (письменного), французского, немецкого, испанского, итальянского языков, может быть, и для некоторых других. 

Слова на ор- имеют, как правило, несколько значений.
Организация, порядок, объединение особого типа, иногда военного, разведывательного назначения.

Слова на ОРГ- и ОРД- в разных языках имеют одинаковое происхождение от понятия ОРДА, военной организации, военной силы, военной администрации Великой империи, которую при переписывании истории после великой смуты просто вычеркнули. Но указание на орду сохранилось в словах на разных языках. Вспомним немецкие   Ordnung (порядок),   Ordnungszahl  (порядковое числительное), ordentlich  (аккуратный, опрятный);   английские   ordinary (обычный, заурядный),     ordеr   (приказ, указ, декрет),  ordinary seaman (младший матрос),  обыкновенные акции   (ordinary shares);    французские     organiser des (устраивать), adjectif num;ral ordinal   (порядковое числительное),  l ordre du jour    (дневник);  испанские  numeral ordinal  (порядковое числительное),  orden del dia  (дневник),    el orde;o (доить).

Впрочем, может возникнуть вопрос, каким образом слова на ОРГ- попали в эту категорию. Объясняется всё просто: вспомните, как выглядит на письме строчная буква д, вот она-то  и стала g в западных языках, произносится как г, дж, жд, а то и совсем не имеет звучания впереди или после некоторых согласных, это значит, что буквой g (а иногда и h) стал обозначаться мягкий знак русских слов, а он не звучит.

Следует особо помнить и про слово ордината в системе координат в разных языках. Кстати,  слово координаты исторически тоже начиналось с ОР: со орд…

Во всех европейских языках есть группа слов, связанная с пророчествами. Как правило, они образованы от греческого слова ОРАКУЛ. В якобы древней греческой мифологии было такое существо, выполняющее связь между богами и людьми. В Дельфах была полусумасшедшая пифия, она сидела под дубом и что-то лепетала, а жрецы слушали её и вещали народу пророчества.

Механизм действия оракула раскрыл в своей басне Иван Андреевич Крылов. Талантливо раскрыл.

В каком-то капище был деревянный бог,
И стал он говорить пророчески ответы
И мудрые давать советы.
За то, от головы до ног
Обвешан и сребром и златом,
Стоял в наряде пребогатом,
Завален жертвами, мольбами заглушен
И фимиамом задушен.
В Оракула все верят слепо;
Как вдруг, - о чудо, о позор! -
Заговорил Оракул вздор:
Стал отвечать нескладно и нелепо;
И кто к нему зачем ни подойдет,
Оракул наш что молвит, то соврет;
Ну так, что всякий дивовался,
Куда пророческий в нем дар девался!
А дело в том,
Что идол был пустой и саживались в нем
Жрецы вещать мирянам.
И так,
Пока был умный жрец, кумир не путал врак;
А как засел в него дурак,
То идол стал болван болваном.
Я слышал - правда ль? - будто встарь
Судей таких видали,
Которые весьма умны бывали,
Пока у них был умный секретарь.

Я привёл дословно басню «Оракул», поскольку она отражает и наше время: средства массовой информации в мире перешли на такой формат, что стали разрушающими, нацеленными на получение прибыли, на негатив, на насилие и пороки: разрушают и общество, и себя. 
«Пока был умный жрец, кумир не путал врак».
А умных жрецов, похоже, в официальной прессе почти не осталось. Спасает наличие глобальных сетей с возможностью высказать любое мнение.

Ну как тут не привести пример с Северной Кореей. Она ни на кого никогда не нападала. Ни на кого и никогда. На неё нападали.  В американо-корейской войне 1950-1953 годов погибло около семи миллионов корейцев. У границ Северной Кореи почти  непрерывно идут учения американской, южнокорейской и японской военщины, в ответ Корея мобилизует население, демонстрируя готовность ответить на любую агрессию, она запускает время от времени баллистические ракеты.  Какой частью тела думают журналисты, работники средств массовой информации, политики, когда уверяют, что Северная Корея угрожает соседям?

Не могу не сказать ещё об одном тревожном факторе. Структуры власти во всём мире пытаются, и не безуспешно пытаются, взять под свой контроль, глобальные сети и запретить инакомыслие. Это возможно, пока человечество пользуется техническими средствами: приборами, приёмниками, передатчиками, серверами, прочими накопителями информации. Но я надеюсь, что Создатель позаботится о людях с человеческим строем психики и обеспечит им свободу получения и передачи информации без технических средств, как,  например,  это налажено у дельфинов. Античная мифология демонстрирует такую систему коммуникаций, когда даже о тщательно скрытых поступках смертных людей и богов становится всем известно.

Удивительно, но в античной, в якобы античной мифологии помимо оракула  немало и других, чьи имена начинаются с ОР. Например, ореады, нимфы гор.  Они же Оры (Горы), прислужницы Зевса, открывающие и запирающие  ворота неба, ведающие сменой времён года.

Орейтия, она же Орития, Орифия, была похищена Бореем, богом северного ветра. Дочь афинского царя, став супругой Борея, родила ему крылатых сыновей.  Кстати, это имя, которое использовано в мифологическом словаре Михаила Ботвинника в качестве основного, повторяет четыре буквы из имени бога Борея.

Орест. Если у русского слова «горец» убрать первую букву, а ц переписать на латиницу, то мы получим  слово «орест». Нелёгкая судьба у этого героя древнегреческой мифологии. Самый младший в семье и единственный сын в семье микенского царя Агамемнона и царицы Клитемнестры. Когда его отец вернулся с троянской войны,  его ложе и место на троне оказалось занятым. Жена вместе с любовником цинично и жестоко убили царя топором, пока он принимал ванну. Маленький Орест это видел. Ему тоже грозила смерть, как наследнику престола, но его спасла по одним сведениям сестра, по другим – кормилица. Орест вырос в семье царя Строфия, женатого на его тетке Анаксибии, рос вместе с их сыном Пиладом, с которым очень подружился. Став совершеннолетним, Орест получил приказ от дельфийского оракула Аполлона отомстить за смерть отца.
Ответ Аполлона, подтвержденный Зевсом, гласил, что если он не отомстит за смерть Агамемнона, то превратится в отщепенца, для которого будет закрыт вход во все святилища и храмы, а сам он заболеет проказой, которая будет разъедать его плоть, оставляя белые язвы.

Эсхил сообщает, что Орест и Пилад появились в Микенах  под чужим именем, их узнали и помогли им. Орест убил Эгисфа, а потом  и свою мать, которая пришла в хижину к дочери  Электры, узнав, что она якобы беременная. Проблемы для Ореста начались позднее, ведь в Греции сурово наказывали убийц отцов и матерей.
Труп убитой матери сожгли и этим её оправдали. Огонь жертвенника освобождает души умерших от грехов. А  убийцу матери Ореста преследовали чёрные богини Эриннии и изводили его страхом. Он обезумел. Чтобы умилостивить богинь, он в припадке откусил себе палец. Он приносил жертвы богам, строил храмы, сидел на белом священном камне, прошел специальное очищение  перед храмом Аполлона. После года скитаний Орест появляется в Афинах и по совету Аполлона обращается за помощью к Афине, его дело об убийстве Клитемнестры  передаётся на суд ареопага. Афина выступила в его защиту,  считая, что мужчина должен играть главенствующую роль и в семье, и в государстве.  В трагедии Эсхила «Эвмениды» Аполлон произносит речь: «Дитя родит отнюдь не та, что матерью зовется. Нет, ей лишь вскормить посев дано. Родит отец. А мать, как дар от гостя, плод хранит». То есть с именем Ореста связан переход идеологии от матриархата к патриархату, при этом забывается, что под понятием Человек Создатель имел в виду и мужчину, и женщину как единое целое. Мы об этом не знаем, не помним, нам не сказали.

Орест оправдан, но не все соглашаются с таким решением: группа Эриний продолжила преследование. Чтобы спастись и получить оправдание, Орест должен доставить в Грецию из Тавриды деревянный кумир Артемиды. Он отправляется вместе с другом Пиладом в Тавриду. По обычаям страны Орест и Пилад должны были быть принесены в жертву богине, но Ореста узнала его сестра Ифигения, жрица Артемиды, она спасла и брата, и его друга. 


Орион. С этим именем в официальной истории связано первое упоминание о путешествии человека в сторону солнца. Оно было удачным, если сравнивать с полётом Икара, погибшего в лучах светила. Ослеплённый Орион вблизи Аполлона обрёл зрение.

Часто Ориона путают с Арионом, воспетым Пушкиным.  Напомню это стихотворение.

Арион

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн,—
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец!—
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

А. С. Пушкин (1827).

Мифологический Арио;н - лирический поэт, певец, аккомпанировавший себе на кифаре. Считается, что это он ввёл в поэзию дифирамбы (песни лести) как жанр; слыл непревзойденным музыкантом. Он успешно заработал своим пением много денег (лесть во все времена хорошо оплачивалась)  и плыл с богатыми сокровищами на корабле из Тарента в Коринф. Моряки, чтобы завладеть богатствами певца, выбросили его за борт, но Арион был спасён дельфином и благополучно добрался до Коринфа. А команда корабля погибла в море. После поражения декабрьского восстания 1825 года и репрессий против декабристов Пушкин как бы сравнил себя со спасшимся Арионом.

У Ориона совсем иная судьба. Сын Посейдона, великан-охотник обесчестил дочь царя, за что был ослеплён. Посейдон наделил слепого возможностью ходить по волнам, и тот перешёл по морю на остров Лемнос, откуда его перенесли во владения бога Гелиоса, где ему вернули зрение. Сестра Гелиоса влюбилась в Ориона, но это не понравилось богам, и он  был убит стрелою Артемиды. Боги играют судьбой конкретного человека. После смерти Ориона его имя присвоено Посейдоном созвездию, в котором легко угадывается фигура человека с оружием. Красивое созвездие. На Руси  его называли Кружилия или Коло.

Орфей. Об Орфее сложено множество легенд и сказок. Сказания доносят, что его имя означает «лечащий светом», он пел чудесные песни, слушая которые, люди исцелялись. Орфей жил во Фракии на севере Греции, но слава о нем шла по всей греческой земле.

Юная красавица Эвридика полюбила его за прекрасные песни и стала его супругой. Но счастье оказалось недолгим. Как-то они пошли в лес. Орфей пел и играл на семиструнной кифаре, а Эвридика собирала на поляне цветы. Девушке почудилось, что кто-то за ней бежит по лесу. Она испугалась и, бросив цветы, кинулась к Орфею, но вдруг попала в змеиное гнездо. Одна из змей обвилась вокруг ее ноги и ужалила Эвридику. Девушка закричала от страха и боли,  упала на траву. Услышав крик,  Орфей поспешил на помощь. Но было поздно, он видел, как большие черные крылья мелькнули между деревьев. Смерть уносила девушку в подземное царство. Горе Орфея вылилось в его песни. Он ушел от людей и целые дни проводил в одиночестве, скитаясь по лесам. В его песнях была такая тоска, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Из нор выходили звери, птицы покидали гнезда, даже  камни сдвигались. Тогда-то и пришло желание отправиться за любимой  в царство мертвых.

Орфей попал в подземное царство Аида по ручейку в глубокой пещере Тэнара, он тек в подземную реку Стикс. Ему открылось царство мертвых, начинавшееся за этой рекой. Глубоки и черны были воды Стикса. Живые существа туда не заглядывают. Даже повидавший всякое  Аид был тронут чувствами Орфея к Эвридике и вернул ему возлюблённую. Но для этого нужно  было соблюсти одно условие: не смотреть на Эвридику до тех пор, пока они не вернутся в царство живых. Орфей дал обещание не  смотреть на свою жену, чтобы не потерять её навсегда.

Обратный путь Орфей преодолел быстро,  выход из подземного царства миновал в виде духа, а тень Эвридики следовала за ним. Впервые лодка Харона вывозила людей  к берегу жизни. Орфей поднимался наверх по крутой каменистой тропинке, было тихо и темно. Ему казалось, что за ним никто не шёл. Когда впереди стало светлеть и выход на землю был уже близок, Орфей  обернулся. Всего-то на мгновение. Но  запрет был нарушен.   На миг очень близко он увидел прекрасное лицо, милую тень, которая  тотчас отлетела и растворилась во мраке. Орфей с криком отчаяния  спустился на берег Стикса, но  никто не отозвался. Теперь встретиться они смогут только в царстве мёртвых.

Мы полистали страницы якобы античных мифов, хотя созданы они, я в этом уверен, в разные времена в творениях разных писателей, поэтов, художников, скульпторов, музыкантов. Нередко это полёт безудержной фантазии, ведь прошлому, как и будущему можно приписывать абсолютно всё и без всякого риска для себя. В христианских заповедях нет требования НЕ ВРИ, а о бессмертии души и давлении на неё земных грехов в современном материальном мире вообще перестали и говорить, и думать.

Творчество Николая Михайловича Карамзина даёт образцы и безудержной фантазии о прошлом, и подлога, и методики формирования истории под какие-то идеологические устремления, и сообщений об уже проделанной работе в некоторых западных странах. Сказки, легенды и мифы несут иногда больше истины, чем научные работы. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Заслуга Карамзина в том, что он донёс до читателя практику формирования прошлого в якобы научных центрах Германии, Швейцарии, Франции и Англии. Он пытался выступить в роли оракула и предсказать великую судьбу монархии в России, но, приближенный к царю, он формировал пятую колонну, воспитал немало будущих декабристов.  Его фамилия в переводе на русский означает чёрного мирзу, очень влиятельного человека с чёрной душой, говорящего одно, а делающего совсем другое. Он ратовал за правду жизни и создавал под диктовку иностранных учёных в Российской Академии истории фальшивую «Историю государства Российского».

Мы отвлеклись и оставили без внимания слово ОРАТЬ, вынесенное в заголовок. В словаре Владимира Ивановича Даля оно имеет три основных значения.

ОРАТЬ -  орывать землю (ору и орю, орешь) сев. и малорос. , новорос. пахать или взрывать, для посева, сабаном, плугом, косулей, сохою, оралом, ралом; местам говорят орать, о сабане, плуге; пахать, о сохе. Орем землю до глины, а едим мякину! Орать целину, новину, подымать или ломать. В городе не орут, не пашут, а сытней нашего едят. Ораная рожа, рябая, щедровитая. Когда орать, так не играть. Ори, да Бога моли; паши, ни о чем не тужи. Дураков не орут, не сеют, а сами родятся. Кто служит, тот тужит, а кто орет, тот песни поет. -ся , быть орану. Оранка, орьба жен. оранье ср. действие по глаг. Взорал пашню. Выорал кубышку с деньгами. Доорался до глины. Деревню снесли, и место заорали. Много ль наорал? Нивка надорана. Оборать межи. У нас оторались. Поорем еще. Переорать снова. Приорать полосу к нивке. Проорали весь день. Оранина, орань жен. нива, поле, пашня, что орется. Ораница жен. пашня, в знач. поры. времени и работы, Ораница пришла.
 Росчисть, чищоба, валки, кулига, подсека, огнище, пострадь. Орало ср. , церк. , стар. общее названье орудия для оранья; новорос. соха, в отличие от плуга. Ораль жен. то же, орало;
 пашня, взоранная земля. Есть орало, да нечего орать. Оральный, орный, орательный, к оранью отнсящийся, пахотный. Оромая земля стар. и архан. пахотная, годная под пашню. Се купи двор и дворище, и оромые земли, стар. Все мох да кочки, а оромой земли не много, арх. Орамица жен. , вероятио не от орать, а от рама, рамени, см. это слово стар. то же, ораница. Оратай, оратель, оральщик, орач, орала, зап. оратый, пск. орбец, орец, орел? пахарь, хлебопашец, землепашец, земледел, -лец , собств. плугарь, кто соху держит. Где ораты(а)й плачет, там жнея скачет. Орище ср. залежь, покинутая пашня. Орьмо ср. , ниж.-мак. чертеца, станок косульного отреза.
ОРАТЬ (ору, орешь, лат. os, oris?), кричать благим матом, реветь, зевать, гаркать во все горло, горланить, надсаживаться криком. Кто-то орет на улице, не то пьяный, не то караул кричат! Иди в избу, баба, ребенок орет! плачет. Ну почто орал меня? кликал. Ребята песни орут, поют. Море-то так и орет и стонет! Орать (песни) не пахать. Вольно черту в своем болоте орать!
 Собаки орут, заорали, охотн. гончие лают попусту, по ушлому, врут. Ну что взорал, о чем заорал? Доорался до хрипоты. Пооравши, да полно. Проорал все утро. Эк, разорался! Оранье ср. орьба жен. Действие.
Как видим, главное значение понятия орать – пахать, возделывать землю, почву, освобождать её от камней и кустарника, готовить пашню под новый урожай. В этом плане многие слова ныне не употребляются, зато увеличилось число слов, указывающих на крик, ор, шум и так далее.

Похоже, ОРАТЬ в значении пахать – слово солнечное, ведь в северных широтах земляные работы начинаются с приходом тепла. Такие же солнечные слова поРА, с утРА, завтРА, РАдуга, РАсвет, вчеРА, пРАвый, пРАвило, пРАздник.