С ветерком и толстым бумажником по ДОНУ

Игорь Кутузов
Правительство объявило о том, что за проезд еще по некоторым участкам федеральной дороги М-4 "Дон" придется платить. А практически вся эта трасса, которая идет из Москвы на Юг России, станет платной через три года. В Интернете тут же началась шумиха, люди возмущались, что в отпуск поехали по местами бесплатной дороге, а возвращаться придется уже по целиком платному автобану.
Госкомпании "Автодор", которой передали в управление эту трассу, пришлось уточнить, какие из участков трассы М-4 "Дон" на юге России станут платными в ближайшее время. Так, в Ростовской области (1091-1119 километр ) на отрезке трассы, где расположены населенные пункты Самарское и Каяльский, платить за проезд заставят не раньше четвертого квартала 2017 года. А вот взимать плату на участках от Батайска до Краснодара в Краснодарском крае (1195 - 1319 километр) начнут поэтапно, после выполнения работ по их комплексному благоустройству.

Пока тарифы на проезд для этих отрезков М-4 "Дон" еще не определены. О дате ввода платности на них говорить пока преждевременно, отметили в "Автодоре". Учитывая, что практически все отрезки реконструируются на этой дороге за счет средств государства, то даты введения платы и тарифы на проезд по ним определит госкомпания. При этом там будут ориентироваться на средневзвешенный тариф в 1,5 рубля за километр.

Сейчас на трассе М-4 "Дон" девять платных участков и стоимость проезда по ним зависит от класса транспортного средства и наличия транспондера у его владельца. Средняя стоимость проезда для легковой машины без транспондера на этих участках (проходят через Московскую, Тульскую, Воронежскую области) составляет около 1,6 рубля за километр. С транспондером можно получить скидку в 50 процентов.

Между аэропортом Домодедово и трассой М-4 "Дон" пройдет еще одна дорога - уже по концессии. Владельцы аэропорта готовы вложить в этот проект 85 процентов от общей суммы. Государство профинансирует оставшиеся 15 процентов. Концессии как таковые на дорогах уже есть. Взимают сейчас плату на обходе города Одинцово на трассе М-1 "Беларусь" в Московской области. Там стоимость проезда по девяти километрам дороги днем может доходить до 150 рублей. Есть платные участки на трассе М-11 "Москва - Санкт-Петербург". Основная часть из них находится под управлением концессионеров. И цена проезда здесь тоже отнюдь не бюджетная. Проезд от МКАД до аэропорта Шереметьево для того, кто не обзавелся транспондером, обойдется в 250 рублей. А вот на платном участке дороги М-3 "Украина" в Калужской области цена проезда пока не больше рубля за километр.

На всех этих участках устанавливают камеры, которые следят за движением автотранспорта и погодными условиями. Это позволяет вовремя почистить дорогу во время снегопада или ограничить скорость движения в ураган. Все эти отрезки реконструированы, там нет одноуровневых развязок и "неожиданных" выездов на трассу от торговых центров. Все это позволяет автомобилистам ехать со скоростью более 100 километров в час. На этих отрезках нет и наземных пешеходных переходов, а большая часть населенных пунктов отгорожена от дороги шумовыми экранами. Они не пропускают шум и снижают вероятность "проникновения" на автобан пешеходов. Что до животных, то на лесных отрезках трассы для них оборудуют специальные переходы.

Но вот пока проблему пробок на платных трассах не всегда получается решить. Затруднения возникают не только из-за того, что идет ремонт и укладывают новый асфальт, но и потому, что пока в России не работает так называемая система бесконтактной оплаты free floor (когда на платной дороге нет рамок, а за проезд деньги автоматически списываются со счета автовладельца с помощью чипа в машине). Такую технологию намерены применять на Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД). К тому времени, когда начнут эксплуатировать эту трассу в платном режиме, возможно, уже будет принят закон, который разрешит не только взыскивать деньги за проезд с водителя-зайца платных дорог, но и штрафовать его за то, что он вовремя не заплатил. Пока такая норма в законе есть для наказания владельцев большегрузов, которые ездят по федеральным трассам в рамках системы "Платон".

А вот в В Германии платных дорог не существует. Однако со всех грузовиков с 2011 года взимается пошлина величиной около 15 центов за каждый пройденный по автобанам и главным общефедеральным трассам километр. Введение этого сбора было обосновано идеей справедливого распределения издержек по строительству и ремонту дорог. Ведь пользуются ими все, а основной вред наносится тяжелым грузовым транспортом. Въезд на все трассы всегда свободный. Никаких домиков со шлагбаумами или преград не установлено. Грузовики контролируются с помощью видеонаблюдения. Пошлина оплачивается на специальных терминалах, на заправках или в местах отдыха водителей грузовиков, а также в Интернете. Вся информация о проезде грузовиков и уплаченной пошлине собирается АО, которое финансируется из госбюджета и отвечает за пересылку предупреждений неплательщикам. За уклонение от оплаты грозит штраф. За злостную неуплату можно лишиться прав и лицензии на грузовые перевозки.