На сладкой каторге

Игорь Кутузов
В центре Омска прошел пикет работников кондитерской компании «Сладонеж», организованный независимым профсоюзом «Новопроф». На площади у Музыкального театра с лозунгами в руках собрались 60 сотрудников предприятия. На протяжении всего мероприятия за митингующими присматривала полиция, а представители службы безопасности фабрики снимали на видео общение митингующих с прессой.
«Приведите условия труда в соответствие с нормами ТК», «Руки прочь от профсоюза», «Исправить недочеты в охране труда ТК РФ», «Оплатить переработки согласно ТК РФ», «Руководство «Сладонежа», сядь за стол переговоров с профсоюзами» – основные требования работников – по соблюдению законодательства – несложно понять из лозунгов.

По словам председателя профсоюза «Сладонежа» Олега Марченко, работники не получают заслуженных денег за переработки, трудятся в отсутствии нормальных условий и вынуждены без согласия уходить в отпуск за свой счет:– Летом работаем в жару, зимой – в холод. Когда на улице +30, в цеху работать невыносимо, температура может подняться до +38. Работодатель на жалобы не отреагировал. Права работников нарушаются давно, и сил терпеть уже не осталось. Со всеми нарушениями обратились в Роспотребнадзор, привели акты, составленные рабочими, фотографии.

Члены профсоюза утверждают, что борьбу профсоюза за свои права поддерживает почти весь трудовой коллектив фабрики, но многие сотрудники боятся потерять работу. Рабочим советуют детально изучать все документы, прежде чем подписывать их, и напоминают, что на рассмотрение есть два законных рабочих дня:– Оказывается колоссальное давление со стороны работодателя. Людей морально душат, депремируют, заставляют писать объяснительные и расписываться на бумагах, не изучив их.

Пикет в центре города сладонежцы устроили, чтобы показать, что на кондитерской фабрике «не все так сладко». Неоднократные попытки договориться с руководством ни к чему не приводят: начальство на переговоры не идет, а профсоюз – игнорирует. – У нас никакие законы по трудовому законодательству не соблюдаются. Нас, можно сказать, терроризируют. Видимо, считают, что у нас очень большая зарплата, и нужно обложить нас штрафами. Буквально каждую неделю придумывается новое «правило», которое невозможно не нарушить. Уже добрались до наших личных шкафчиков, в которых мы оставляем то, в чем приходим на работу – теперь сказано, что нам разрешено там хранить, а что нет, – возмущается сотрудница Марина Ширшова. По словам женщины, в течение пяти лет зарплату не прибавили «ни на копейку»

Сладонежцы рассказывают, что после обращения в трудовую инспекцию с жалобой в том числе на отсутствие комнаты отдыха, им ввели вместо простоя некое «время ожидания». Проводить часы нерабочего времени людям негде: «либо на улице, либо на деревянной лавке в столовой».

– В столовой, не дай Бог, чай налил – штраф! А это время-то не оплачивается, почему они его считают рабочим? Нас за все штрафуют. Говорят: «У вас время позволяет, идите открывайте четвертый вагон». Ребят, мы что, роботы что ли? Нас восемь человек на смене, выходит, мы выгрузили по 20 с лишним тонн на человека. У нас на руках есть и документ, согласно которому нас штрафуют за то, что мы отказались разгружать больше. Как-то раз у нас вышло 26 тонн, это была очень жесткая нагрузка на спину, – рассказывает один из сотрудников.

Ответом трудовой инспекции работники «Сладонежа» остались неудовлетворены:
– Вообще интересный ответ. Якобы у нас все есть – нам выдают молоко, какое-то лечебно-оздоровительное питание… Они ничего не проверили! У нас нет ничего того, о чем они отписались! Никакой прачки, никаких починок спецодежды, никакой комнаты отдыха. Такая у нас «комната отдыха», там кушать-то страшно – лавки и микроволновка, и здесь двенадцать часов надо сидеть в ожидании работы.

Еще один повод для возмущения – обеденное время, на которое отводится  час. За час надо преодолеть до столовой расстояние в полкилометра и обратно:
– Пока разогреешь, пока поешь, дойдешь обратно – как через час быть на рабочем месте?

Ответ из налоговой также удивил участников профсоюза – им порекомендовали самостоятельно выполнить налоговые обязательства:
– Сказали, выплатите подоходный налог со всей черной зарплаты, что вы здесь получили. Это же безумный ответ! Нас наказывают и штрафуют с черной зарплаты. Спрашиваем, почему с меня сняли 2,5 тысячи за разгруженные 20 тонн? Отвечают: «Вы ничего не докажете, потому что вычет идет с черной зарплаты». А вот аудиозапись-то у нас есть. Мы обежали все пороги, все заминается на местном уровне.
В возможность добиться справедливости рабочие уже не верят:
– Грузчики подавали в суд – ничего не выиграли. Сейчас подавать куда-то бесполезно. Я уже не в том возрасте, чтобы меня обманывали, дискриминировали, издевались надо мной. Мне уже 57 лет, и я не готов терпеть такое, – комментирует один из пикетирующих.