Ч. 2 Ядерные установки на флоте

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2017/08/27/625

В декабре 1945 года Риковера назначили генеральным инспектором 19-го флота на западном побережье США. Ему предстояло участвовать в разработке компанией «Дженерал Электрик» ядерной двигательной установки для эсминцев.
 
 Этим назначением он был обязан своему начальнику во время войны контр-адмиралу Эрлу Миллсу, который давно оценил выдающиеся способности своего бывшего подчинённого. Миллс тоже получил повышение по службе – занял должность начальника кораблестроения.

Риковер пришёл к мысли, что нужно создавать ядерные установки не для эсминцев, а для подводных лодок. Он обратился с таким предложением к своему непосредственному командованию и получил резкий отпор.

 Поскольку кэптен продолжал стоять на своём, чтобы он понял, как спорить с начальством, его сняли с должности и назначили консультантом с офисом, оборудованном в бывшем женском туалете.

Риковера это не трогало, для него было важнее реализовать свою идею. В нарушение уставных правил, минуя всех своих начальников, в 1947 году он обратился непосредственно к начальнику военно-морских операций адмиралу флота Честеру Нимицу.

Тот, сам бывший подводник, сразу оценил предложение офицера и порекомендовал проект Риковера морскому министру Джону Салливану. Салливан утвердил проект Риковера и распорядился приступить к созданию первой в мире атомной подводной лодки. Вот почему Риковер впоследствии называл Салливана истинным «отцом атомного флота».

Его назначили начальником нового отдела ядерной энергетики в кораблестроении. Адмирал Миллс, был страшно зол на Риковера, но, в конце концов, признал его правоту и позже согласился с назначением Риковера руководителем национальной программы строительства атомных подводных лодок.

Директор Манхэттеновского проекта генерал-лейтенант Лесли Гроувз говорил, что Миллс хотел иметь на должности руководителя программы строительства атомных подводных лодок очень решительного человека.
 
Риковер был из тех людей, с которыми «не легко ладить», к тому же он, мягко выражаясь, был «не слишком популярен», зато, в чём был глубоко убеждён адмирал Миллс, флот мог быть в Риковере уверен: с какими бы препятствиями и оппозицией тот не встретился, интересы флота всегда будут соблюдены.

Риковер и люди, которых он подобрал, не разочаровали: в результате их трудов флот получил надёжный ядерный реактор S1W, помещавшийся в корпусе подводной лодки.

В течение трёх десятилетий Риковер осуществлял жёсткий контроль над строительством кораблей, технологиями и личным составом атомного флота.

Биографы адмирала насчитали свыше четырнадцати тысяч бесед Риковера с людьми, желавшими служить на атомном флоте, начиная от гардемаринов до военных в высоких званиях, мечтавшими командовать атомными авианосцами.
 
Военная приёмка при Риковере действовала жёстко. О нашей военной приёмке я написал в заметке «В. Рязанцев. В кильватерном строю за смертью. Отзыв». В разделе публицистики.

Недоброжелатели называли Риковера фанатиком в вопросах обеспечения безопасности личного состава атомных подводных лодок.  Он установил жёсткие стандарты, относящиеся к неконтролируемому высвобождению продуктов деления в окружающую среду в результате повреждения активной зоны реактора.

Риковер побывал почти на каждой атомной подводной лодке во время заключительного этапа испытаний.

28 марта 1979 года на АЭС Три-Майл-Айленд в США произошла авария, в результате которой помещения АЭС подверглись радиоактивному загрязнению. Кстати, уже 1 апреля президент Джимми Картер посетил эти помещения, в качестве защиты, надев только бахилы, подобные тем, которые в отечестве выдают в больницах.

Авария на АЭС вызвала резкий рост антиядерных настроений. В условиях демократии под угрозой стало строительство атомного флота. Адмиралу Риковеру предложили дать показания в Конгрессе, как ему удалось добиться на флоте безаварийной работы реакторов.

Сенаторы хотели в этом убедиться. Риковер, выступая, сказал: «Я всегда огорчаюсь, что люди ожидают, будто у меня имеется простой и лёгкий трюк, благодаря которому моя программа работает.

 Любая успешная программа функционирует как одно целое, состоящее из множества факторов. Попытка выделить один аспект в качестве ключевого не работает. Каждый элемент программы зависит от всех остальных».
 
В своё время я собирал материалы о работе военно-морской приёмки в США. Например, у американцев действовала тогда программа, которая называлась «Тщательное внимание к мелочам». По возможности старался перенимать то, что считал реальным в наших условиях. Но то дела давно минувших дней.

В октябре 2007 года в США был опубликован отчёт об авариях ядерных реакторов на атомных подводных лодках в мире.
 У американцев не было ни одной аварии. У нас – четырнадцать известных аварий.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/08/29/871

На фотографии:   адмирал Риковер на АПЛ "Наутилус"