Старый задачник

Владимир Пеганов
   Бывает так, что обнаружишь в своих «архивах» старинную книжку, начнёшь листать и сразу такие мысли, такие мысли…

   Вот и сейчас передо мной старинный учебник. Ему больше ста лет. А если прочитать предисловие, где говорится, что это 37-е издание, то учебнику этому… Не знаю, могу только предполагать сколько поколений россиян решали задачки из этого задачника.

   Да, это «Собрание арифметических задач для гимназий и прогимназий, мужских и женских; уездных и городских училищ, учительских институтов и семинарий».

   Всего в задачнике 8814 примеров и задач.

   Для разминки я предложу две задачки.
№804. Математик и философъ Декартъ родился 3 апреля 1596 года, а умер, имея 53 года 10 мес. 9 дней отроду. Найти год и число его смерти?

   Или другая задачка.
   №812. Корабль, отправившийся изъ Кронштадта 28 мая 1845 г. в 11 часов утра, совершил кругосветное плавание въ 2 г. 36 дн. 8 час. Когда онъ возвратился в Кронштадтъ?

   Догадываюсь, что ваши дети не проявят интереса. Да и вы сами не очень-то захотите заниматься решением. Вам это просто не надо!

   Тогда предложу более близкую по времени и понятную в современной жизни задачку.

   №3657. Торговец хочет смешать табак въ 2 руб, 15 коп. и 0,9 руб. за фунтъ так, чтобы составилось 350 фун., отъ продажи которых по 1 руб.      40 коп. за фунт получить 12% барыша. Сколько фунтов ему нужно взять отъ каждого сорта?

   Уверен, что слово «барыш» вам понятно.

   Я сохраняю орфографию так, как в этом задачнике, изданном в 1914 году «Товариществом И. Д. Сытина». А составителями были А. Малининъ и К. Буренинъ.

   Об А. Малнине и К. Буренине есть забавные строчки у Ильфа и Петрова. Тот, кто захочет, найдёт!
 
   По этому задачнику долго учились и при советской власти, так как других задачников или не было, или просто на всех не хватало. Когда появились задачники социалистической направленности без купцов и помещиков, я не знаю. Но по задачнику, который сейчас передо мной, учился  брат моей мамы в 1935 году на подготовительном отделении в институт.. О нём я написал в рассказе «Три письма». Его автограф на внутренней стороне обложки.

   В задачнике множество примеров на все четыре действия арифметики, большое количество задач и примеров с простыми дробями и процентами. И на все примеры и задачи есть ответы.

   Я часто проверяю молодых людей – а умеют ли они быстро считать? И задаю такой вопрос – сколько будет, если четыре умножить на тринадцать? Всегда пауза, порой затянувшаяся, после которой я снова спрашиваю – а три умножить на четырнадцать? Пауза ещё длиннее.

   Проверьте на молодых и уже не очень молодых. Так, для интереса.

   № 859. Французы заняли Москву 2 сентября 1812 года. А русские взяли Париж 19 марта 1814 г. Сколько времени прошло между взятием Москвы и Парижа? Познавательная задачка, не правда ли!
 
   И напоследок. № 856. Пасха не может быть раньше 22 марта и позже 25 апреля; раньше и позже чего не может быть масленица? Сборное воскресение? Вознесенье? Пятидесятница? Вербное воскресенье? Неделя Православия? Может ли Благовещение быть на первой  неделе Великого поста?  Сретенье на Крестопоклонной неделе?

   Не знаете? И я не знаю. А сто лет назад решали. Легко!