Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 21. гл

Наталия Маркова
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 21. ГЛАВА 6. СТ. 33-47. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

33.Арджуна сказал.

Эту практику йоги, которую Ты мне вкратце описал, о, Мадхусудана, я не вижу, как применить к себе из-за беспокойности своего ума даже в устойчивом положении.

КОММЕНТАРИЙ:

Эти слова, такой мыслительный процесс, такое понимание Бог дает Арджуне, как результат внутренней мгновенной переработки слов Бога в предыдущей главе. Всегда надо помнить, что человек, делая и глубокие религиозные заключения, непременно опирается в себе на свой материальный опыт и не только относительно своего неподдающегося контролю беспокойного ума, используя его, этот материальный опыт, в связи с совершенными знаниями, таким образом в этих совершенных знаниях и утверждаясь. К многим откровениям Бог подводит сначала со стороны материи и потом оформляет и закрепляет их через авторитетные совершенные духовные знания, путь преданного служения.

Материальный опыт уникален тем, что всегда Волею Бога предшествует Божественным откровениям, дает им подтверждение и таким образом их закрепляет в человеке и дает основание усваивать и те духовные Знания, которые не столь очевидны и не всегда прямо следуют из опыта материальной жизни.

Но на достаточно высоких ступенях духовного развития все процессы, происходящие в материальном мире, легко становятся объяснимыми через призму совершенных духовных знаний. Материальный мир и духовные знания по великой своей сути взаимосвязаны, есть одно, одно проистекает из другого, но требует духовного пояснения или обоснования, или поддержки, как и все же требует развитый ум человека и непременно требует качества, причем доминирующее значение имеет смирение.

Именно это качество позволяет принимать совершенные знания наиболее точно, наиболее доброжелательно, наиболее доверяя им. Смирение в некоторой степени у Арджуны присутствует, но подернутое той толикой самонадеянности и невежества, которое и делает его греховно вопрошающим (ибо в присутствии Бога надо только молчать…) и на этой основе получающим еще более точные знания. Невежество должно быть немного и смиренным, и немного беспокойным или не взирать на некоторые запреты и получать таким образом ответы даже греховными путями (не ведая, что творит), открывающие врата к знаниям более совершенным и ослабляющим само это невежество. Поэтому Арджуна для диалога вполне подходил.

Что касается ума, то ум непременно всегда, в той или иной мере, но работает, возбужден или ослаблен, как бы ведет человека, переключает его внутреннее внимание и так, что непонятно то ли ум управляет человеком, то ли человек управляет умом. Это видит каждый. И только очень не наблюдательный человек, не проникающий в себя, этот факт не замечает и принимает естественно и без анализа сути и природы ума. Но и от констатации этого в себе никто не сможет уйти, но все в свое время, и в преданном служении и в философском рассуждении. Так или иначе, но еще в материальном пути Бог дает человеку на это обратить внимание, что приходится  и ожидать, что ум скажет или когда поможет память… как будто некто в человеке все подает и тогда, когда надо или есть необходимость, или может придержать мыслительный процесс, или его перенаправить…

Распознав в себе столь непокорный ум, человек, уже задумывающийся о своей духовной реализации, но еще не готовый к полноценному преданному служению, однако, может все же быть привлеченным и к духовной практике практике, ибо ему Бог может показать, что инструменты, усмиряющие ум, существуют хотя бы в дхьяна-йоге. Это порадует, такая практика даст свои плоды. Но и ошибки. Человек может принять такую йогу за чистую монету и несколько преувеличить на свой счет, считая себя удачливым йогом. Пусть некоторые период так и думает. Главное, чтобы он отзывался на беспокойный ум и продолжал его контролировать, отказываясь от соблазнов и всяких материальных предложений и услуг  и таким образом направлял себя реально на путь отрешения и аскетизма, как и на преодоление прочих искушений  в материальном мире и в своем непосредственно быту.

Но также йог должен понять, что здесь и метод (исполнение йоги) от Бога и Сам Бог в человеке ослабляет ум, его активность, как бы подыгрывая йогу, обещая ему и давая ему мнимый успех. Ибо у Бога Своя цель на человека и свои методы работы с ним. Кроме пользы такой путь ничего особо худого не даст, но даст те качества и тот уровень контроля (условно) все же ума, которые в преданном уже полноценном служении Богу будут в помощь и существенную. Но а издержки такой духовной практики у каждого непременно свои, и Бог Знает, как и через что их преодолеть и может быть ни в этой жизни.

34.Всегда непременно мерцающий ум, о, Кришна, возбуждаясь, становится сильным и упрямым. Его подчинить, я думаю, также трудно, как ветер.

КОММЕНТАРИЙ:

Такое сравнение дал Арджуне Бог, так помог выразить свое отношение и понимание касательно деятельности ума. Собственно, так проявил Арджуна свое материальное наблюдение и опыт. Это – откровение, это - совершенное знание, и это дает свою почву для раздумий и не только об уме, а вообще касательно и других возможностей человека.

Арджуна должен осознать, что человек Управляем Богом, причем и в малейшем, легко, постоянно, во всех направлениях. Живое существо, по сути, изначально недвижимо, беспомощно, полностью Управляемо и ведомо, непременно всегда и во всех своих проявлениях подчинено Богу, но так, что все в себе воспринимает за себя. Бог как бы не насилует Волю человека, любого живого существа и так работает в нем, что все в себе человека принимает за себя и таким образом видит свою свободу, которой нет, как нет. Но также человек не знает, что Бог работает в нем строго в пределах его ступени материального и духовного развития, в пределах наработанных в нем Волею Бога его опыта, качеств, склонностей, уровня общения, связей, обстоятельств. Ибо полностью и всецело все доподлинно Знает о живом существе (каждом живом существе), знает все его рождения, все в нем причины и все следствия. Все малейшие движения души Бог Знает и потому так работает, что человек все признает за себя, видя в себе причину. Но, тем не менее, непременно необходимо творение в лице каждого развивать и поднимать по ступеням материального и духовного развития. Для этого Бог живым существам шлет такие преодоления, испытания, проблемы, которые заставляют человека через страдания раздвигать сознание человека, пределы и нормы  пониманий его ума, мыслительные способности. Только так человек начинает мыслить более широко и воспринимать вещи значительно точнее, как и делать более точный выбор. И потому на основании новых развитых убеждений и качеств может вовлекаться в более строгие и серьезные игры и снова извлекать свое развитие и свой более высокий умственный процесс.

По сути, речь идет о развитии энергии Бога через материальный мир и здесь Божественные очень разнообразные тренажеры, работающие с душой многократно, многогранно, многопланово с постепенной ориентацией на развитие качеств, на религию, на религиозную практику. Душа, как энергия Бога, как бы в материальном мире обрабатывается Творцом до уровня, приемлемого, чтобы быть отправленной на духовный план. Но работа, управление душой никогда не прекращается, ибо она, условно говоря, должна входить в Бога, обожествляться, становиться руками и глазами Бога, Божественной Волей и ее осуществлением. Речь идет о преданном служении и более и более того.

35.Шри Бхагаван Сказал.
Несомненно, о, Сильнорукий, трудно обуздать беспокойный ум, но практикованием, о, сын Кунти, а также отречением им можно овладеть.

КОММЕНТАРИЙ:

Арджуна просто должен понять, что без практики йоги он никогда не сможет подняться по ступеням материального и духовного развития. Непременно человек должен прикладывать усилия, но делать только так, как Указывает Бог. Т.е. через практику преданного служения, через изучение Святых Писаний, через личные усилия, но рекомендуемые Богом. Бог дает человеку такие инструменты сотрудничества с Богом, дает некий автоматизм действий и мысли в условиях материального мира и, по сути, Сам ведет Свое творение, ни на мгновение не отпуская и не предоставляя самому себе.

Этот путь к Богу – сотворен Богом, есть способы воздействия на душу, на ее изначальные энергетические данные, которые склонны Милостью Бога запоминать требования Бога через только сотрудничество с Богом Богом, оговоренное, единственно авторитетное и действенное. Только при таких условиях частица Бога становится обладательницей тех качеств и тех реакций, которые и делают ее подходящей, для управления ею, для служения Богу и выполнения всех требований Бога.

Бог  как бы вручает ей, душе, Своей энергетической субстанции, духовными средствами и практиками гибкость, понятливость, строгость, неуклонность, приемлемость Воли Бога, подвижность и активность только в плоскости цели и Планов Бога, дает ей обусловленную безупречность (т.е. ее границы на данной ступени развития) и пути дальнейшего развития, дает ей понимание себя в Боге за Божественное проявление и также отличие себя от Бога. Но все это – долгий путь, долгая духовная, как и материальная практика. А Арджуна пока в самом начале. И пока перед ним ставится задача хотя бы осознать, что все в духовном развитии требует ПРАКТИКОВАНИЕ. А какое. Пока то, на что Указал Бог. Но на самом деле – не счесть направлений, не счесть духовных практик, не счесть и задач, которые будет ставить Бог, работая с каждым индивидуально, но получая в итоге одного Божественного Слугу, в лице всех энергий Бога, действующих и как один и индивидуально, не знающего своих границ в служении Богу и находящих в этом великое удовлетворение и мир, а  также великое движение в направлении развития и преодолений, где также присутствует условное великое насилие над собой, ибо никогда Бог не отпускает на свободу Свои энергии, Свое продолжение, но через потрясения усложняет путь, усложняет задачи, усложняет сам труд и его плоды…

36.Имея необузданный ум, очень трудно достичь успех в йоге. Таково Мое Мнение. Но если попытаться достичь результат контролируемым умом, то достижение успеха возможно. Если идти верным путем.

КОММЕНТАРИЙ.

На самом деле необузданный ум не имеет даже муравей. В каждом Бог учит ум контролировать. В каждом Бог и каждый ведом в этом направлении непременно и в свою меру, но в рамках качеств, возможности тела, в рамках ступени развития… Ум, мыслительный процесс, внутренний диалог с Богом в самых разных формах и направлениях присутствует у всех живых существ, видимых и невидимых, движущихся и неподвижных. Бог понуждает все живые существа видеть, осознавать свой ум, слушать его, им анализировать, планировать, обозревать и в некотором роде предсказывать как бы себе исход событий или предполагаемых предприятий. Все учатся неосознанно входить в Бога именно через ум, мыслительный процесс, на всех ступенях развития. И животный мир мыслит, и насекомые, и млекопитающие, и микроскопические живые существа, и на уровне атомов, молекул, простейших и одноклеточных всех уровней. Везде и в каждом Бог. Поэтому и говорят, что Бог меньше меньшего… и больше большего… И в каждом Бог работает абсолютно, направленно и дает каждому в его материальном теле и существовании максимальное число страданий и дает через чувства постепенно и сам мыслительный процесс в виде реакций и простейшего выбора, что происходит непрерывно. Все мыслят. Нет рефлексов, но есть запоминание осмысленное и ведущее, энергетически имеющее свои функции запоминания и реакции. Все это не само по себе, но присутствием в каждом Творца, все есть труд Бога.

Но в теле человека это более осознанный процесс, к нему предъявляются более строгие требования и тем более, когда речь идет о религиозном направленном пути и о качествах, которые угодны Богу и которые Бог указывает, как развивать и через какие практики именно духовного порядка, ибо направленны на достижение Бога и на выход человека за пределы материального существования на духовный план.

Таким образом, ум материального человека контролируется в некоторой степени, не все человек в себе берет, не со всем соглашается, что-то принимает, в чем-то сомневается и не на все предложения и посулы ума и идет, а надо, чтобы это был направленный религиозный и постоянный процесс, непременно осознанный, где цель не просто контроль ума, как таковой, а все, что из этого следует. А следует отсюда и самое главное в преданном служении – достижение отрешенности, что и влечет за собой отрешенность и от материального мира в целом, а это создает то внутреннее условие в человеке, которое способствует его безболезненному и естественному выходу за пределы материального мира на духовный план.

Слово Бога – Закон (ст.36). Сказанное Богом – будет направлено в сердце, в ум, в понимание Арджуны, как незыблемая Воля Бога, которая станет и его, Арджуны, волей и устремлением. И уже указаны средства достижения этой цели. Но эта цель осуществляет очень большой, значительный сдвиг в внутренней работе Арджуны, за чем последуют большие перемены в его сознании, вытекающие из одного такого направления (контроль ума). Поэтому человеку никогда не следует заглядывать вперед, но четко выполнять то, на что указывает Бог именно на данный момент и так, теми путями, на которые также обратил внимание и потребовал Бог.

Тот, кто примет в своей жизни это понимание и будет всегда выполнять провозглашенную Волю Бога, даже если это одно действо или одна практика, то такой человек, свято следующий требованию Бога и теперь и далее, может действительно достичь далеко не слабые результаты в своем развитии. Главное – не торопить события, не забегать вперед, ничего своего не привносить, не делать излишества. Но просто выполнять.

Такие Указания Бога, по сути, Бог дает каждому преданному изнутри, только ему его рекомендации, неоднократно заостряя мысль преданного, вновь и снова повторяя требование, и счастлив тот, кто в себе эти рекомендации Бога услышит и им последует. Если он старательный преданный и если он аскетичен и добродетелен, то он никак не ошибется и правильно в себе услышит Наставление Бога и почувствует, что Бог его ведет и дальше будет вести, направляя, исправляя, указывая недостатки, помогая и материально и духовно преодолевать преграды. Но главное – делать все старательно, на основе Слова Бога и не спрашивать лишнее, не любопытствовать, не сомневаться, не излишествовать, не привносить свое, зная, что в свое время Бог открывает врата и дает те или иные дополнительные рекомендации, ибо у Бога есть очень много путей донести свою Волю преданному. А все начинается с того, чтобы Слово Бога, полученное от Бога Лично, выполнять и слышать, и понимать его непреходящую ценность для себя и абсолютную важность, даже если требование Бога укладывается  в один стих или его часть, если Бог подвел, обратил на него внимание и еще и еще.

37.Арджуна сказал.

Если неудачливый йог, с верой занятый практикой йоги, уклонится с пути из-за мистически настроенного ума, не достигнув успеха в йоге, что он достигает, о, Кришна?

КОММЕНТАРИЙ:

Надо знать, что на самом деле любой йог в той или иной мере, но желает мистические способности, ибо это инструмент не столько к славе или власти и признанию, сколько это также есть соединяющий с Богом процесс. Очень многим и йогам и преданным Бога Кришны хотелось бы вкусить этот нектар, опробовать его как бы изнутри, попрактиковаться здесь, через это почувствовать в себе присутствие и Волю Бога. Это не более, чем дань и человеческому изначальному любопытству, и желание насладить в некотором роде свои чувства, и непременно в этом видится и Милость Бога.

Человек – практическое существо и видит, что такие мистические способности могут способствовать поддерживать тело и решать некоторые вопросы материального порядка, ибо вознаграждаемы в материальном мире, ибо через них можно оказывать помощь людям и таким образом без особых стараний и усилий обеспечить и себя и свое потомство, ибо все йоги непременно те люди, которые достаточно скудно живут и еле сводят концы с концами, вечно думая о хлебе насущном, всегда в нужде и зависимости. Если это настоящие йоги.

Также мистические способности как бы указывают на то, что Бог реально существует, с тобой на связи, дает тебе это понимание и видение особым путем, всегда несущим в себе неясное обещание и надежду, выделил тебя, дал тебе благословение и им, этим даром, надо правильно распорядиться.

Также мистические способности как бы делают человека избранным, миссией, пророком… Это всегда рассматривается и имеется ввиду, во все времена для тех, кто идет по пути связующего с Богом процесса. Это устремление не может характеризовать человека, как падшего, не достойного преданного служения и чаще всего не именно такое желание есть причина того, что человек не достигает успех в йоге, а в том, что или не той йогой занят, или просто рано, необходимо пройти преданное служение. Далеко не для каждого йога завершается переходом на духовный план или на райские планеты. Только Бог знает, на какой ступени материального и духовного развития стоит человек, какие качества он достиг и в какой мере, только Бог Знает, на сколько человек греховен перед Богом и через что, через какое рождение его нужно провести, чтобы очистить в достаточной мере, чтобы поднять до уровня преданного служения Богу и уже в условиях преданного служения развить в нем те качества, которые и позволят Милостью Бога оставить материальный мир и быть отправленным на духовный план.

Также надо знать, что мистически настроенный ум дает человеку Бог, склоняет к этому мыслительному процессу, дает здесь желания. И все это непременно связано с Планом Бога на человека. Ибо, если человек, и Бог Знает это, очень сильно привлекается к мистике и хочет познать Бога с этой стороны и также имеет заслуги перед Богом, ибо благочестив и аскетичен, то Бог может в следующем рождении и повести его через именно служение Богу, как мистик, что также помогает человеку в некотором роде поубавить  свои желания, пресытиться этим направлением, успокоиться, пресытиться и материальными благами и уважением,  и в следующем рождении уже пойти  по пути преданного служения без отклонений, направляя мысль только на Бога и контролируя свой ум более тщательно, ибо мистическое отклонение ума не способствует все же успеху в йоге и отдаляет путь преданного служения.

То, что мешает преданному служению, далеко не всегда следует пресекать на корню, но можно просто  такой путь давать человеку и, сбив трудностями и превратностями этого пути как бы оскомину этих желаний, вновь вернуть в русло преданного служения. К тому же, мистические качества, помощь людям в этом направлении также могут Волею Бога развить те качества, то понимание, дать тот опыт, которые в очень не слабой степени может пригодиться и в преданном служении. Это – понимание людей, их страданий, проникновение в глубь человеческого горя, судьбы, не осуждение, ответственность, терпение, смирение, упование на Бога, хорошее видение присутствия Бога во всем…

Но далеко не всем, желающим такой путь, Бог его и вручает. Или можно обойтись или он, мистический путь, уже был пройден и желания человека в этом плане не столь сильны, есть отголосок прошлых рождений, и человек может идти и должен тем путем, который ему подходит, направляемый Богом, и не обязательно он уже в этой жизни может достичь духовный план или райские планеты.

Также надо понимать, что мистически настроенный ум все же надо контролировать и стараться не очень вовлекаться в такую мыслительную деятельность, ибо, безусловно, страдает результат йоги, и человек может просто быть отведенным от практики йоги и направлен на материальный быт, потеряв всякий интерес Волею Бога к какой бы то ни было духовной практике. Но по каждому случаю мистического направленного ума Бог принимает решения индивидуально и во благо человеку. И никогда такое направление ума не перечеркивает заслуги перед Богом и духовные наработки, и все они  будут напоминаться и употребляться в преданном служении в свое время.

38.Разве отклонившийся, подобно разорванному надвое облаку, не погибает без всякого положения, о, Сильнорукий, введенный в  заблуждение на пути к духовному совершенству?

КОММЕНТАРИЙ:

Если бы наработки человека с его смертью невозможно было восстановить в кратчайший период, невозможно было сохранить его качества, навыки, желания… то выход из материального мира был бы очень проблематичен. Бог Милостивый. Бог устроил так душу и так работает с ней, что все абсолютно учтено, и все, что достигает человек, любое живое существо, все это непременно в тот или иной период в новой жизни напоминается и всем человек может пользоваться во благо своему развитию, во благо тем более преданному служению, если речь идет о йоге или преданном Бога Кришны.

Надо понимать, что никогда человек не может исполнять медитационную йогу без отклонений самого разного типа. На то и йога, чтобы учиться работать со своим умом. Бог непременно дает мыслительный процесс, направляет ум на разные события в жизни, на желания, чувства, удачи и неудачи, на мистику, на славу, власть и деньги, на друзей и врагов. И с другой стороны постоянно показывает человеку, что он не может контролировать ум, что он упускает время, что он вовлекается в мыслительный процесс и порою именно в греховном или запрещенном направлении. Бог напоминает йогу инструменты воздействия на ум, не очень быстро дает уму подчиниться, но делает некоторые ослабления ума, перенаправляет на Бога, на саму практику йоги, на цель йоги и несколько так удерживает. И далее в мгновение может снова как бы возбудить ум, делая этот процесс непростым, давая осознание, что йог еще слаб, подкрепляя это осознание энергетически, вовлекая йога в печаль, потрясения, состояние беспомощности и внутреннего конфликта и разочарования. И каждая практика сопровождается и успехами, и поражениями, и переживаниями. Все в итоге работает на то, чтобы удерживать ум на Боге, на необходимости стараться и прикладывать усилия, в результате чего как бы прививается ум к Богу, по такой причине и в этом направлении продолжает работать и за границами практики йоги, что по сути самое ценное и что Бог закрепляет йогой вновь и вновь и в виде качеств и в вире привычки и в виде необходимости и цели. Понятно, что ни о какой гибели йога, который непременно постоянно терпит неудачи, и речи быть не может. Ни один день, ни один час не проходит без пользы, но и эта польза другая, нежели та, на которую рассчитывает йог. Все откладывается в виде стараний, жертвоприношения, качеств в багаж йога и в свое время все это будет ему во благо в плане преданного служения и подъема по ступеням материального и духовного развития.

39. В этом мое сомнение, о, Кришна, только Ты можешь уничтожить его полностью. Нет никого другого, кроме Тебя, кто смог бы его рассеять и, несомненно, не может быть найден.

КОММЕНТАРИЙ:

И на сомнения и на такой вопрос Арджуну сподвигнул несомненно Сам Бог. Ибо человек должен понимать хорошо, что только Бог дает и убирает сомнения, только Бог работает с человеком во время исполнения им йоги и только Бог распоряжается плодами его усилий в этом направлении. И также человек должен понимать и то, что все старания и усилия человека в преданном служении, как бы ошибочно ни был направлен его ум, все это Бог сохраняет и передает человеку в новом рождении в новых условиях, в новом теле, где человек снова может заняться практикой йоги и таким образом достичь качества, угодные Богу и те, с помощью которых человек Милостью Бога будет отправлен на духовный план.

40.Шри Бхагаван Сказал.
О, Партха, никогда, непременно, ни в этом мире, ни в следующей жизни не может быть разрушено то, что уже достигнуто. Никогда, непременно, каждый, кто занят благочестивой деятельностью, не идет к деградации, мой друг.

КОММЕНТАРИЙ:

Бог дает ответ Арджуне в двух направлениях, хотя ответ и там и там родственный. Первая часть ответа охватывает йогов и не только (первое предложение ст.40: … никогда, непременно, ни в этом мире, ни в следующей жизни не может быть разрушено то, что уже достигнуто…); и материальные люди и йоги в той или иной мере идут по пути реализации. Одни это делают намеренно. Речь о йогах. Другие не совсем осознанно. Но и те, и другие ведомы Богом, и те и другие идут по пути духовного и материального развития, но теми средствами, которые дает человеку Бог. В таком случае достигаемые качества, навыки, убеждения, желания, устремления Бог от рождения к рождению сохраняет. И в новом рождении и материалист и преданный или йог начинает свой путь развития с той ступени, которую Милостью Бога достиг своим, данным Богом, трудом и старанием. Только каждому человеку в новом рождении Бог приоткрывает его качества и ступень не сразу, а на определенном этапе его пути, материального или в плане служения Богу.
Во второй части стиха 40 (…Никогда, непременно, каждый, кто занят благочестивой деятельностью, не идет к деградации, мой друг.)
речь идет о тех, кто преимущественно был занят благочестивой деятельностью и не устремлялся осознанно или особо подниматься по ступеням собственного материального и духовного развития, ставя просто своей целью помогать другим, отдавать свои материальные Блага и все же рассчитывал на вознаграждение. Сюда могут входить и некоторые йоги. И такой человек, не ставящий перед собой особой конкретной цели, также имеет заслуги перед Богом; его старания, его усилия и претерпевания - все это непременно засчитывается Богом и никуда не может деться. Плодами такой деятельности Бог распорядится непременно в этой или следующей жизни, но так, как человек и заслужил, и так, чтобы он мог идти по пути не только материального, но и духовного развития. Однако, здесь к каждому абсолютно индивидуальный подход; и если человек, творя благодеяния, постоянно мыслил о том, чтобы ему также была оказана не только материальная помощь, но и чтобы за это он получил хорошее рождение или работу, или образование или был богат, то это также может быть ему дано, но в той мере, в которой Бог считает возможным или необходимым и так, чтобы все же такой добродетельный человек имел возможность развиваться и духовно.

Т.е. плоды, достигнутые качества добродетельного человека, как и йога, как и любого материалиста Бог не берет на Себя, никуда они не исчезают, но возвращаются в следующем рождении и направляются на то, что помогает человеку так или иначе подниматься по ступеням материального и духовного развития.

41.После достижения планет тех, кто совершает благочестивые поступки, и проведения там многих лет в благочестивом и процветающем доме, йог, сбившийся с пути реализации, рождается снова (на Земле).

КОММЕНТАРИЙ:

Понятно, что йог сам с пути реализации не сбивается. Его приводит к практике йоги и уводит Бог и только по божественной причине, и далеко не всегда эта причина заключается в мистически направленном уме. Только Бог знает, почему йогу пора прекратить и создать у йога понимание, что у него ничего не получается. Значит, все необходимое через эту практику он Милостью Бога получил и далее должен прекратить, ибо это уже излишне и не во благо, а также необходимо развитые им качества закрепить или в условиях материального мира или в другой духовной практике.

Понятно, что йогой могут заниматься только те люди, которые получили от Бога такую Милость вследствие в основном благочестивой деятельности и все же некоторой реализации человека в условиях материального мира. Таким образом, человек, как бы занимаясь йогой, тем более дхйана-йогой, что ни есть полноценное преданное служение, считается еще зависимым от материального мира, а потому в той или иной мере в себе постоянно претендует на богатство, мистические способности, успех, процветание, хорошую работу. Медитационная йога это желание не может заглушить, как и претендует на плоды йоги, человек привязан к этим плодам, что фактически мешает выйти на уровень преданного служения. Поэтому после смерти некоторым йогам Бог дает путь на более процветающем плане другой планеты или в определенных условиях самой планеты Земля. Человек должен как бы утихомирить свою боль, свои желания, которые неизменно в нем присутствуют, и он ничего не может с этим поделать даже через практику йоги, даже понимая их в себе. Их, эти желания, надо насытить, отработать, в какой-то степени сжечь; и поэтому если ни в этой жизни, то в следующей Бог такому йогу или такому добродетельному и претендующему человеку может дать условия такие, чтобы полностью пресытиться и исчерпать свои желания с тем, чтобы в следующей жизни человек был более подходящим для преданного служения.

42. Или же он непременно рождается в семье йога, тех, кто одарен великой мудростью, но такое рождение, как это, с большим трудом достигается в этом мире.

КОММЕНТАРИИ:

Бог здесь рассматривает вариант следующего рождения йога, и надо понимать, что все возможности в новом рождении здесь не исчерпываются рождением в семье непременно йога, но по большому счету все выглядит примерно так, но опять же с учетом индивидуальности человека и его заслуг перед Богом, как и в связи с Планом Бога на каждого. Не каждое новое рождение может выглядеть также и благоприятным, но всегда надо понимать, что все непременно во благо и непременно будет дан именно тот путь, который и выведет  к преданному служению, и будут даны те обстоятельства и то окружение, которые помогут человеку вспомнить свои предыдущие усилия и желания. И все также непременно так или иначе будет способствовать дальнейшему развитию человека и подъему его по ступеням материального и духовного развития.

43.С тех пор он выигрывает в том, что возрождает сознание (разум, понимание, качества) предыдущего воплощения и снова, поэтому, устремляется к совершенству, о, Курунандана.

КОММЕНТАРИИ:

В новом рождении Бог напоминает человеку его качества, желания, убеждения… Однако, это процесс происходит поэтапно, индивидуально, постепенно. Это происходит не только с бывшим йогом, но с любым живым существом, ибо это есть основа материального, а для человека – и духовного развития. Никогда человек не может понять, почему у него появляются те или иные желания, откуда у него характер, не может знать, что теперь и с возрастом будет отстаивать или защищать, к чему устремится и что будет отвергать, как не совместимое с собой. Человек и его окружение никогда не могут также понять, почему человек обладает таким или иным характером, почему добр или жаден, рассудителен или пустослов, правдив или практичен… Не зная о колесе сансары и о унаследовании человеком своих же качеств из прошлого рождения, многие ищут ответ в родителях и близких, отнюдь не понимая, что  на уровне тела и ген качества и устремления человеку не передаются; и все, что проявляет человек, взрастил в нем Бог через не одну предшествующую жизнь и здесь путь страданий и преодолений. И также те качества, которыми обладает человек, ни есть окончательные, и человек еще продолжает развиваться и само рождение об этом непременно и свидетельствует. Также качества из прошлых рождений могут проявляться неожиданно и на старости лет и так, как не может ожидать ни человек сам, ни его самые близкие… Никакое отрицательное поведение ни есть падение человека, а есть то, что в нем в ситуации проявил Бог и что ему
и было присуще. Но, а через проявление человек зарабатывает последствия  своей греховной деятельности, которые и помогают человеку через страдания и преодоления подниматься на более высокую ступень, отказываясь от одних качеств и входя в другие, утверждаясь в них, проявляя себя в них и отказываясь снова от них, если эти качества низкого порядка. И так развитие идет от рождения к рождению. И новые качества человек приобретает только Волею и планом Бога и через новую семью, и через труд, через свою семью, через страдания и преодоления. Ни одна жизнь не может быть бесполезной, как бы она ни выглядела, но привносит в человека новое направление мысли, новые желания, делает человека терпеливым, сострадающим, тяготеющим к простому образу жизни… Таким образом, человек развивается от рождения к рождению от одних родителей к другим, от одной трудовой деятельности к другой. Что именно надо развивать и как для этого вокруг человека складывать обстоятельства – знает только Бог. Сам человек есть управляемая частица Бога, которая может осознавать в себе некоторые качества и иметь к этому свое отношения, может стараться в пути преодолений, но менять себя, давать себе указания и следовать им сам человек не в состоянии. Полностью все это и над каждым делает только Бог. Все в равной степени относится и к тому, кто был йогом в прошлой жизни или уже был занят в преданном служении. Но в отличие от материалиста, тот, кто шел по пути духовного развития, такой человек начинает осознанно идти по пути развития качеств, сотрудничая с Богом и непременно опираясь в себе на Святые Писания.

44.Непременно снова привлеченный этой предыдущей практикой йоги, что происходит автоматически, он снова желает знать об этой йоге и в результате превосходит ритуальные принципы шастр.

КОММЕНТАРИЙ:

Привлекается человек к духовной практике и к совершенным духовным знаниям Волею и Милостью Бога; у каждого это происходит строго индивидуально. Некоторые люди рождаются в семье преданных, йогом, философов, просто религиозных людей, некоторые приводятся к преданному служению  в зрелые годы или даже на склоне лет. У каждого строго своя карма, свои причины и все непременно индивидуально, с учетом качеств человека, его долгов перед Богом, перед материальными людьми… Но полная и тотчас отдача человеку его предшествующих знаний и религиозных навыков не происходит, а как бы все начинается со ступени ниже, давая время человеку войти в необходимое состояние, в нем освоиться, принять свои прошлые убеждения, опереться в себе на те качества и заслуги, которые уже приобрел в этой жизни также, непременно должно в свою меру быть подготовлен и быт, и окружение, материальное и психическое положение человека, решены материальные проблемы, как и проблемы детей и отцов, ибо такой человек не должен быть скован путами материального мира сильно, но отчасти, дабы они не мешали, но благоприятствовали в дальнейшем.  Также, далеко не обязательно, чтобы именно в этой жизни человек резко и успешно стал подниматься вверх по ступеням материального и духовного развития и превосходил ритуальные принципы шастр, Святых Писаний. Ибо все же будет дано время и для работы что называется над ошибками, которые были допущены в предыдущем рождении в духовной практике и здесь мыслительном процессе и привязанностях. Такая работа может производиться и параллельно самому преданному служению.

Но истина то, что человек постепенно будет продвигаться вперед и постепенно будет начинать средствами преданного служения очищать себя от кармических последствий, также, непременно и всем этим процессом будет Управлять только Бог, доподлинно Знающий ситуацию человека и то, как и через что надо ему помочь.

Иногда также преданные, продолжающие свой путь к Богу в следующей жизни, проявляют очень большую понятливость и старательность  чуть ли ни с первых шагов возобновленного преданного служения. Но это всегда надо воспринимать ни как заслугу самого преданного, а то, что этот человек уже далеко не одну жизнь идет по пути преданного служения, не новичок, уже обладает необходимыми качествам и навыками, полон веры, легко следует требованиям веры, имеет духовные наработки… Все это дело времени, работа Бога над человеком, и его личной заслуги искать не следует. Один Бог Знает ступень каждого, и один Бог ведет человека от рождения к рождению как в плане материального, так и духовного развития. Всем в свое время непременно быть на той ступени духовного развития и обладать теми качествами, которые и выведут Милостью Бога на духовный план.

45.Но, устремившись умом к строгой практике йоги, йог,  очистившийся от грязи, достигает успех после многих рождений и таким образом достигает высшую цель.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо знать, что очистка от грязи для иных йогов бывает очень и очень сконцентрированной или не простой. Ибо, оставляя тело в той жизни после безуспешной практики йоги, человек и переходит в новую жизнь с теми же долгами перед Богом, препятствующими его успеху в йоге или преданном служении. Но в той жизни и при тех условиях, окружении и материальных долгах, как и в следствие кармы других, бывает человека невозможно сколько-нибудь очистить. Об этом Бог заботится в новом рождении человека и непременно создаст те условия и окружение, которые и будут способствовать ни только духовному продвижению, но и очистительному процессу, что может быть путь и страданий и преодолений, путь лишений и аскез, путь развития качеств, как материального направления, так и духовного.

Не следует представлять жизнь и путь йога, как гладкий и без шероховатости. Однако, и больших невыносимых страданий или болезней или несчастий Бог так идущему человеку не дает. Но и то, что будет дано, в немалой степени и потрясет, и исправит, и даст необходимое понимание и уровень и направление мысли, что будет только во благо и преданному служению.

А вот говорить о достижении  высшей цели в преданном служении очень даже и опасно. В эту сторону человек никогда не должен смотреть, но непременно стараться и видеть, как его ведет Отец. Надо понимать, что выход на духовный план – дело сокровенное и  выходят люди самые бывает и неприметные, не особо купающиеся в духовном успехе, не пользующиеся особым уважением у других преданных, но честно выполняющие все требования Бога, старающиеся, уповающие на Бога…
Но претендующие, ведущие и наставляющие других преданные, хорошо разбирающиеся в Святых Писаниях могут быть и не угодны Богу и нуждаться в своего рода исправлении и таким образом продолжают вращать круг сансары, поставленные в те условия, которые и разовьют помимо прочих и те качества, которые отсутствовали, и это стало камнем преткновения. Речь может идти о не смиренном мышлении, самовозвеличивании, пренебрежении другими и все другое, что видит и Знает Бог.

46. Йог выше, чем аскет, также считается выше того, кто обладает знаниями, йог выше того, кто занят кармической деятельностью. Поэтому стань йогом, о, Аржуна.

КОММЕНТАРИЙ:

Кто кого выше знает только Бог. Но невежественному так сказать можно, ибо все средства убеждения нужны, и Бог точно Знает, кому и что Сказать и посулить. Йог выше, чем аскет. Если смотреть с позиции одной жизни, то это видится логичным. Ибо йог, считается, обладает совершенными Знаниями, ему известен путь аскетизма и добродетели. Иначе, Бог его не направит на практику йоги. То есть путь постижения совершенных знаний для него пройденный этап, как и понятен путь аскетизма. Йог действительно кажется выше как бы по определению йога, когда сравниваешь йога, аскета и материалиста в отрезке одной жизни, не охватывая прошлые рождения. Но что там скрывается, каков груз у каждого за плечами, как и опыт, как и заслуги перед Богом и каков План у Бога на каждого, и какой воистину духовный и материальный потенциал у каждого… Это знает только Бог, чтобы судить, кто выше.

Но человек фактически не может знать качества йога, его истинную ступень в материальном  и духовном развитии, как он исполняет йогу и здесь удовлетворяет чувства Бога, каков у него мыслительный процесс, в каких он долгах перед Богом. Точно также никто не может знать истинную ступень того, кто обладает совершенными духовными знаниями, был ли он йогом в прошлой жизни и будет ли в этой привлечен в практике преданного служения. Точно также, ступень внешне материального человека никто знать не может, как и не может знать, занимался ли человек в прошлой жизни йогой и почему был направлен в материальный мир… Даже духовных учителей Бог может направить на материальную практику, напомнить человеку и некоторые азы материального мира, без которых нет продвижения и в духовном. И в прошлом духовный учитель может стать многодетной матерью или человеком без постоянного места жительства… Поэтому следует на самом деле опасаться сравнивать ступени развития людей и как-то пытаться по ним определять свою ступень или другого человека. Все Знает только Бог. Но путь йоги надо было восхвалить, показать Арджуне, что это путь лучший, доступный и ему пора идти в этом направлении, как и его современникам. Но, а кого Бог поведет в этом направлении, а кого нет и по какой причине человек знать не может.

47.Также из всех йогов тот йог, кто постиг Меня в себе, кто с верой служит Мне, такой йог считается Мной великим йогом.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле нет великих йогов, как и нет того, кто мог бы сказать, что постиг Бога в себе. Тем более в себе это невозможно. Бог в человеке проявляет Себя с целью показать вообще свое присутствие в живых существах. Но постичь Бога, Божественные качества – это весьма условно, или невозможно. Нужна другая практика, полноценное преданное служение. Но и здесь очень и очень едва…

Но нельзя человеку говорить в преданном служении, что и то невозможно и другое невозможно. Так он потеряет интерес и не будет верить в себя. Но цивилизованный преданный такие знания должен принять, правильно к ним отнестись и трудиться в преданном служении не покладая рук. Что надо знать о Боге, Бог даст; и непременно на каждого хватит и сокровенных знаний. Но считать, что можно постичь Бога – ошибочно. Но на уровне позволительном и приемлемом для ступени развития человека Бог может дать такое понимание и просто надо знать, что Личность Бога Непостижима. Это надо знать. Как и то, что нет великих йогов, но есть старательные и в некотором роде удовлетворяющие чувства Бога.