Тетива

Владимир Калуцкий
Кто мчится нанче по превосходной автодороге Новый Оскол (Царёв Алексеев) - Бирюч, тот вряд ли успевает восхититься всеми её преимуществами. Рванув от пункта А, ты через двадцать минут оказываешься в пункте Б. И остается лишь сказать спасибо тем, протянул это асфальтовое чудо.

Но я скажу им спасибо не только за дорогу. А за то, что всею мощью богатырской техники они не раздавили, не сравняли с полотном тот участок земляного вала, что остался от Белгородской Засечной черты выше села Яковлевка. Я оставаливаюсь здесь, и снимаю шапку. И кажется, что вместе со мною из 17-го века глядят на гудящую, как натянутая тетива, автостраду бородатые мужики-земсекопы с деревянными заступами. Спешившись с горячих коней, взирают на поток блестящих автомобилей городовые казаки. Приставив ладони ко лбу, со сторожевых башен всматриваются в 21-й век стрельцы в краснополых кафтанах. Они как бы говорят нам, сегодняшним: а ведь без нас, без наших пота и крови, не было бы здесь ни асфальтовой реки, ни ваших самбеглых колясок, да и самоё небо , наверное, оставалось бы турецким. Так неужели мы не достойны хотя бы самой скромной памяти в ваших сердцах?

И память оставлена!

Не скажу, что тут я постарался. Хотя много лет на разные лады ратовал за возведение здесь хотя бы частички былых укреплений. Слава Богу - не я один. Есть в Новом Осколе казачья станица, есть, наконец, тележурналистка Елена Голотовская, есть наверняка еще кто-то , о ком я не знаю. Но вот сообща осилили.

И теперь на древнем валу, на месте земляного городка, на высотке у автострады высится бревенчатая сторожевая башня.

Затраты копеечные, а память бесценная.

И я готов поклониться в ноги тому, кто оплатил и срубил это чудо. Теперь здесь автобусы притормаживают и наклоняются на один бок. Потому что люди льнут к окнам, чтобы успеть увидеть и сфотографировать башню..

Здесь останавливаются автотуристы.

Это и есть вечная и великая Россия.

И мне остается лишь пожелать, чтобы подобную башню срубили в селе Верхососна, в двадцати километрах отсюда. Здесь от древней крепости остался лишь угол земляной насыпи, да руины каменнного Троицкого собора. Я очень верю, что скоро участникам движения, следующим из пункта А в пункт Б, очень захочется отклониться в сторону пункта В. Чтобы и там сфотографироваться рядом с деревянной башней - символом народного подвига и принадлежности к поколениям великих ратников и пахарей...