ХР Смысл первобытных понятий

Александр Суворый
ХР. 2.7.83.5. Смысл первобытных понятий.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 83.1. Первобытное словообразование. Смысл первобытных понятий.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.

База данных главы: Академия наук СССР. Институт русского языка. Русская грамматика. — М.: Наука, 1980. — Т. I.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
46 000 до н.э.

Земля. Евразия. Межледниковье. Похолодание климата. Уровень мирового океана. 46 000 до н.э.

Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Продолжение Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм II С (Перигор VIII)» (46 500-39 000 до н.э.). Уровень мирового океана ниже современного уровня на 65 метров.

Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Смысл первобытных понятий. 46 000 до н.э.

Существующее научно-академическое определение (толкование) слова-понятия «смысл» - это 1. «Внутреннее содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом. Пример (выражения): «Понять смысл чего-нибудь», «Слово в переносном смысле». 2. Цель, разумное основание. Пример (выражение): «В этом нет смысла», то есть, нет разумной цели.

Смысл какого-либо феномена, события или факта в том что он объясняет, оправдывает и определяет причинно-следственные связи этого феномена в окружающей среде и мире, делает феномен осмысленным, взаимосвязанным. Например, смысл амулетов и чуринг (вместилищ духов) в сохранении памяти о прошлом (бывшем прошедшем) и воздействия этих памятных феноменов-событий на фактическую, реальную и действительную жизнь человека.

Таким образом, реальное или мнимое предназначение вещей, предметов, орудий, слов-понятий, действий и поведения человека обладает смыслом, разумностью, целенаправленностью на результат, необходимым условием осмысленности жизнедеятельности человека. Отсутствие какого-либо целенаправленного предназначения в действиях и поступках делает жизнь человека бессмысленной, пустой, ненаполненной, безрезультатной. Поэтому иногда под смыслом понимают «разумное целеполагание», стремление к какому-либо результату.

Кстати, понимание какого-либо смысла часто происходит через интуитивное или инстинктивное ощущение, озарение, ясновидение, открытие…


Несомненно, для первобытных людей данного и последующего времени (50 000-40 000 лет до н.э. и ближе к современности), смысл жизни прямо зависит от степени познания окружающего мира, уровня знаний, объёма памяти и жизненного опыта, умения ориентироваться, жить и выживать, понимать других людей, понимать животных и птиц, уметь во всём находить смысл. Всё незнакомое и непонятное пока не имеет смысла, может показаться бессмысленным, пока не будет осмысленно в результате опытного сравнения. Так, например, до поры до времени, вероятно, первобытные люди отбрасывали в сторону куски самородкового золота или меди, пока они не попали в жар большого костра и не расплавились…

Вероятнее всего, главным критерием смысла в познании окружающей среды и мира для первобытных людей прошлого (эпохи архантропов, неандертальцев) было обретение опыта и знаний полезности или бесполезности тех или иных предметов, орудий, материалов, свойств, вещей. Иными словами, если из предмета или орудия нельзя было извлечь конкретную пользу, то не было смысла таскать этот предмет с собой в путешествиях и переходах за добычей, пропитанием и лучшими жизненными условиями обитания в окружающей среде и мире.

Однако всё изменилось, когда первобытные люди научились добывать огонь и делать из каменных заготовок орудия труда (например, отщепы от нуклеусов). Сразу же угольки костра и пепел обрели смысл, потому что позволяли сохранять и переносить на расстояния источник огня. Каменные орудия и каменные заготовки для орудий также приобрели смысл, потому что позволяли в местности, лишённой каменного сырья, производить любое орудие труда. При этом неизбежно, естественно и закономерно все полезные и необходимые предметы, орудия, вещи и действия с ними получали соответствующие имена, наименования, названия, обозначения словами-понятиями речи и языка, а вместе со словами-понятиями и смысловое содержание и форму.

Одновременно, незнание, непонимание смысла и сути феноменов, вещей и предметов, теперь уже по методике поиска смысла всего вокруг, неизбежно, естественно и закономерно наделяло их мистическим, суеверным или ложным смыслом (по закону подобия – «Всё подобно всему»), превращая зубы и кости убитых животных в амулеты, обереги, знаки охотничьей доблести и отваги. Так путём опытного поиска методом проб и ошибок смысла во всём, что было и происходило в окружающей среде и мире возникали смысловые ведические знания и опыт (ведовство), суеверия, приметы, первобытная магия, колдовство и волшебство – смысловой словарь первобытных слов-понятий.

Смысл периодических погодных и климатических феноменов, особенно сезонных: весна, лето, осень и зима, временных периодов – день-ночь, сутки, месяц, - неизбежно, естественно и закономерно породил сезонные приметы и их смысл, как средства предсказания и предвидения будущего. Например, сезонные перемещения на летние и зимние пастбища промысловых животных и птиц, неизбежно, привели первобытных охотников к ведическому (опытному) обретению и пониманию смысла своих сезонных охотничьих походов.

Постоянное, естественное, а потому незаметное ведическое (опытное) стремление понять, осознать, осмыслить и обрести смысл происходящего или могущего произойти, объясняет процесс обучения, образования, проникновения в новые области знаний, жизненного опыта, профессий, языков.

Например, слова и звуковые формы слов чужого языка кажутся бессмысленными, чужими, непривычными уху чужеземца, а слова-понятия своего языка, наоборот, автоматически распознаются как понятные по смыслу, содержанию и звуковому исполнению. Однако по мере научения, проникновения в чужую речь, обретения смысла чужих слов, в результате сравнения одних и тех же понятий, слова чужого языка запоминаются, входят во внутренний словарь форм слов-понятий и человек начинает говорить, думать и осмысливать происходящее на двух и более языках, ощущать и понимать суть и смысл происходящего.

Вот почему, какими бы ни были по звуковой форме словопроизводства самые первые звуки и слова пра- пра- праязыка или пра- пра- праязыков, всё равно смысл понятий феноменов, событий и явлений окружающей среды и мира остаётся прежним, изначальным, одинаковым. Пример смысла данного утверждения - известное универсальное выражение с шутливой интонацией: «Снег он и в Африке снег». То же самое можно сказать о таких смысловых понятиях как: песок, небо, солнце, вода, воздух, облака, звёзды. То есть небо всюду на Земле есть небо. Солнце всюду на Земле - солнце. Ветер, дождь, сушь, жара, холод и т.д. могут называться по разному, но их смысл, суть, понятие этих феноменов есть одинаковые, одни и те же для всех и для каждого человека во всей Ойкумене, во все времена.

Развитые носители родного языка, как правило, автоматически распознают и различают смысловые оттенки, осмысленные или бессмысленные слова, обращения, фразы и предложения, распознают их полезный смысл, истинность, правдивость или ложность. Неразвитые носители родного языка, не умеющие анализировать и синтезировать смысл слов-понятий, фраз, выражений и предложений, как правило, верят сказанному, доверяются и тем самым становятся лёгкой добычей обманщиков, мошенников, аферистов.

Таким образом, любой язык человеческого общения – это по-своему уникальная система осмысленного смысла жизни, жизненный опыт во всём его многообразии смысловых слов-понятий. При этом не только каждый звук или буква языка общения, но каждая интонация, обертон, нюанс, каждое слово, комбинация слов и манера, стиль их произношения и использования имеет свой смысл, значение и целевое предназначение (ожидаемый полезный результат).

Смысл возникновения и развития любого языка общения – это передача какой-либо информации, обеспечение понимания между людьми, обмен полезными знаниями обо всём на свете. Представьте... Нет среди людей человеческой речи и языка речевого (вербального) общения. Как тогда передавать друг другу опыт жизни, трудовые и профессиональные навыки, сведения о местонахождении схронов с охотничьей добычей и припасами, как объяснять друг другу сложные для понимания феномены, события и поступки?

Может быть, поэтому гоминиды в ходе эволюционно-революционного развития и превратились в людей, потому что у них была речь и начальный речевой язык общения? Может быть, поэтому более слабые физически, но более организованные посредством богатой речи и языка общения классические кроманьонцы победили классических неандертальцев в борьбе за выживание во время последнего максимума Великого оледенения Плейстоцена (29 500 – 11 000 лет до н.э.)?

Без развитой системы речи, речевого языка общения и передачи из поколения в поколение полезной информации и ведических знаний добытых опытным (эмпирическим, экспериментальным) путём и методом проб и ошибок, не было бы осмысления феноменов и событий окружающей среды и мира, не было бы смысла в человеческом развитии, но только в животном существовании…

Если бы в арсенале речевого (вербального) общения людей не было бы, например, знаковых сигналов тревоги, опасности и слова-понятия предупреждения об опасности, разъяснения повадок хищников и описание опасных мест на местности, то люди не смогли бы знать, как избежать опасности, как к ней подготовиться, как преодолеть трудности. Вот почему в любых местах Ойкумены (обитаемого мира) повсеместно в речи и в речевом языке общения приоритетом пользуются универсальные звуковые сигналы тревоги и опасности, например, такой изначальный звук-сигнал как «тщ-щ!» или «тс-с!" одинаково понимаем любым и каждым человеком, даже ребёнком, невзирая на его расу, пол, возраст и язык общения.

К таким изначальным, универсальным, древнейшим и общечеловеческим словам-возгласам относятся: окрик-зов-призыв: «Эй!», возглас-знак неожиданности: «Ай!», возглас-знак боли: «Ой!», возглас изумления-восхищения: «Уй!». Эти возгласы-слова-понятия обладают интуитивно, инстинктивно, врождённым общечеловеческим смыслом, который даже не нуждается в разъяснении, переводе и толковании. Такими же первичными смысловыми словами-понятиями изначального общечеловеческого первобытного праязыка, вероятно, являлись возгласы-понятия: «Э-эх!», «Эх!», "Ух!", «Ах!», «Ага!», «Ого!», «Угу!», «Ура!». Не обязательно эти возгласы произносились именно так, но возгласы с таким именно смыслом были обязательно.

Таким образом, несомненно, смыслом первобытных понятий было стремление обеспечить средствами звукового и речевого общения желанный конечный результат – самосохранение себя и обеспечение безопасности своих родных и близких, самоорганизацию семьи, общины, группы общин (фратрии), рода, племени, а также обеспечение многочисленных и многообразных трудовых, бытовых, хозяйственных, производственных и культурных действий и поступков. Причём эти действия и поступки, а также условия жизнеобеспечения человека, а значит, понятия жизнеобеспечения (жизненные потребности) для всех и для каждого человека были практически одинаковые и единые. 

Вот почему слова-понятия из 100-словного или 207-словного Списка Сводеша обязательно присутствуют в словарях практически всех 5000 языков современной Ойкумены (обитаемого мира), составляют единый общечеловеческий язык смысловых понятий и словарь слов-понятий. Исследования лингвистов, восстанавливающих словари слов-понятий так называемых «мёртвых языков» (языков исчезнувших в истории народов), доказательно подтверждают, что и эти «мёртвые языки» имели слова-понятия из Списка Сводеша.

Смысл первобытных понятий в том, что они, материализуясь в различных звуковых формах звуко- и словопроизводства в разных праязыках, дают один общий и одинаковый результат – свод-словарь изначальных общечеловеческих понятий. Этот общечеловеческий свод-словарь пра- пра- первобытных понятий по Закону подобия («Всё подобно всему») действует и эволюционирует как генетическая, врождённая и наследственная память человечества с мутациями в звуко- и словопроизводстве, в языках современного человечества.

Смысл понятий, используемых в человеческом общении, является одной из высших ценностей, выработанных современным человечеством в ходе биологической эволюции человека, как вида, высшей значимостью человеческой цивилизации, основой Ноосферы (общечеловеческой памяти, разума и знаний), характеристикой и оценкой роли и полезности человечества в окружающей среде и обитаемом мире. Однако обретение современным человечеством смысла и понимания такой ценности, значимости, роли, миссии, характеристики и самооценки ещё впереди – после очередной глобальной катастрофы…