ХР Интонации в первобытной речи

Александр Суворый
ХР. 2.7.83.4. Интонации в первобытной речи.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 83.1. Первобытное словообразование. Интонации в первобытной речи.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.

База данных главы: Академия наук СССР. Институт русского языка. Русская грамматика. — М.: Наука, 1980. — Т. I.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
46 000 до н.э.

Земля. Евразия. Межледниковье. Похолодание климата. Уровень мирового океана. 46 000 до н.э.

Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Продолжение Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм II С (Перигор VIII)» (46 500-39 000 до н.э.). Уровень мирового океана ниже современного уровня на 65 метров.

Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Интонации в первобытной речи. 46 000 до н.э.

Животные, не обладающие речевой системой обмена сигнальными сообщениями, общаются посредством сигнально-знаковых звуков и богатым арсеналом неречевых сигналов, то есть мимикой, позами, жестами, поведением. Зрительное и звуковое восприятие животными окружающей (природной) среды и окружающего мира, то есть мира, населённого живыми существами, максимально интуитивно, рефлексивно, инстинктивно. Точно так же, как и животные, интуитивно, инстинктивно и рефлексивно, возможно, телепатически, воспринимали окружающий мир гоминиды, архантропы, неандертальцы и первобытные люди.

Инстинктивно-рефлекторно-интуитивное восприятие окружающей среды и мира – это наследие многих миллионов поколений и лет эволюционного развития современного человека, человечества (человечеств). При этом наличие естественной системы человеческого звукового и речевого (вербального) общения также инстинктивно, рефлекторно и интуитивно позволяет определять смысл человеческого поведения по интонации произношения слов, фраз, выражений и предложений.

Интонация (интонации) – это средства знаково-символического звукового и речевого общения: тон или мелодика речи, громкость, темп, ритмика, особенности звукопроизводства, выделение ударением, акцентирование, другие особенности речи, которые, так или иначе, выражают тот или иной смысл знаково-символьного человеческого общения и поведения. Именно интонации воспринимают и «понимают» животные в общении с человеком…

Интонациями человек, как правило, выражает цели или адресат высказывания; организует между адресатами своё общение, выделяет среди своих собеседников «ближний круг», нейтральных слушателей и «враждебных субъектов»; разделяет части своих высказываний по смысловой важности.

Интонациями человек выражает: эмоции, свою реакцию и воздействие на собеседника, ведёт диалог, обмен мнениями, суждениями и оценками, «говорит красиво» или говорит «художественным, артистическим, театральным языком».

Интонациями человек выстраивает свою речь, высказывание, фразы, выражения и предложения, наполняет её акцентами, намёками, говорит нерешительно или убеждённо.

Интонациями человек «играет» своей речью, а вместе с ней и своим поведением, совершает поступки, то есть делает свою речь доброй, благозвучной, понятной, возвышающей собеседника или неблагозвучной, недоброй, непонятной, ругательно-издевательской, опускающей собеседника.

Именно интонации в речи в совокупности с инстинктивно рефлекторным и интуитивным поведением человека (людей) породили грамматику речи и языка, всё разнообразие и богатство речевых и языковых приёмов и стилей человеческой речи и языка, разнообразие и богатство слов-понятий, их смысловых определений и толкований.

Интонации – это в первую очередь звуковые средства речи и языка, средства выделения смысла, выражения позиции и отношения, мнения и суждения, оценки и цели высказывания, средство передачи субъективного отношения и поведения, например: «трёп», болтовня, шутка, повествование, волеизъявление, вопрос, разъяснение, поучение, оскорбление, утешение и т.д.

Интонации всегда выражаются совокупностью особенностей (обертонов) звукопроизводства и (нюансов) поведения человека. Основной тон речи и обертоны в различных соотношениях образуют тембр звуков речи, наполняют речь смысловыми нюансами поведения. Интонации, как правило, отчётливо выделяются в общем тоне речи для усиления словесного ударения и смыслового выделения слов-понятий. При этом тембр звуков речи меняется в зависимости от эмоционального состояния говорящего, например, при гневе, радости, страхе, сытости, довольстве и т.д.

Интонации также выражаются напряжённостью речи, амплитудой тона, громкостью, интенсивностью, временем применения обертонов в речи, длительностью произнесения звуков, качеством (понятностью, узнаваемостью) произнесения звуков и слов, их положением в слове и выделением ударением. Интонации выражаются также ритмом и темпом речи, количеством произнесённых звуков и слов в единицу времени.

Наконец, интонации могут выражаться намеренными или случайными искажениями и изменениями произносимых звуков и слов, искажённым передразниванием, подражанием, юмористическим или издевательским словоизменением звуков и слов речи и языка. Таким образом, различные соотношения интонаций в речи и языке составляют «основу интонационных противопоставлений, которые используются как средство выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний».

Самый наглядный пример судьбоносного значения и роли интонации в звуковой речи иллюстрирует знаменитое и распространённое крылатое выражение для описания двух взаимоисключающих возможностей (пример амфиболии), смысл которого в отсутствующей запятой, перестановка которой меняет смысл фразы на противоположный: «Казнить нельзя, помиловать» или «Казнить, нельзя помиловать»…

(Кстати, многоточие в конце предложения – это тоже нюанс поведения автора, интонация, намёк, знак многозначительности, приглашение читателя подумать, продолжить исследование автора)

Обладали ли первобытные люди техникой и искусством интонаций в звукопроизводстве, в речи и нюансами в своём поведении? Несомненно, да и, возможно, в большей степени, чем современные люди. Например, молчание и поведение неандертальцев (для них самих) было не менее «красноречивыми», чем речь и поведение современных людей.

Главное, что обрело современное человечество (человечества) с использованием в речи интонаций и нюансов в поведении – это улучшение понимания друг друга, обретение смысла в общении, выражение смысловых различий, появление таких элементов речевой грамматики, как вопрос, утверждение, волеизъявление, пояснение, разъяснение, толкование слов-понятий.

Именно интонации и интонационные комбинации привели к естественному возникновению:

«интонационных конструкций», то есть простых или сложных предложений;

к выделению в предложениях главной и придаточных частей сложного предложения;

к словосочетанию (производству составных и сложных слов);

к выделению отдельных словоформ (высказываний, поговорок, пословиц, афоризмов, молитв), а так же

к появлению так называемых «служебных слов», «слов-паразитов» и безадресных ругательных слов для «связки» предложений в речи.

Особо значимые интонации в любой речи или в любой системе общения и взаимодействия – это пауза и молчание, перерыв в артикуляции и мимике, в звуко- и словопроизводстве, прекращение на время всякого движения и действий. Пауза и молчание – это всегда средство выделения (подчёркивания) смыслового и эмоционального поведения или отношения, например, согласия или несогласия, оценки или суждения (осуждения).

Интонации в речи и нюансы в поведении чрезвычайно важны в общении, поэтому не удивительно, что современные исследования активности нейронов головного мозга подтвердили теорию об эволюционной генетически врождённой способности человека отличать, различать и производить интонации и нюансы, понимать и выражать смысл своих слов в речи, действий и поступков в своём поведении.

Причём каждый человек в силу своего генетического кода, врождённых способностей, переданных по наследству инстинктов и навыков, а также, исходя из своего жизненного опыта и жизненных обстоятельств, видит и понимает смысл происходящего по-своему. Например, произнесённые с разной интонацией звуки и слова, могут иметь для человека в соответствующем настрое (настроении) разный смысл, вот почему у каждого человека «своя правда», но «истина» - одна и одинакова для всех…

Специальные научные исследования показали, что «некоторые нейроны в верхней височной доле головного мозга человека могут проводить различие между тремя голосами - преимущественно по их среднему диапазону звучания», «другие нейроны могут различать четыре предложения (вне зависимости от того, каким голосом они были произнесены) – по образующим их фонемам», а ещё одна «группа нейронов могла различать четыре различных интонационных паттерна: эти клетки (головного мозга) изменяли свою активность в зависимости от того, на какую часть предложения падало ударение».

Кроме этого исследования показали, что «нейроны, различающие все три голоса, фокусировались на абсолютной высоте тона, в то время как нейроны, реагирующие на интонацию, были больше сфокусированы на относительной высоте (то есть на том, как изменялся тон говорящего в течение записи)». Эти исследования экспериментально показали, «каким образом мозг разбирается в комплексном звуковом потоке, составляющем речь, и по необходимым указателям определяет смысл того, что слышит».

Как же мозг определяет смысл происходящего в окружающей среде и мире, смысл увиденного глазами и услышанных звуков и слов-понятий? В чём смысл смысла?

Современный человек (это доказано в результате многочисленных научных исследований в течение многих сот лет) понимает смысл всего происходящего методом постоянного сравнения интонаций в речи и нюансов в поведении с теми структурами-образами, которые зафиксированы на всех уровнях его памяти (генетической, врождённой, наследственной, благоприобретённой и т.д.). Сравнение, сравнительный анализ и соответственно инстинктивно-сознательный сравнительный синтез оценок, мнений и суждений и являются, по сути, методом выявления смысла происходящего, то есть смыслом смысла.

Например, один человек может утверждать, что «Восемь – это результат сложения двух четвёрок», другой: «Нет, восемь – это десять минус два», а третий: «Восемь – это умножение двойки на четыре». Смысл действий разный – сложение, вычитание, умножение, а в результате истина одна – число восемь.

Таким образом, смысл – это способ достижения результата, правды или истины в результате сравнительного анализа и синтеза причинно-следственных связей между множеством структур-образов памяти, мышления, феноменов, событий, знаков, символов, интонаций речи, нюансов поведения, мнений, оценок, суждений и определений, в частности, выявление смысла слов-понятий.

Кстати, отсюда синтезируется определение смысла жизни: «Смысл жизни человека в достижении результата (причём любого)». При этом генетически врождённым условием смысла жизни любого человека остаётся изначальное инстинктивное стремление обеспечить себе самосохранение, здоровье, благополучие, безопасность, комфорт и продолжение своей жизни и благополучия в своём наследстве (в детях, в результатах труда и творчества, славе и памяти людей). Жизнь человека без каких-либо результатов теряет смысл, превращается в обычное биологическое существование…

Недаром постоянный поиск смысла во всём означает осмысленную или разумную жизнь человека, а отказ от поиска смысла означает бессмысленность жизни, её бесперспективность, деградацию человека до уровня неразумного существа. История выживания и развития современного человечества (человечеств), несомненно, доказывает наличие смысла жизни у самых древних первобытных людей, особенно у классических кроманьонцев данного времени (50 000-40 000 лет до н.э.).