Песнь Земли

Михаил Лукин
Я медленно шел по длинному, темному коридору. Мои шаги утопали в толстом, мягком ковре, что лежал на полу, а по стенам были развешаны газовые светильники, и так причудливо дрожали тени, перебегая от одного темного места до другого. Я всю жизнь куда-то шел, бежал, пытался достичь чего-то большего и... достиг.

Я медленно шел по длинному, темному коридору и думал. О том, куда я спешил, о том, как прожигал напрасно жизнь, пытаясь поспеть за мелочами. Мелкие цели, но цели.

Я оправдывал себя тем, что, достигая одной цели, я иду дальше. Но маленькие, невзрачные и простые мечты лишь остались мелкими и неважными целями. Я шел, грустно улыбаясь себе под ноги. Это - мой последний путь, моя последняя дорога. Идти дальше некуда.

Я всегда думал, что умру рано, в расцвете сил, и к моей могиле будут стекаться толпы людей, чтобы посмотреть на мой памятник и молча возложить цветы. И даже этой цели я не сумел достичь - я пережил вас всех.

Это моя семья. Все эти люди - моя семья. И ты, и ты... Все, кого я любил, собрались здесь, чтобы приветствовать меня на моем последнем пути. Я видел впереди толстую, деревянную дверь с резным замком и ключ был у меня в руке. Все, что мне осталось - это вспомнить сейчас свою жизнь, простить себя за все и, наконец, дойти.

Дойти до конца пути.

Я думал о том, кто первый встретит меня за этой дверью. Наверное, родители. Мама и отец, которого я совсем не знаю. Там будешь и ты, и ты. Мне будет немного неловко видеть вас всех, спустя столько лет. Но я грел себя надеждой на то, что сумел под конец жизни воплотить хоть немножечко прекрасного.

***

- Посмотри на эти звезды! - восторженно прошептала ты, глядя на ночное небо.

Я лежал на песке и думал о том, насколько же мелочны наши ссоры, обиды, проблемы и цели в этой жизни. Все познается в сравнении, когда-то и вызов родителей в школу был для меня ужасным происшествием. Но это случалось и мир не кончался, он не рушился. Я с опаской выходил из своей комнаты, но небо по-прежнему висело на месте, а птицы все так же радостно пели.

Я держал тебя за руку, но был где-то очень далеко, в своих честолюбивых помыслах, мечтаниях о будущем.

Я был в мечтах о том, что когда все проблемы закончатся, я буду вновь лежать на этом песке, держать тебя за руку и наслаждаться моментом.

Мечтал раз за разом.

Я смотрел на Луну и думал о том, сколько моих желаний остались лишь желаниями, и сколько мечтаний остались лишь мечтами. Я думал о том, сколько слов не сказал, и сколько лишних слов было сказано. Я думал о том, что не умел наслаждаться мгновениями этой мимолетной жизни, все время бегая за чем-то большем, думая, что, достигнув какой-то цели, я стану счастливее. И вот тогда - заживу! И вот тогда - буду счастлив! И вот тогда, тогда...

Бегая за своей Эфемерностью, я бегал по замкнутому кругу, с каждым разом все больше и больше растрачивая свое тепло. Я не понимал, что счастье - в секундах убегающего дня. Каждый раз, я осознавал, что уже никогда не будет, как раньше, но я не понимал, что эти моменты настоящего уже превращаются в счастливое прошлое, то самое, о котором я с тоской в следующий раз буду вспоминать.

Я думал о нашей жизни на этой планете. О том, что мы могли сделать прекрасного, а что сделали ужасного. Я думал о людях, которых бросил, оскорбил словом или поступком. Я вспоминал их всех - вспоминал их мечты и желания.

Я лежал на песке и слушал Песнь Земли.

***

Каждого из вас я провожал в последний путь, держа на руках. Я обещал, что мы ещё встретимся и вы уходили с доброй улыбкой, зная, что это расставание - лишь на время.

Я хотел оставить о себе громкую память - застрелиться, как Маяковский, повеситься, как Есенин. Я не думал о других, но другие думали обо мне. И каждый раз, провожая вас в последний путь, вы оставляли о себе самую громкую память, что могли. Вы оседали чернилами на страницах моих книг, оставались строчками и нотами на инструментах, играющих мои песни.

Я понял, что единственная возможность оставить о себе громкую память - остаться в сердцах людей человеком, который оставлял других бессмертными.

Но я забыл об одной вещи.

Земля нас не забудет.

Земля не забудет меня.

Земля не забудет никого из нас.

И неважно, кто вы были при жизни - изобрели ядерную бомбу, хлор, или всю жизнь сажали цветы. Я лежал и слушал Песнь Земли и она плакала и пела о нас. Обо всех нас - ушедших, позабытых и отвергнутых. Отвергнутых кем угодно, но только не нами.

Я шел по длинному коридору и видел в причудливых тенях людей, кто не рискнул пройти этот путь до конца. Они и сейчас спорили друг с другом, о погоде, о спорте, о еде. Люди убивали друг друга, потому что могли. Я бы хотел им помочь, показать, насколько все это пустое и бессмысленное... Но шум в их головах и шоры на глазах мешали слушать.

Слушать Песнь Земли.

***

Я лежал на песке и соленые брызги касались моих седых волос. Я стал бессмертным и взял с собой столько людей, сколько смог - и вы все стали бессмертными. Пускай мои книги сожгут, пускай память о вас исчезнет, истлеет в сердцах людей. Вы навсегда останетесь в моем сердце. В сердце Земли. И в её Песне. Ведь она поет о каждом
человеке, кто ступал по ее лугам, вспарывал её локоны бомбами, травил ядовитыми испарениями. Она поет о каждом, кто здесь родился, кто сажал цветы и выращивал деревья.

Она будет петь и плакать о каждом своем ребенке, какую бы он боль ни причинил матери.

Она никого не забыла. И всегда будет помнить, как и я - в своем истерзанном, залатанном и старом сердце.

Прошла ночь и наступило яркое, солнечное утро. Солнце осветило мое тело, и я поднялся легко, не опираясь на палочку и спина моя не горбилась, а взгляд был все тот же - как и в моей молодости. Я наклонился и поцеловал в лоб старика, неподвижно лежащего на песке. Глаза его были закрыты, но он улыбался. Улыбался и я.

Улыбался, слушая Песнь Земли.