Диалоги с внучкой. О лицемерии

Тимофей Зубцов
        - Дедушка, давай о чем-нибудь поговорим. Уже который день ты какой-то грустный и задумчивый. Ты же сам постоянно повторяешь: «У меня внучка растет, мне некогда скучать». Или уже не так?
        - Так. Ты мое единственное утешение. Такого собеседника у меня никогда в жизни не было. Все думают, что такой, как ты, в действительности быть не может. А я с ними и не спорю.

        Да и к чему спорить? Она рядом с ним, все понимающая, во всем доверяющая ему. А есть она или ее нет – это дело десятое. Потому что она просто есть.

        - Прошел очередной день рождения. Почему-то с возрастом после этого дня становится как-то грустно. Очень многое в прошлом, многое не повторится никогда. То, что раньше приносило радость, сейчас просто безразлично. Да еще эти поздравления… С первого взгляда бодрые, с кучей пожеланий, а в действительности какие-то сухие и пустые. Больше похожие на обязательный ритуал. Нет чтобы просто позвонить…
        - Как? А я? А мои поздравления? Я ведь первая тебя поздравила. Ты забыл?
        - Твои… Твои единственные и неповторимые. Ну как я могу забыть! Мне бы хватило только твоего поздравления.
        - Неужели тебе не радостно от того, что говорят тебе другие?
        - Какие-то сложные чувства. Может, я чересчур стал придирчивым? Не знаю. Хотя в действительности, в общем не все так плохо. Мне никто ничего не должен, я свободен от обязательств перед кем бы то ни было, а вот уверенности, что все искренни, нет. Речь конечно не идет о родных, о друзьях давнишних и сто раз проверенных, а скорее о тех, с кем отношения ни то, ни се. И вроде не друзья, а в общем-то и не посторонние. Одним ты особо не нужен, другие тебе что есть они, что их нет. Почти как в той пословице: «И терпеть рядом не очень хочется, и прогнать смелости не хватает». Но таких, к счастью, раз два и обчелся. По количеству почти дословно.
        - То есть получается, чем ты старше, тем ты меньше кому-либо нужен или просто интересен?
        - Да вот получается как-то так… Одно хорошо, что нет откровенного лицемерия в отношениях.
        - Это как?
        - Как? Подрастешь, узнаешь во всей красе. Ведь сколько пороков в конкретном человеке, столько и проявлений лицемерия. Вот представь себе, что человек, например, тщеславный и высокомерный предстанет перед другими таким, каков он есть. Нет, он скорее изобразит перед тобой человека скромного. Или жадный и корыстный? Да он в лепешку расшибется, чтобы казаться образцом щедрости и полного бескорыстия своих поступков.
        - Это что, каждому в жизни так не везет? Обязательно вокруг будут лицемеры?

        Дедушка не знал, что ей ответить. Действительно, получается, что все вокруг лицедеи, а ты? Изучающий взгляд внучки пристально наблюдал за ним, буквально «вцепившись» в глаза дедушки.

        - Да уж, как-то мрачновато получилось… Видишь ли, плохое всегда на виду. Лицемерие – одно из самых мерзких качеств в людях. Некоторые до сих пор удивляются, почему оно не стало восьмым смертным грехом. Но… Как бы человек не пытался спрятать свое истинное лицо, рано или поздно все станет явным. Зря я, наверное, так уж сгустил краски. Конечно, в жизни больше хороших, искренних людей. Да, они знают о своих недостатках, пытаются побороть их, а это уже мужество.

        Увидев, как внучка облегченно выдохнула, дедушка улыбнулся.
        - Умеешь же ты заставить выговориться. Мне повезло, сейчас вокруг меня лицемеров нет. Я их просто чувствую за версту и стараюсь не пускать в круг своих друзей или просто знакомых. Но я реалист. Современная жизнь порой не оставляет выбора. Быть со всеми в искренних и добрых отношениях, наверное, невозможно. Тех, кто большую часть своей жизни вынужден проводить, например, в офисе, в университете, я понимаю. Или подстраивайся, или, как говорится, с вещами на выход. Представь себе, я их не осуждаю. Одно время в ходу была фраза: «Не мы такие, жизнь такая». Не многим удается выстоять до конца, оставаясь искренним человеком.
        - Ты сейчас как будто о моей школе рассказал…  Теперь я знаю, как это называется. И как мне теперь быть?
        - Вот в этом и скрыта, как мне кажется, главная причина лицемерия. Именно наше отношение к людям заставляет их одевать маску. Наша нетерпимость к недостаткам других зачастую и является одной из причин лицемерия. Совершенных людей не существует, а нам хочется видеть в своем окружении людей бескорыстных, доброжелательных, искренних. Может стоит принимать их такими, какие они есть?

        Внучка задумчиво посмотрела в сторону. То ли вспоминая свои поступки, то ли поступки других. Да, непросто быть самим собой… Без маски…