Мужские архетипы анахаты. Эрос

Екатерина Бычковская
 Четверка анахатных карт в системе Четверица - Эрос, Дионис, Кришна и Король Артур (Христос). В этой статье - подробно об Эросе. Если вы хотите узнать об остальных картах, пишите мне тут, в Фейсбуке и в Контакте...

"ЭРОС»  переводится с греческого как «сильное желание», «любовь». Эрот (Эрос), в древнегреческой мифологии – бог любви. Его латинские названия -  Амур или  Купидон. Он — сын и постоянный спутник Афродиты: юноша или даже дитя с луком. Иногда он изображается  с повязкой на глазах: любовь слепа. Стрелы Эроса способны насылать любовь или — ненависть. Поэтому его бояться и сами  боги. Отец Эроса  (по основной версии мифа)— Арес (  у нас- архетип, относящийся к свадхистане)
У него есть брат Антэрос, персонифицирующий собой равнодушие или ненависть к недоступному объекту любви.
Другие дети от этого союза - Деймос (ужас), Фобос (страх) и -  дочь Гармония. Также как братом Эроса  иногда считают Танатоса, бога стремления к смерти.

Эрос позднегреческой мифологии- шалунишка, мальчик-проказник.  Эрос — прекрасный юноша с крыльями, муж Психеи-Души. Но, одновременно, Эрос - «древнейший из богов» (Платон, «Пир»), не имеющий родителей, космическая прапотенция, приводящая в действие механизм порождения мира. Так, в «Теогонии» Гесиода Эрос вместе с Хаосом и Геей входит в начальную троицу божеств; в интерпретации Аристотеля Хаос – пространство, Гея – праматерия, Эрос – движущая сила. Аналогичную роль Эрос играет в поэмах орфиков.

СИЛА ЖИЗНИ. ЯРОСТЬ, АГРЕССИЯ, ГНЕВ

 В архетипическом образе Эроса - три слоя, три уровня глубины. На  поверхностном слое -   резвый, детский, барочный, золотой и  игривый непоседа  - непредсказуемый, избыточный, яркий. Возможно. мальчик-Амур (Эрот) не рос, не принимал форму взрослого человека, потому что многие (большинство) просто не в силах вынести его истинной огромности, осилить  это величие.

На второй стадии, Эрос предстает  юношей, радостным, сильным и знающим.  Он  учит человека искусству любви, пониманию путей  души  - своей и партнера. Учит завоевывать и  познавать чужую душу,   открывает красоту предельного интереса к партнеру без зависимости,  без ожиданий и проекций. Это не  обычная наша влюбленность в свое отражение: Эрот-юноша учит бескорыстию в любви, учит видеть в возлюбленной – Бога.

На третьем  уровне  Эрос — древняя или вечная Сила. Эрос относиться к существам, которые приходят из глубокой темноты. Можно бесконечно оставаться на детской стадии и не зажигать лампы. Но,  в таком случае , отношения Души-Психеи с миром никогда  из этой стадии не выйдут, куколка никогда не станет бабочкой. Присутствие энергий Эроса в его самой глубокой ипостаси ощущается как  причастность к  нерассуждающей стихии.  нечеловеческой мощи, нечеловеческим масштабам. Так можно человеческой душе  приобщиться к Душе Мировой, испытывая   благоговейный восторг. В присутствии Эроса каждая клетка тела  дышит и колеблется в резонансе с Универсумом.

Итак, за малюткой с луком стоит нечто очень, чудовищно большое. Это —  неукротимое желание, сила жизни, желание жизни жить:  «Всем на свете от и до управляет либидо!». Фрейдовское «либидо» ( от лат.— «похоть, желание, страсть, стремление») автор  этого термина приравнивал к  Эросу Платона. К. Г. Юнг понимал под либидо  психическую энергию в целом: это индийская  Прана, китайская Ци: Энергия, из которой  соткан мир.
Интересно, что древнеевр. Ruah – «дух божий», оплодотворяющий водный хаос (Кн. Бытия 1, 2)  означает  также «любовное желание».

Согласно Платону, в человеке энергия-Эрос проявляется как  стремление  к абсолюту. Эрос - ностальгия по абсолюту, по миру идей, в котором когда-то пребывала душа.. Эрос испытывает влечение к красоте и  благу. И, следовательно,  не обладает ею,   он -  связующее звено между миром небесным и земным. Другой древнегреческий философ,  Плотин, в трактате «Об эросе»  аллегорически утверждает, что  Эрот происходит от нищеты-материи  и богатства-логоса, Духа.

Эрос – сила, побуждающая к преодолению  энтропии, воздвигающая из простого сложное, заставляя человека стремиться к   к самозавершению и  духовному бессмертию.

Эрос также ярость, агрессия. Русский Эрос — Ярило. Неукротимый, неистовый.
Сторона любви, которую поэты называют « кипучей страстью», и находилась в веденье славянского  Ярилы: в какой-то степени его  можно назвать богом любви.  По утверждениям ряда исследователей славянской древности Ярило представляли себе юным мужчиной: пылким женихом в белых одеждах, на белом коне.  Некоторые этнографы считают, что Ярило не почитался как бог,  это - персонификация одного из летних календарных  праздников. Носили чучело под названием «Ярило», клали в гроб оплакивали и   зарывали в поле .Чучело Ярилы имело ярко выраженные признаки пола, а его оплакивание бабами  нередко содержало эротические намёки и сопровождалось скабрезными шутками мужиков. Это указывает на то, что после похорон предполагалось воскрешение — сила жизни умереть не может!
 
Имя Ярилы, как и другие слова с корнем яр-, скорее всего  связано с  весенним пробуждением природы (ср. рус. яровой, ярый, укр. ярь «весна», схожие слова с тем же корнем у южных и западных славян). Но производят его и от санскритского корня ar, греч. ;; — «действие возвышения, движения вверх», прямо сближая с греч. " эрос".

Любви, особенно плотской любви между мужчиной и женщиной присуща некоторая агрессивность — напор. Иначе — как двигаться вверх, как преодолеть преграду между сердцами?  Слово «агрессия» воспринимается негативно. Агрессия — это «плохо». Но это не так.  Агрессия  необходима для выживания. Агрессия - не только насилие, но и сила. В английском языке еще живет подобное значение.  «Агрессивным» называют человека энергичного, то есть - яростного, ресурсно соединенного с энергиями Эроса. Агрессия — это гнев, испепеляющий, ослепляющий, как ослепляет любовь — кровь бросилась в глаза!
"Гнев"  имеет общий с санскритом корень "гн" ("агни" — "огонь" ). Скачок адреналина, взрыв энергии  - вспышка гнева: попытка  выйти за пределы, но приводящая к разрушениям — себя, других, отношений. Однако последователи тантрического буддизма используют гнев, чтобы, оседлав его, резко расширить  сознание - опасная практика , если человек не вполне к ней готов, но логичная.    
 
Известный этолог К. Лоренц в своей книге " Так называемое зло" рассказывает  о необходимости агрессии и о способах ее сублимации. Совсем не родственные виды животных выработали в процессе эволюции схожие поведенческие приспособления, призванные перенаправить энергию агрессии в  полезное для выживания вида русло. Инстинктивная  агрессия (либидо)  у животных и у людей сублимируется в ритуалы ухаживания и дружбы. Обуздывающие гнев ритуалы  сложны у хорошо вооруженных животных: обладателей мощных клыков, острых рогов, сильных копыт и т.д. Исполнение ритуалов  уже само по себе стало инстинктом: животное, лишенное возможности соблюдать ритуалы чахнет и болеет. Интересно, что  чем выше внутривидовая агрессивность и сложнее трансформирующие  ритуалы, тем возможнее проявления у животных того что мы считаем самым прекрасным и в  человеке - любви, верности и дружбы.

ЭРОС И ПСИХЕЯ

Амура и Психею художники изображают совсем юными, иногда и вовсе детьми. Они еще не изранены условностями взрослой жизни, их сердца чисты и не испытали удара. Это первая любовь, самая сильная и хорошо, если единственная.
Но современное общество не приветствует раннюю любовь и ранние браки. Поэтому история первой любви вспоминается как разной степени - но трагическая, светлая и грустная. В том возрасте, в котором сердце готово полюбить ( а этот возраст приходит, когда расцветает тело; анахата - чакра телесной, земной любви) считается важным заниматься совсем другими вещами - образованием, социализацией. Эрос, конечно, пробивает себе дорогу, но его энергии искажаются, ополовиниваются, опошляются.
Это противоречие не очень- то преодолимо: большинство читателей этих строк уже вышли из подросткового возраста, а не препятствовать плотской любви несовершеннолетних и рождению детей у своих юных детей способен совсем не всякий. Но... Над романтической историей Ромео и Джульеты мы вздыхаем уже более 400 лет...

История Амура (Эроса) и Психеи поразительно похожа на европейские и русские народные сказки. Это - «Аленький цветочек», «Спящая царевна», «Красавица и чудовище» и многие другие. Это классическая история про инициацию во взрослость. На бытовом уровне — в брачный возраст. На мистическом -  сюжет описывает союз Эроса-Космоса и Мировой Души.

…..Психея была царской дочерью, младшей из трех. Она была столь красива и мила, что молва стала сравнивать ее с самой Афродитой. Разгневанная Афродита послала сына Эроса с приказанием силой своих стрел заставить Психею влюбится в самого последнего бродягу-урода. Эрос чтил свою мать и охотно согласился, но, увидев красу Психеи, влюбился в нее сам. Он сделал так, чтобы к Психее никто не сватался. Родители девушки вопросили оракула и оракул сообщил, что Психея назначена судьбой в жены ужаснейшему чудовищу. Что было правдой - один из аспектов Эроса - чудовищность ( любовь зла!).
Психею приковали к скале, налетел ветер ( стихия анахаты - воздух: " ураган страсти") и отнес ее в прекрасный замок, где днем ей прислуживали невидимые слуги, а ночью на ее ложе приходил некто. Муж, навещавший Психею под покровом темноты, был очень нежен и жилось девушке хорошо, пока она не попросилась навестить сестер. завистливые сестры заронили в душу Психеи сомнение - вдруг она и вправду живет с чудовищем?
Вернувшись домой, она приняла решение посмотреть, какова внешность ее любимого, хотя он и запретил ей этим интересоваться. По каким- то причинам Эрот не хотел " открываться" и мы знаем, что это часто бывает и в жизни. Мужчина неохотно пускает в душу, " держит дистанцию".
Дождавшись, когда Эрот уснул, Психея, подозревавшая в муже чудовище, зажгла свечу и увидела прекрасного и нежного юношу. Капля расплавленного воска упала на его плечо и он проснулся от боли. Своим желанием душевной близости она ранила его.

Желание Души- Психеи узнать истинный облик возлюбленного  привело к тому, что он получил рану. Раненный, обожженый Эрос улетел лечиться к своей матери, Афродите, оставив Психею одну. Так тоже часто бывает: мужчина «уходит» к маме.  Тогда  отважная девушка принимает решение искать своего возлюбленного. Долго ли коротко, дошла она до дворца Афродиты и упросила ее испытать ее любовь к Эросу. Афродита тут выступает в роли  бабы Яги: дает бедной девушке невыполнимые задания. Однако Психее помогают волшебные помощники, которых она расположила к себе своей добротой во время странствий. Даже последнее задание - сойти в Аид и принести от Персефоны волшебный ларец  - Психея тоже выполнила . Но Персефона предупредила ее: ларец открывать нельзя! Психея же, второй раз в этой истории проявив любопытство, ларец открыла. Из него вылетел волшебный сон и девушка заснула. Сюжет волшебного сна девушки, предшествующего ее замужеству - архетипический: вспомните спящую царевну.

... Над землей пролетал Эрос, уже исцелившийся от раны, и случайно ( так же как в истории спящей царевны - сон и случай!) увидел свою любимую. Он спустился к ней, поцеловал и она проснулась.
Подхватил Эрос возлюбленную на руки и отправился с ней к престолу Зевса, где перед всеми богами взял ее в жены. Зевс даровал Психее бессмертие и в этом браке родилась их дочь  Волупия - наслаждение.

Итак, ради любви Эрос нарушает  материнский наказ, проявляет Мужское. Затем — он не ранит ее сердце стрелой, не принуждает ее к любви — она полюбила свободно.
Также интересно, что он не хочет показать себя — боится любопытства, боится получить рану.

НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ

Люди, любящие лишь одного человека на протяжении всей своей жизни — самые сильные...Они знают, что их выбор самый правильный и самый лучший.
 Архетип Эроса отвечает за любовь исключительную, только к одному ( одной) и на всю жизнь. И к такой любви люди не очень-то готовы, хотя и очень ее хотят. Или, как выяснилось, не очень хотят... О ней сладко мечтать: " он бы подошел, я бы оглянулась..."

Но реальность такой любви - реальность безоговорочного следования своему сердцу. А на следование сердцу наложено много запретов - цепей, замков, уз. В человеческом обществе жить только сердцем попросту невозможно, и не будем забывать, что анахата - чакра тела, нашей животной составляющей. Задача Духа на этом этапе пути вниз (из вишудхи в анахату) помнить о табу, налагаемых в вишудхе культурой. Но — дышать полной грудью и присутствовать в теле и в моменте полностью. Задача с сложнейшая!
Следовательно - нужно искать компромис. Как примирить силу Эроса и потребность в психологической безопасности, том самом комфорте, о котором в эзотерических блогах принято отзываться с презрением? Комфортно с тем человеком, который разделяет твои духовные ценности и социально приемлем: вверх и вниз от анахаты, вишудха и манипура.

Многие боятся привязанности. Само слово говорит об ограничении свободы.  Но без привязанности исключительной, парной любви не бывает. Дух привязан к Материи, они связаны, слиты, соединены — именно в этом направлении идет развитие нашей истории.

Спокойную и верную привязанность в сказках, объединенных нами в один сюжет «Эрос и Психея»  олицетворяют собой семь богатырей (семь гномов) — братская поддержка мужского. Исключительность. Уникальность. Верность. Легкость и радость. Вот это признаки любви, благославляемой архетипом Эроса, любви, дающей силу.

АНТЭРОС И ТАНАТОС

Теперь надо поговорить о «братьях» Эроса.
По верованиям древних греков, сперва был тёмный Хаос, затем из Хаоса возникли время-Хронос , яростный Эрос  и хладнокровный, рациональный Антерос, Отрицание любви. Иногда Эрос и Антерос считаются близнецами-братьями,  иногда Антероса рассматривают как ипостась Эроса.В более поздней мифологии родителями Эроса и Антероса стали считаться Арес и Афродита. Теперь Антерос трактуется как ненависть, вызываемая отвергнутой любовью, муки любви и ревности — страсть.
Существует миф, что Эрос не рос, как остальные детишки, а  оставался маленьким, пухлощеким проказником. И его мать, Афродита, спросила у Фетиды, в чем причина. Мудрая Фетида ответила, что Любовь не может расти без Страсти. Тогда Афродита родила Антероса (Страсть). Когда Эрос и Антерос вместе, Эрос быстро растет, превращаясь в красивого юношу, но как только Антерос покидает Эроса, Эрос вновь возвращается к детским формам и детским шалостям.

В результате практической работы, мифодрамы  по сказке  «Аленький Цветочек» цветочек  оказался Эросом, а чудовище - Антэросом. И любовь оказалась  весьма страшным чувством  Страшно ее не обрести - так чудовищем и останешься. А обретешь - и вместе с ней другой страх приходит- страх за любимого человека.

В другом архетипическом исследовании архетип Антероса  сказал: «Что вы волнуетесь так, боитесь кому- то не понравится! Вас никто и не замечает, все заняты только собой. Этим своим страхом не понравиться заняты.... Моя сила огромна: " бойтесь равнодушных и так далее..."
Я  даю защиту сердцу, страховку от чрезмерной открытости.  Даю понимание того, что ты мало волнуешь людей и нечего волноваться, понравишься ли ты им, достаточно ли соответствуешь  их ожиданиям. Ты им интересен гораздо в меньшей степени, чем ты думаешь. Если ты естественн и поглощен любимым делом или любимым человеком  тебе не нужно одиночество, чтобы защищать свою душу. Я ее защищаю, я - равнодушие к чужому мнению!»

Другой антипод Эроса — Танатос, бог стремления к смерти.  И к анахате он имеет прямое отношение: смерть наступает, когда останавливается сердце. « Любовь и смерть всегда вдвоем..."
Танатос -сын Нюкты, богини ночной темноты и Эреба, бога вечного мрака. Он - брат-близнец бога сна Гипноса. Живёт он  на краю света, обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он — единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте. Танатос  изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке.
Согласно З. Фрейду, деятельность человека обусловлена переплетением  бессознательных влечений к Жизни (Эрос) и к Смерти (Танатос).  Влечение к сохранению жизни лишь обеспечивает живому организму собственный путь к смерти, что было сформулировано Фрейдом в виде положения "целью всякой жизни является смерть". Всякий  жизненный путь является ареной беспрестанной  борьбы между Эросом и Танатосом.
С биологической точки зрения инстинкт смерти вполне объясним: смертность особи служит  развитию популяции, служит эволюции. Смертью особи достигается возможность бессмертия вида и жизни в целом.

В любовных отношениях двоих соединенность Эроса и Танатоса проявляется очень ярко. Чтобы отношения развивались и росли, что-то в них должно умирать постоянно. Для того чтобы из двух отдельных атомов появилась новая молекула необходимо чтобы потеряли  свои  прежние свойства.  Старые личности умирают для того чтобы могли проявиться души.  И цель любви -помочь проявиться душе своего партнера во всей ее красе и блеске.
 Если пара Эрос приглашает, а Танатос не впускает — отношения не растут. Мужчины нуждаются в обновлении. Они нуждаются в следующих ступенях своего взросления. Нельзя обновиться раз и на всегда.  Любой длительный союз — это не одна смерть, это цикл смертей и рождений.

В присутствии Смерти Жизнь проявляется так ярко! Это подметил А. Синявский в своих «Прогулках с Пушкиным»: яркость пушкинского мира обусловлена постоянным присутствием Танатоса. Пир во время чумы, Черный Человек Моцарта, Командор Дон Жуана. Жизнь сияет на черном бархате Смерти, каждая клетка тела кричит: «Еще»!

Подарок архетипа Танатоса - умение заходить на край и проживать жизнь на пределе. Смертельный риск порождает максимальный драйв, Любопытство к Смерти сродни любви. Для мужчины смертельный риск может быть очень ресурен. Так проверяется предел своей Силы - чтобы нарастить ее, раздвинуть этот предел. Мужчине нужна сила духа, чтобы в случае необходимости умереть за то, что он любит.
Женщина же рискует умереть при родах ( теперь, к счастью, нечасто, а раньше это было реальным риском). Но это не выбор духа, а выбор Материи, тела.
 Поэтому для женщины прямая связь с архетипом Танатоса нересурсна. А вот способность привлечь энергии Танатоса в свое пространство, способность вдохновлять на готовность к смертельному риску из любви к ней - очень даже!

Танатос может проявляться нересурсно у людей, побывавших на войне. Там - каждую секунду подстерегает Смерть. И все по честному, все понятно. Там узы дружбы и любовь к Отчизне проверяются кровью: Братство фронтовое! Там так сладки простые моменты жизни. Поэтому и вспоминают - войну как жизнь! Армию как жизнь! А после войны все как то пресно...

Стремление к смерти связано с  любопытством  и — скукой. Когда жить скучно, неинтересно - остается еще одна Тайна.
Поэтому энергии Танатоса сильны у подростков. Подросткам часто скучно, чаще чем детям — тело взрослеет и  активизирующиеся половые гормоны. Активность шишковидной железы ( третьего глаза, чакры аджны) падает. Юный человек перестает быть Богом, становится бунтарем- человеком. Из аджны Дух спускается в вишудху, а затем - в анахату, царство Эроса. Если же путь в анахату закрыт, на сцену выходит Танатос: саморазрушающее поведение, заменяющее любовь.

ВОЛШЕБНЫЙ СОН

 У Танатоса есть брат Гипнос - сон. Вот он - волшебный сон-смерть архетипических сюжетов! Смерть заменяется на сон, один близнец подменяется другим - и таким образом препятствие на пути в сердечную чакру обходится.
Мотив волшебного сна, который может быть прерван лишь поцелуем суженого  - это архетипический мотив, общий как для мифа об Эросе и Психее, так и для сказочных сюжетов о спящей красавице, " мертвой " царевне, Белоснежке и, наверное, многих других. Ромео и Джульетта - вариант истории Амура и Психеи, вариант трагический. Юные влюбленные, любовь вопреки воле родителей...Интересно, что глубокий мертвенный сон в этом сюжете тоже присутствует.
Сон - полное бездействие при очень энергетически насыщенном состоянии: состояние сна всегда очень энергоинформационно заряженное - во сне с нами говорит коллективное бессознательное, врачует, советует, " правит". Известно, что якутские шаманы, перед трансформацией психики  впадали в многодневный сон, с ними происходила так называемая " шаманская болезнь". Только переболев ею, они получали дар общения с духами.

Во сне каждый человек один, и во сне идет работа Души. Одиночество нужно для того, чтобы душа осознала что она, единственная, хочет. Если Психея, Душа — бабочка, то метафора сна приобретает даже несколько пугающую биологичность — это сон-трансформация куколки в коконе.

В беседе с архетипом Эроса в состоянии активного воображения бог любви сказал:
- Открытие ларца со сном - финальная инициация Психеи. Если бы она не открыла ларец ( не укололась бы веретеном в другом варианте сюжета ) - она бы была для меня неинтересна. Механистична, в любви не было бы Чуда и Дара, а только работа и заслуга. Работа робота, слуги....
- Расскажи еще про сон, что же он значил?
- Любовь - это когда хорошо просыпаться утром с той, кого любишь.

РЕСУРС АРХЕТИПА ЭРОСА

Ресурсы Эроса многообразны. Это -способность через детское любопытство и непоседливость Эрота-ребенка   взорвать привычную картину мира  и дойти до истинного взросления – встречи с хтоническим древним божеством Эросом. Но  для выхода на эти пласты  нужна готовность перейти через  какой-то запрет на другой уровень, пожертвовать комфортом и  привычностью ради путешествия, которое может ничем не закончиться. Чтобы осветить бездны светом, нужна отвага.
Эрос дает драйв, силу жить, любовь к жизни, отвагу.  Насыщенность, яркость, ярость, харизму, хорошее здоровье, красивую внешность. Человек, ресурсно связанный с Эросом — непредсказуем. Он знает   свое право на беспричинные поступки, право на ошибки и свои решения.  Эрос дает  также  уважение чужой непредсказуемости, непредвзятость, готовность  принять любой результат.

В любовных  отношениях  такой человек  умеет играть ради игры- на стадии начала отношений он умеет вызвать и подогреть интерес, создать интригу, менять правила. Это виртуоз в игре, цель которой — развитие   себя и партнера. Он умеет найти в отношениях новые и новые ресурсы. Если же отношения не развиваются дальше, он умеет выйти из них, не обидев другого.  В длительных, исключительных отношениях ресурс Эроса проявляется в полной мере. Именно Эрос « отвечает» за счастливые браки - «жили долго и умерли в один день». Он дает состояние тишины, как внутренней, так и внешней.
 
Работа с архетипом Эроса может привести  к чудесным результатам. Если Эрос «приходит» в виде купидончика-путто речь идет  об оживлении внутреннего ребенка: в чем многие люди, безусловно, нуждаются.  Работа с юношами Эросом и Антэросом ведет к  обретению  способности встретить «свою половинку».  Общение с Танатосом интегрирует на уровне анахаты Тень. А   после встречи с Эротом-Хаосом и Мировой душой отпадает вопрос об отсутствии смысла жизни. Это — как полет через космос, когда космос одновременно летит через тебя.

НЕРЕСУРС АРХЕТИПА ЭРОСА

Люди, нересурсно связанные с архетипом Эроса, взявшие в долг его энергию и каким-то образом извращающие ее, часто апатичны и грустны. Они серьезно относятся к себе и жизни, они  уже себе объяснили и боятся разрушения  системы этих объяснений. Но, похоже, это обиженные дети, надевшие на себя маски грустных взрослых.
Обида ,  ревность, зависть и вина  - нересурс Эроса. Обида - желание, чтобы другой( другие) испытали чувство вины. Это  манипуляция любовью, недоверие и равнодушие к другим: волнуют только свои чувства.
Человек, нересурсно связанный с архетипом Эроса, закрыт для энергии мира.
 Следствие нересурсного взаимоднествия с Эросом  - агрессия и автоагрессия, саморазрушение: одержимость Танатосом.
Нересурсная одержимость Эросом проявляется как поведение Дон Жуана, пикапера. Как капризы ребенка у взрослого мужчины. Как претензия на вечный драйв, модную успешность и энергетичность -любой ценой, что приводит к выгоранию и наркотической или адреналиновой зависимости.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖЕНЩИНЫ С АРХЕТИПОМ ЭРОСА

Движение энергии в анахате у женщины идет вовне, в мир. Любовь изливается в мир.  Одержимость архетипом Эроса это движение энергии извращает. Теперь женщина хочет, чтобы ее любили, хочет сыпать смертоносными стрелами любви на мужчин: «неотразима»! У женщин есть «донжуанский список», они хвастают им перед подругами. Одержимая Эросом женщина считает, что она сама создает драйв, насыщенность своей жизни. Мужчина — что-то практичное, почти вещь, модное домашнее животное.
Однако при этом мир женщин- «Эросов» вертится вокруг мужчин и именно разговоры о них заставляют загораться глаза.
 Невротический парадокс, который возможно преодолеть разотождествлением с архетипом.
Дар Эроса после разотождествления женской души с его энергиями — серьезность и мудрость сердца. Тогда возможно обрести глубокую и сильную любовь — к мужчине и к жизни.