Учимся у классика

Лариса Евсикова
Опыт ведущих писателей был призван стать школой мастерства для начинающих литераторов. Этот опыт может быть полезен авторам Проза.ру, как начинающим, так и давно пишущим.

Когда я пишу произведения, то держу в памяти 10 заповедей А. И. Куприна, что лично для меня является, как путеводителем. Давайте их разберём по полочкам.


Первая заповедь:
 
   "Если хочешь что-нибудь изобразить… сначала представь себе это совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица. Никогда не пиши: «какой-то странный цвет» или «он как-то неловко вскрикнул». Опиши цвет совершенно точно, как ты его видишь. Изобрази позу или голос совершенно отчётливо, чтобы их точно так же отчётливо видел и слышал читатель. Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные (у самого Куприна: «девушка пахла молоком и арбузом». – В.А.). Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо"…

У меня на эту тему есть притча "О крыльях воображения" - http://www.proza.ru/2017/09/01/197
   
Вторая заповедь.
 
   "В описаниях помни, что так называемые «картины природы» в рассказе видит действующее лицо: ребёнок, старик, солдат, сапожник. Каждый из них видит по-своему. Не пиши: «мальчик в страхе убежал, а в это время огонь полыхнул из окна и синими струйками побежал по крыше».
    Кто видел? Мальчик видит пожар так, а пожарный иначе. Если описываешь от своего лица, покажи это своё лицо, свой темперамент, настроение, обстоятельства жизни. Словом, ничего «внешнего», что не было бы пропущено «сквозь призму» твоей индивидуальной души или кого-нибудь другого. Мы не знаем «природы» самой по себе, без человека".

По-другому это можно назвать "перевоплощение". Ты смотришь на мир глазами своего персонажа.

Третья заповедь.
   
   "Изгони шаблонные выражения: «С быстротой молнии мысль промчалась в его голове…», «Он прижался лбом к холодному стеклу…», «Пожал плечами…», «Улица прямая, как стрела…», «Мороз пробежал по спине», «Захватило дыхание», «Пришёл в бешенство…». Даже не пиши: «поцеловал», а изобрази самый поцелуй. Не пиши: «заплакал», а покажи те изменения в лице, в действиях, которые рисуют нам зрелище «плаканья».   
   Всегда живописуй, а не веди полицейского протокола".

Примеры:
"сошел с ума весной сколоченный скворечник", "Освистаны дни ледяными ветрами",
"вызревающие дни", "глубина ночей", "житейские волны", "смятение строк"

Четвёртая заповедь.
 
   "Красочные сравнения должны быть точны. Улица не должна у тебя «смеяться». Изображай гром, как Чехов, – словно кто прошёлся босыми ногами по крыше. Полная и нетрудная наглядность. Ничего вычурного".

Надо использовать образный язык, но не переусердствовать. Где-то я однажды прочла: "Стрела Амура вонзилась ему в сердце, как зубочистка в прореху зубов". Очень образно!:))) Как-то сложно представить любовь в... зубах.:))

Пятая заповедь.
 
   "Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят. Живописуй образ речью самого говорящего. Это одна из важнейших красот… для уха".

Говор, акцент, сленг.

Шестая заповедь.
 
   "Не бойся старых сюжетов, но подходи к ним совершенно по-новому, неожиданно. Показывай людям и вещи по-своему, ведь ты – писатель. Не бойся себя настоящего, будь искренен, ничего не выдумывай, а подавай, как слышишь и видишь".

Ну вот спорный вопрос. Если берёшь за основу известное произведение и переписываешь его на свой лад, то могут тебя и не понять.

Седьмая заповедь.
 
   "Никогда не выкладывай в рассказе твоих намерений в самом начале. Представь дело так, чтобы читатель ни за что не догадался, как распутывается событие. Запутывай и запутывай, забирай читателя в руки: что, мол, попался? И с тобой будет то же. Не давай ему отдохнуть ни на минуту. Пиши так, чтобы он не видел выхода, а начнёшь выводить из лабиринта, делай это добросовестно, правдиво, убедительно. 
   Хочешь оставить в тупике, разрисуй тупик вовсю, чтобы горло сжалось. И подай так, чтобы он видел, что сам виноват. Когда пишешь, не щади ни себя, (пусть думают, что про себя пишешь), ни читателя. Но не смотри на него сверху, а дай понять, что ты и сам был или есть таков".

Наличие интриги и неожиданного поворота событий всегда делает произведение интересным и удивительным.

Восьмая заповедь.
 
   "Обдумай материал: что показать сначала, что после. Заранее выведи нужных в последствии лиц, покажи предметы, которые понадобятся в действии. Описываешь квартиру – составь её план, а то, смотри, запутаешься сам".

Да, сначала надо увидеть самому сюжет, а потом донести до читателя.

Девятая заповедь.
 
   "Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним. Тогда лишь приступай к способу изложения. Пиши так, чтобы было видно, что ты знаешь, свой предмет основательно. Пишешь о сапожнике, чтобы сразу было видно, что в сапожном деле ты не новичок. Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши".

Добавлю: если пишешь не о себе, т.е. сюжет вымышленный, то надо его пропустить через себя, чтобы он стал твоим. Надо представить себя в роли своих персонажей. И тогда читатель тебе поверит, он будет уверен, что ты пишешь о себе.

Десятая заповедь.

   "Работай! Не жалей зачёркивать, потрудись «в поте лица». Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы, не советуйся ни с кем. А, главное, работай, живя. 
   Ты – репортёр жизни. Иди в похоронное бюро, поступи факельщиком, переживи с рыбаками шторм на оторвавшейся льдине, суйся решительно всюду, броди, побывай рыбой, женщиной, роди, если можешь, влезь в самую гущу жизни.
   Забудь на время себя. Брось квартиру, если она у тебя хороша, всё брось на любимое писательское дело… Кончил переживать сюжет, берись за перо, и тут опять не давай себе покоя, пока не добьёшься, чего надо. Добивайся упорно, беспощадно"…


*****************************


Прочли? Да? А вот теперь давайте подумаем: так же мы пишем, как это делали классики? И так же мы относимся к своему творчеству, как они к нему относились?