Отрочество

Владимир Галин
      
            ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ.  Глава 3.

            
             Глава  3.  СЕМИЛЕТКА.

       В советской системе школьного образования  было  три  ступени: Начальное - с первого по четвертый  класс. Не полное среднее - до  седьмого  класса.  И полное сраднее -  десять  классов. 

    Летом сорок восьмого года, по неизвестной мне причине, родители переменили место жительства, переехав с улицы Луговой на Ак-Суйский переулок на западном конце села, который в простонародье называли «Остров», так как эта часть села была расположена между раздвоенными руслами высокогорной речки Ак-Суу, которая разграничивала село Беловодское (Сталинское) от села Петровка. Здесь мы прожили более двух лет.
    В это время я учился в пятом и шестом классах. Появились новые друзья-товарищи, как в школе, так и по месту жительства: Коля Белимов, Витя Науменко, Леня Толовко, Юра Кравченко. Главной основой дружеских отношений была близость по возрасту и местожительству. Зачастую, если не сказать, что ежедневно, к исходу дня, когда солнце уже опускалось к закату, мы собирались на центральной улице у моста через большую речку Ак-Суу, гоняли на велосипедах или играли в лапту, лазили по садам.

    Зимой на сорок восьмой год выпало небывало много снега, не только в горах, но и в долине. А лето пришло небывало жаркое и поэтому в конце июня из-за обильного таяния снега в горах, речка Ак-Суу вышла из своих берегов и снесла мост, стоявший на деревянных сваях. К осени этого же года деревянный мост был заменён железобетонным и стал главной достопримечательностью села.

 Все последующие весенне-летние разливы реки Ак-Суу уже были безвредны для движения по трассе, интенсивность которого заметно на наших глазах возрастала из года в год. Появились первые легковые автомобили «Победа», «Москвич», автобусы «ПаЗ» и «ЛаЗ».

    В подростковом возрасте компании мальчишек играла отдельно от компании девчонок. Играли мы самозабвенно, до потери пульса, забывая о времени и поручениях родителей, за что каждому из нас время от времени прописывалась ижица.

    Парни и девчата постарше по вечерам после захода солнца собирались у излюбленных  палисадах, водили хороводы, играли в «ручеёк» и «догонялки», дружили на лавочках.

    К началу учебы в седьмом классе родители снова переменили место жительства. С «острова» – конца села, мы переехали в центр. Здесь было все под рукой: и работа, и амбулатория, и клуб, и школа.
 
    К пятнадцати годам у меня сломался голос, подмышками и на усах появились вторичные половые признаки.  Ушастый и  конопастый. Я стал на голове приучать волос зачесываться назад и всякий раз в присутствии девчонок старался придать себе солидный вид, расправлял худые плечи и выпячивал плоскую грудь наперед. Захотелось быть сильным и ловким. Чтобы обратить на себя внимание, я стал одним из лучших по учебе и успеваемости в классе. Стал принимать активное участие в спортивных играх и соревнованиях: по бегу на короткие и длинные дистанции, прыжки в высоту и длину, игры в футбол и баскетбол.

    На уроках, когда учитель у доски старательно излагал учебный материал по новой теме, не все ученики внимали его стараниям. При любом интересном уроке самым долгожданным был звонок на перемену. Не успевал сказать учитель: «Урок окончен!», – как с шумом хлопали крышки парт и самые шустрые Махоткины и Колесниковы вырывались из класса в школьный коридор, с топотом и визгом начинала гоняться друг за другом, забывая обо всём на свете.

 И  при новом звонке возвращались в класс, разгорячённые, едва  переводя дыхание в норму, плюхались за парты, и начинался новый акт ученической жизни: первые ряды тянули руки, чтобы дать ответ на поставленный учителем вопрос, а на последних рядах, прозванных «камчаткой» или «галеркой», самые бойкие соклассники  наклоняли головы низко к партам, чтобы не быть вызванными к доске для ответа по домашним заданиям. В каждом классе был свой неповторимый мир, но дух во всех классах одинаков.

    Но главными друзьями-товарищами были не одноклассники. Главные те, с кем проводил время и дружил вне школы, а, как правило, по месту жительства.

    На каждой улице была своя акватория, куда посторонним лицам с других улиц вход по вечерам был воспрещен. Мы не хуже гусей всякий раз изгоняли чужаков со своей территории, как это делалось и по отношению к нам. Так все оберегали «своих» девчонок, хотя с ними не только не дружили, но даже и не разговаривали.

    Вся  наша жизнь соткана из беспрерывных мгновений, в которых запечатлены, происходят сами по себе разные случайности, которые как телеграфные столбы мелькают за окнами железнодорожного вагона, уносятся, убегают назад, исчезают и тут же забываются, но есть мгновения, которые остаются с нами навсегда, определяют нашу личную судьбу. И в целом всю нашу жизнь. Как учат прошедшие года: чему быть, того не миновать.

    Это произошло в один из летних дней. Солнце клонилось к закату, ослепляя глаза и удлиняя тени тополей. Я возвращался из «центра» (так называли мы восточную часть села, где располагались административные здания, магазины, клуб и парк) домой, на «остров», западную окраину села. И шел по мосту через речку Ак-Cуу, когда вдруг неожиданно-негаданно незнакомая девчоночка, стоящая у перил моста с другой, левой стороны, окликнула задиристо меня: «Гражданин, оставьте адрес!» Я не знаю, почему она это сделала. Я весь вспыхнул от неожиданности. Стушевался. Прошел мимо и даже не оглянулся. Но то был голос судьбы. И для меня, и для неё самой, со всеми вытекающими, как говорится, отсюда дальнейшими последствиями.

    Я не отозвался, не остановился, продолжал свой путь, не придавал никакого значения случившемуся. И только через год, ранней весной пятьдесят первого года, в конце марта, когда солнечные лучи едва растопили тощие снега и на оголенной почерневшей земле зазеленели первые росточки травы, мы неожиданно, нежданно, негаданно встретились лицом к лицу, глаза в глаза. Сердце гулко встрепенулось и гулко забилось в груди. Я был повержен к её ногам. Мне было 16 лет. Я заканчивал седьмой класс. Пытался дружить с одноклассницами. После экзаменов я собирался уехать в г. Саратов для учебы в техникуме геодезии и картографии. Но в скрижалях судьбы было записано то, что случилось. Орбиты наших жизненных судеб пересеклись, и я навечно попал в гравитационное поле этой чудной девочки, восьмиклассницы Гали Неумывакиной и моя планета жизни стала вращаться вокруг неё. Прошло долгие пять лет, прежде чем мы соединили свои судьбы в одну и вот уже более полувека не расстаемся. И только смерть разлучит нас здесь, на земле, чтобы встретиться вновь на небесах.

     А было это так. Летом 1950 года мои родители снова поменяли место жительства: мы переехали с переулка Ак-Суйского на «острове», в переулок Советский, соединявший улицу Калинина с улицей Колхозной. Переулок Советский появился уже в послевоенные годы. Село быстро разрасталось и прежде всего, уплотнялась его центральная часть. На прежних усадебных участках, где стоял один дом, появлялось два новых. Стены домов в основном возводились из самана (глиняных кирпичей 16х16х32 см из замесов с добавлением соломы). На устройство потолков и обрешетки крыш использовались тополя (быстрорастущие деревья по межам каждых усадеб). А сами крыши крылись уже не камышом, а красной черепицей (продукцией местного кирпичного завода) и даже волнистым шифером и кое-где даже железом.
 
    Новое место жительства было уже собственно в центре села. Стоило только перейти улицу Калинена, по которой с юга на север все лето бежала по араку вода, и ты уже оказывался у двухэтажного здания школы-десятилетки, единственной в районе, построенной в сороковом году.

    Вниз метров двести-триста улица Калинина пересекалась с центральной улицей Фрунзе. На этом перекрестке и прошли мои лучшие школьные годы. Арык проходил через шоссе по бетонному тоннелю, огражденному с обеих сторон невысокими бордюрами, на которых было удобно сидеть и наблюдать за движением по шоссе.

    Прямо на перекрестке с левой стороны располагалась районная поликлиника, справа контора и машдвор ДСУ-958 (дорожно-строительный участок), который обеспечивал строительство и асфальтирование трассы «Кара-Балта – Фрунзе». На этом перекрестке я и встретился со своей любовью. Здесь прошли страдания «молодого Вальтера».

    Весна пятьдесят первого года была ранней. В конце февраля с полей уже сошел снег. Обнаженные поля ощетинились ядреной зеленью озимых посевов. На просохших лужайках, играя в лапту и догонялки, загалдела и завизжала детвора. Пряный аромат пробуждающихся от зимней спячки садов и палисадников  щекотал ноздри, бурлил кровь в жилах, вызывал томление сердца.

    На весенних каникулах, в один из солнечных дней, я в очередной раз пришел к своему дружку-однокласснику Вове Бессонову, который жил неподалеку от меня, на центральной улице Фрунзе, в двухквартирном кирпичном доме, в котором жили работники дорстроя. В этом же доме жила ученица восьмого класса Нелля Негруль, приветливая девочка, она принимала активное участие в наших играх. На этот раз к Нелли пришла её одноклассница Галя Неумывакина. Это была та девочка, которая несколько лет назад окликнула меня на мосту: «Гражданин, оставьте адрес!». Её лучистые, светло-голубые глаза пронзили меня своим нежным взглядом и: «моё сердце – остановилось, моё сердце – замерло!».

    Началась обычная игра в «кошки-мышки»: девочки – убегают, мальчики – догоняют. Я почему-то преимущественно стал бегать за Галей. И всякий раз, когда я её догонял, и дотрагивался до руки, у меня перехватывало дыхание, и я испытывал неведомое доселе мне наслаждение. И  с этого дня я всякий раз шел к Вовке не для того, чтобы пообщаться с ним, а для того, чтобы, авось, снова встретить там Галю. Встречаясь, мы не всегда затевали игры. Чаще мы просто разговаривали на разные школьные темы, стараясь  больше узнать друг о друге. Я подсознательно стремился произвести на неё хорошее впечатление. К концу каникул встречи наши стали ежедневными, беседы продолжительными.

 Во время наших встреч она постоянно в руках имела рукоделие: то вязала кружева, белые ажурные салфетки, то крючком обвязывала носовые платочки. Один такой из темно-фиолетового крепдешина, я взял посмотреть и оставил его у себя, заявив, что это будет мой «талисман». И действительно, с тех пор я всегда его бережно ношу с собой и никогда с ним не расстаюсь. Искренно верю, что это мой оберег моего счастья. Свято храню этот платочек и сейчас
.
    Среди учеников седьмых классов широкое распространение получило ведение альбомов и дневников, куда записывались разные пожелания, загадки, изречения, секреты, цитаты. Иногда этими альбомами мы обменивались между собой, чтобы узнать, что у кого написано.

Я тоже завел себе дневник в толстом журнале, который мне собственноручно сброшюровал отец Семен Васильевич из простой конторской бумаги на 325 страниц. Этот дневник я начал вести еще с 1950 года и вел его до окончания средней школы. Главной героиней этого дневника была и осталась на всю оставшуюся жизнь Галя.

Первые двадцать страниц этого дневника были исписаны всевозможными премудростями, взятыми из книг и альбомов других учеников. Больше всего, это цитаты про любовь. Все эти премудрости впоследствии, со всей очевидностью, сказались на формировании морально-нравственных установках, которых я придерживаюсь и поныне.
Вот некоторые из них:
«Если жить, то уж надо любить!
  Без любви жизнь мертва, как без солнца трава».

«Почему только первой любви не забыть,
  Только первых цветущих мечтаний?
  Почему ко всему может сердце остыть,
  Но не к памяти первых свиданий?!»

«Человек не может быть игрушкой мимолетных страстей».

  «Если хочешь любить и любимою быть,
  То послушай сказанье поэта:
  Не влюбляйся в черты молодого лица,
  А люби самого человека!»

«Чтобы жить с любовью, надо беречь её.
  Сила любви познается в разлуке».

Но большая часть записанных цитат посвящена гражданским наставлениям:
«Поэтом можешь ты не быть,
  Но гражданином быть обязан!»

«Преданно служить народу – дело совершенного человека».

«Отчизна вознесет такого только сына,
  Кто со славой сочетал и доблесть гражданина!»

«Лучше умереть в борьбе, чем жить в неволе!»

Или общие премудрости:
«Не говори того, что знаешь, но знай то, что говоришь».

«Не всякому слуху верь! Не всякому правду сказывай!»

«Не унывай, мой друг, от каждой неудачи,
  Которая тебя невольно навестит.
  Ведь счастье, как метеор горячий,
  Пройдет оно и снова улетит.
    Ты счастьем земным не больно увлекайся,
    За счастием всегда несчастие идет.
    И равнодушнее на свет смотреть старайся,
    Чтобы от горя к радости был легче переход».

Короче говоря, первые двадцать страниц дневника были заполнены только подобными премудростями, а по-настоящему я стал вести дневник только уже в восьмом классе, когда задружил с Галей.

На летних каникулах я стад встречаться с ней не во дворе, где жили Вовка и Нелля, а на перекрестке, где собиралась «улица». Так все подростки, когда уходили по вечерам гулять, говорили: «Я пойду на улицу». К нашей компании присоединились одноклассницы Надя Ивашененко (двоюродная сестра Гали) и Лиля Книжник.

Собравшись на перекрестке, мы затем уходили вниз за село на луга и там «тарзанили» до глубокой ночи. После фильма «Тарзан» было сплошное увлечение его главными героями. Я с Вовкой Бессоновым, конечно, были Тарзаны, а девчонки – кто Джейн, кто Чита. Девчонки с веселым визгом убегали, а мы «Тарзаны» с ором: «О-о-о-о!!» – бегали вдогонку за ними.

Какое было блаженство, когда я, как Тарзан, догоняя Джейн-Галю, и спасая её от опасности, обхватывал её руками, бережно и нежно прижимал к своей груди. Все темные и злые силы отступали прочь, милая Джейн была в безопасности, надежно защищена от всяких хищников.

Нас окружал таинственный мир летней ночи. Бледно-желтый блин полной луны с глубокого темного неба, притушив сияние звезд, заливал всю округу таинственным волшебным светом. О, эти незабываемые вечера безмятежного отрочества, переходящие в тревожную юность:

«Мы жили по соседству,
  Встречались просто так.
  Любовь проснулась с детства,
  Сам не знаю как!..»

Лето кончилось. В техникум я не уехал (не пришел вызов). В сентябре начался новый учебный год. Я продолжил учебу в восьмом классе. Это была вторая ступень среднего образования, которое тогда ещё не было всеобщим обязательным образованием. За учебу с восьмого класса надо было платить 300 рублей в год.

       Счастливое отрочество заканчивалось . Впереди  ждала  беспокойная юность.  К окончанию  средней школы у нас  завершалось формирование  гражданского самосознание и свои  взгляды на дружбу и любовь.