32. Фантастический мир личности

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

    Хотелось бы вовремя предостеречь от одного характерного заблуждения, которое состоит в том, что Вторая сигнальная система решает какие-то духовные, общемировые проблемы бытия, а Первая озабочена низменным бытом. Очень жаль, если читатель понял меня именно так. Но что-то в этом есть, и важно указать, что именно – во избежание недоразумения. Асимметрия духовной и практической сфер в латентном Возрасте объясняется исходным статусом разума – полнотой практических навыков и эмоциональных проблем. Духовное направление развития снимает эту асимметрию, и в «кризис идентичности» обе сигнальных входят на равных – как в идейном, так и в практическом отношении.
    Формирование интеллекта является только первым шагом дальнейшего развития… Здесь самое время, пожалуй, уточнить дефиниции – опять же, во избежание. «Интеллект» – понятие растяжимое. Пиаже, например (или его переводчики?), так именовал любой ум, включая базальный. Связав интеллект с функцией теоретического мышления, мы отграничили это понятие не только со стороны «предсознательного» (наглядно-действенного) режима, но и со стороны «размышления», поскольку предназначение теоретических моделей – оптимизация именно практической деятельности; в том числе – имеющей духовный катексис (направленность). Автор отдает себе отчет в том, какую роль в интеллектуальной деятельности играют вкус, интуиция, фантазия. Мечта, наконец. Но это значит только, что в интеллектуальной деятельности задействован не только интеллект. Он лишь часть воображения, а воображение – лишь часть «сослагательной зоны» разума. Коллективный архетип «интеллекта» предполагает его направленность на поступок, и мы не будем отходить от общепризнанного смысла.
    Границей между интеллектом и «областью фантазии» можно считать «барьер самоэффективности» в Синтезаторе Решений», который не допускает к реализации решения с высокой дисперсией форм (низким «ожиданием» по Роттеру). Ну, то есть, – блокирует необоснованные, авантюрные намерения. Как раз наши фантазии и характерны расплывчатостью, размытостью образов; более высокую дисперсию имеют только «установки». Собственно, фантазии и есть первый шаг конкретизации (дискурса) базальных установок. Дальнейший дискурс фантазий формирует «мечты», которые отличаются осознанностью проблем (мотивацией) и, наконец, «жизненные планы», формирующие духовные цели личности; они и преодолевают «барьер самоэффективности» и реализуются в осознанном поведении – поступках.

    Для того, чтобы уяснить роль аппарата «размышления» в школьные годы, надо вспомнить структуру разума в Первом (0-6 лет) Возрасте, когда любой ребенок являл собой не только образец талантливости и гениальности, но и пример несокрушимого душевного здоровья. Только Куколка, простая и надежная, как трехлинейка, могла справиться с громадьем его эмоциональных проблем. Приспособление и творчество сотрудничали, не вступая в противоречие, потоки знаковой и абстрактной информации распределялись и регулировались «окнами внимания», гармонично дополняя друг друга. Куколка создавала абстрактный и формальный образы текущего момента по отдельности, но это разделение не выходило за пределы Синтезатора Решений. «Матрица установок» и «матрица поведения» не были обособлены, это два аспекта единого рефлекторного комплекса – «базиса личности».
    Образование «волевой рефлексии» и замыкание контура Второй сигнальной положили конец этому единству; под формированием  «базиса личности» была подведена черта. Сценарий сепаратного развития «матрицы поведения» мы изложили в предыдущей публикации; здесь я намерен рассказать дальнейшую историю «матрицы установок».
 
    По существу, установка – это самая общая, почти абстрактная идея, и для ее конкретизации требуется дополнительная знаковая (формальная) информация. Но годится не любая, поскольку императив этой идеи, как мы помним, весьма категоричен («да» или «нет»). Отбор совместимого материала возможен только на ассоциированной, общей информации, допускающей свободу выбора; на смутных образах с высокой дисперсией.
    Поначалу этот отбор, и эта конкретизация – процесс абстрактного моделирования фантазий – идет в «режиме мобилизации» на том формальном материале, который поставляется «диссонансной» информацией, ассоциированной с самыми глубокими (общими) эмоциональными проблемами. Но самодостаточность фантазирования как «сослагательного» решения эмоциональных проблем сознается очень быстро, и уже в младшем школьном возрасте связь с «конкретными операциями» купируется как излишняя (происходит «сдвиг цели на мотив»); «размышление»  обособляется как форма ведущей деятельности. На этом этапе начинает сказываться роль новой информации – все более отвлеченной, все более содержательной и эмоционально окрашенной. И в дальнейшем развитие фантазии, формирование мечты, составление жизненных планов происходит при возрастающем влиянии «семантического потока». транслирующего формальные образы из познавательных источников и эмоциональный дискурс – из художественных.

    Такая «разборчивость» установок при абстрактном моделировании объясняется тем, что его циклы неизбежно проходят через аппарат понимания – через Дао, которое является источником наиболее отчетливой («категорической») абстрактной информации (не только в отдельном разуме, но и во Вселенной). Любой человек является личностью, носителем абсолютной, «автономной» морали (а также красоты и истины). «Конвенциональной» или «аберративной» может быть его индивидуальная нравственность, которая проявляется в поведении; здесь все зависит от того, как личность сумеет преодолеть «барьер самоэффективности». Процесс абстрактного моделирования (а это и есть духовное развитие ребенка) не обрывается на составлении «жизненных планов» – просто на этом этапе моделирование становится «теоретическим» и передается на исполнение интеллекту. Необходимым условием для этого является оформление и закрепление интегральной модели мировоззрения, мира мечты («эго-идеала» по Фройду). Эта личная Вселенная вырастает не из образов материальных форм, как «персональный миф», а из образов абстрактных идей, обретающих конкретную форму. (Интеллект не работает с голыми принципами.) «Личное мировоззрение» – не то что есть, а то, что должно быть.