Хохлатый

Вадим Светашов
                Хохлатый.

            Ехал из села Пырыта, славящимся своим знаменитым дубом, под которым по преданиям останавливался на отдых сам А.В.Суворов перед Альпийским походом. Дуб, конечно, впечатляет, но уже, как говорится, примелькался. Ездил-то я по своим лесным делам. Здесь, в селе, проживал участковый техник, с которым на месте надо было решить некоторые вопросы. Надо сказать, что к югу от села в пойме Днестра находился самый большой лесной массив лесничества.  Закончив дела, ехал обратно, и уже в виду села Кошница машину вдруг повело вправо. Съехал на обочину и убедился, что проткнул переднее правое колесо. Что же, дело привычное, менять, так менять. Достал запаску, домкрат, и приступил к работе.
            Но уже через пару минут по спине меж лопатками потёк ручеёк пота. Начало апреля, а солнце жарит как летом. Поневоле пришлось раздеться и загорать. Отвинтив гайки, начал поддомкрачивать. И тут услышал птичьи трели. Как будто пел жаворонок. Как-то сразу повеяло родным. Выпрямился, посмотрел вверх, пытаясь разглядеть певца. Но удивительно! Песня слышалась не с высоты, а с обочины дороги впереди меня. Да и звуки показались не такими звонкими и несколько фальшивыми. Пригляделся. Метрах в пятнадцати от машины, на крупном камне дорожного откоса сидела птица, очень похожая на полевого жаворонка. Она-то и пела.  Мимо, в нескольких метрах проносились машины, но певцу было не до них.
            Достал бинокль. Теперь птица была как на расстоянии вытянутой руки. Пожалуй, покрупнее воробья, но изящнее. Такое же, как у полевого жаворонка серовато-бурое оперение с тёмными продольными полосами верха тела и боков, и светлое оперение нижней части. Ага, вот и отличие: нет белых полосок по бокам хвоста. А вот ещё отличие: во время пения на голове поднимается довольно высокий хохолок из острых перьев. И клюв тоньше и слегка загнут вниз. Так-так! Скорее всего, это хохлатый жаворонок.  Правда, видел я его только на фото и картинках.
            Но вот он взлетел, трепыхая крылышками, исполнил ту же песню, и вновь вернулся на тот же камень.  Петь, однако, больше не стал, а немного посидев, спрыгнул и засеменил вниз по откосу.
            Я продолжил прерванное занятие. Наконец, запаска поставлена, спущенное колесо,  домкрат и ключи убраны. Пора в путь. Натягивая рубаху, смотрел на камень, с которого пел жаворонок. Его там не было, но вот он подлетел, но сел не на камень, а метрах в двух от него, и вниз по склону. В клюве певец держал сухие травинки. Неожиданно я увидел другую такую же птицу. Та копошилась под редким кустиком какой-то жёсткой на вид травы. Я сразу вспомнил одну прочитанную мною подробность: гнездо у хохлатых жаворонков строит только самка из принесённых самцом материалов.
            Как-бы в подтверждении этого самка из клюва самца перехватила строительный материал и принялась вплетать его в стенки гнезда, а певец улетел за новой порцией. Тревожить птицу я не стал, а сложил пирамидку из комков и камней на обочине возле колеса. Оставив заметку, спокойно поехал домой.
Теперь я легко найду гнездо.
 
            На следующей неделе, работа опять привела меня в Пырыта. Пирамидку заметил издалека, и остановился возле неё. Сначала осмотрел место в бинокль. Вот подросший кустик жёсткой травы. Под ним скорее угадывается, чем видится бортик гнезда. Жаворонка на гнезде не видно. Уверенно подхожу. Гнездо, практически ничем не прикрытое, находится в ямке между камешками, но не зная о нём можно запросто пройти мимо и не заметить. Оно аккуратно свито из сухих листьев и стебельков трав, вперемешку с мелкими корешками.  Лоток плотно выстлан шерстью. В гнезде три беловатых яйца, покрытых серо-бурыми крупными пятнами. Кладка, скорее всего, неполная, иначе самка бы уже насиживала. Я произвёл замеры яиц и гнезда, и поехал в село.
            Встретившись с техником, я попросил его проследить за судьбой жаворонков и нарисовал схемку расположения гнезда. Через три дня техник позвонил, извинился и сказал, что дважды пытался найти гнездо, но так и не нашёл. А у меня, как назло, не находилось времени на поездку. И только в конце второй декады удалось вырваться. Гнездо было на месте. В нём лежали пять голеньких желторотиков, а надо мной с пронзительным криком летал один из родителей.
            Уже дома я прочитал, что хохлатый жаворонок в условиях Молдавии имеет за лето две кладки. Вторая приходится на конец июня, но мне так и не повезло найти вторую кладку и понаблюдать за ней, хотя эта птица здесь довольно многочисленна.