У меня, кажется, не одна жизнь. Часть 2, глава 2

Юрий Чига
Глава 2.
Изобретательша я -2. Визит в ИМТУ и всякое такое.

       Если любое оружие разобрать, то получится груда металлических деталек. Если взять отдельную детальку, то почти невозможно догадаться, что она от какого-то оружия, ну разве что оружейный ствол. Я знаю несколько моделей оружия 20 века подетально и, если можно так сказать, поразмерно. Так было нужно по моей тогдашней работе. Да что там, всю технологическую карту знаю. Вплоть до состава стали.

       Я думаю, что если заказать все детальки к какой-нибудь стрелялке отдельно, то шансов догадаться, что это за изделие такое, гораздо меньше. Но я такого никогда не делала. Поэтому, у меня по этому поводу навязчивое состояние. Мысли во сне снятся... В трех вариантах, причем! Кажется мне в мыслях, что при попытке собрать дивайс из деталек, у меня оказывается, деталей не хватает. В другом варианте, оказывается, что дивайс собран, а детальки какие-то лишние оказались. И в третьем варианте, вроде бы собралось все до кучи, но оно, собранное, все равно - не работает!

       Такая вот у меня сейчас фобия. Просто навязчивое состояние какое-то! Понимаю, что с этим нужно бороться и лучшее средство для этого - чашечка кофе с коньяком!

       Коньяк лучше брать Шустовский. Потом его будут считать армянским. И немножечко одесским. А еще есть такие хорошие напитки, как ликеры и бальзамы. И удивительное дело: мне помогает! Страхи и фобии куда-то скрываются и решения самых, казалось бы затруднительных вопросов, находятся мгновенно!

       Товарищ Можайский уже есть? И на своем паровике подпрыгнул? Молодец! И братья Райт и другие уже подпирают, хотят в водух приподняться? Ничё, я тоже со временем чего нибудь изобрету в этом направлении. Нет, самолет мне не под силу, даже планер безмоторный не осилю. Никогда не занималась, да и не интересовалась. Дельтаплан - другое дело! Но не сейчас...
       А еще могу авиационный пулемет... Тогда, для боев в Испании, готовились лучшие модели, ну я и запомнила...

       В Москве есть храм технических наук . Он называется ИМТУ - Императорское Техническое Училище. ИМТУ имеет свое студенческое общежитие, помещавшееся в старинном дворце рядом с учебным корпусом. На задних дворах я увидела плавильные металлургические печи. Они то мне и нужны! Наверное, возле печей найдутся люди, которые умеют на них работать. И если их попросить, то они смогут сделать то, что мне нужно.
Но одна я туда побоялась идти. Поэтому взяла свою подругу - Китти. Которой было интересно, как живут студиозусы. Я то знала. От сессии до сессии живут студенты весело. Даже слишком! Поэтому и идем вдвоем. Да и в люди ее пора выводить!

       Ректор Училища - некто господин Аристов Иван Васильевич. Он согласился показать свои владения по просьбе его Превосходительства. И мы поставили его в полное недоумение. Думаю, что ректор ожидал парочку бравых поручиков в синих мундирах и с аксельбантами на кителях, которые бы только и смотрели зоркими орлиными взорами, кого бы там арестовать и препроводить, но пришли две дамы. Слишком молодые и нарядные, и они интересуются техникой!

       Мы дошли до следующего старинного здания, где, как пояснил ректор, жили студенты. Коридоры и множество дверей. Из-за некоторых дверей слышались выкрики, нестройное пение хором, женские визги.

       - Выходной день сегодня-с! - пояснил господин Аристов. - Студенты-с! - добавил он. По его мнению, это определение объясняло все. Наверное, он был где-то и как-то прав.

       Одна из дверей вдруг отворилась, оттуда по паркетному полу, на четвереньках выползла личность в студенческой форме. Увидев нас с ректором, она перекрестилась и пробормотала:

       - Чего только не привидится!

       После этого личность шустро уползла в соседнюю дверь. Из двери слышался какой-то разговор и обещание прочитать эпиграмму экспромтом.

       - Это-с студент, Петров Владимир! - сказал господин Аристов. - И нам тоже как раз сюда.

       - Да  погоди ты со своей эпиграммой!- раздался громкий голос сразу за дверьми в комнату. Видимо, это студент, только что туда вползший. - Иду я, значит, от соседей. И вдруг, мне навстречу трое! Две дамы и наш ректор! Полное неправдоподобие!

       - А что за дамы? - с интересом спросил голос, который грозился читать эпиграмму.

       - Вы не поверите! Одна - принцесса, а вторая - Богиня! Спрячьте меня, а?

       - А может быть, они не к нам! - ответил голос, собиравшийся читать эпиграмму.

       Раздались звуки движения за столом, передвижение стульев и бульканье жидкости наливаемой в стаканы. Затем  голос начал декламировать:

Взор угрюмый, взгляд голодный,
Тиком вздернута щека.
Вы узнаете свободно
В праздник Толю Щербака!
Хмуро ест свою котлету,
Ковыряется в зубах.
В черный смокинг разодетый,
Будто на похоронах...
То угрюм, а то взыграет,
Словно козлик молодой,
В танце ноги вам отдавит,
В дикой радости слепой.
То помчится,
То споткнется,
Или просто упадет.
Или смехом изойдётся,
Как последний идиот...
Он такой у нас проказник,
То ли трезв,
А то ли пьян...
Хорошо, когда на праздник
Есть свой собственный болван!

       - Браво! Браво! Гениально! - раздались голоса.
       - Какой широкий я талант! - ответил голос. - Поэт, художник, музыкант!

       И тут, постучав в двери, господин Аристов первым входит в комнату и мы втягиваемся следом за ним.

       - Нет, не привиделось! - грустным голосом говорит молодой человек, только что ползший по коридору. - Простите меня, я хороший! - быстрыми словами произносит он.

       Читавший длинную эпиграмму молодой человек напоминал киноактера Михаила Боярского, то есть имел длинный прямой нос и длинные волосы.

       - За что же такая эпиграмма на вашего товарища? - спрашивает ректор.
       - А чё он на меня карикатуру нарисовал! Изобразил, будто я - Сирано де Бержерак!
       - А чё он... - протянул ректор. - И это студенты пятого, последнего курса!

       - Вот-с, уважаемые дамы, рекомендую. И это, все же-с, лучшие студенты! Ну, других, извините нет-с. Шо маемо, те й маемо. - сокрушенно добавил Аристов на малороссийским суржике.

     Мы осмотрелись. Комната, где жило пять студентов была громадной, с очень высокими потолками. В комнате по углам и вдоль стен были выгорожены индивидуальные секции, где стояла кровать, тумбочка, платяной шкаф и всякая утварь. это собственно и были жилые места студентов. По центру комнаты был стол, уставленный, как в бакалейной лавочке, разнообразными бутылками, в основном пустыми. Остатки закусок.  Студиозусы были в расстегнутых сюртуках. Брюки у всех были заправлены в сапоги с отворотали на голенищах. Видимо, такая локальная мода здесь.

       А действительно, никаких других студентов здесь сейчас нет. Эти, судя по словам ректора, самые студентистые... Точнее, самые толковые. И в идиотских "веяниях", точнее в симпатиях к таковым, не замечены. Попробуем поработать с этими!

       - Здравствуйте, господа! - улыбаюсь я. - А мы тут к вам в гости, если позволите, по самонужнейшему делу!

       Первым пришел в себя Петров.

       - Лучше-с, если мы перейдем, тут рядом-с, комната для занятий есть. А здесь, да. Затянулся наш банкет! - говорит он нормальным голосом, трезвея на глазах.

       Остальные молодые люди тоже вскакивают, одергивают сюртуки и приободрившись выражают полную готовность делать, чего им скажут. Представляются по очереди.

       Переходим в комнату для занятий, которую можно назвать также курительной и диванной. Господа студиозусы и ректор рассаживаются и ожидающе, поедающими взглядами, смотрят на меня и Китти.

       - Господа, - говорю я, - надеюсь вы современные деловые люди и вас не смущают некоторые предрассудки, которыми страдают лица так называемой социалистической направленности?
Все согласно закивали головами. Студентам нравится, что их назвали, как взрослых, деловыми людьми.

       - Тогда продолжим и перейдем к знакомству.
 
       Называю себя и представляю Китти.

       - Господа, мне необходимо сделать некоторые вещицы из металла с высокой точностью обработки всех деталей. Вы, то есть ваше Училище, я знаю, приобрели парк высокоточных станков из Германии. И уже с ними работаете. - эта фраза к ректору. - Как раз, то что нужно. У меня все чертежи в метрических размерах.

       Достаю первую папку с бумагами.

       - Тут у меня и подетальные чертежи в ортогональной проекции и общие, рабочие. С эскизами подетально.

       - А что это такое? - интересуется Сирано де Бержерак, в студенческом быту именуемый также Павлом Леонидовичем Печериным.

       - Кофейная заварочная машина. - отвечаю я. Нагревательный элемент от электричества переменного тока, от 127 вольтового напряжения питание. Мощность около 600 ватт по европейской системе измерения.

       - Да, мы пожалуй, можем взяться! Мы делали подобные работы.

       - По просьбе Сандро, то есть великого князя Александра? Электрическая схема для военного корабля с прерыванием электропитания от перегрева?

       - Да, но откуда вы...

       - Случайно узнала, вернее подслушала.- с улыбкой отвечаю я. Знаете, сколько в конструкции этой кофеварки патентов моих использовано? Восемь! Я не только лекарствами занимаюсь! Вас, собственно, великий князь и порекомендовал! - говорю я.

       Народ с увлечением рассматривает чертежи. Завязывается деловой разговор, кого мастеров и слесарей привлечь к техническому изготовлению, что есть в мастерских из материалов, и где взять то, чего недостает.
Принцип изоляции термоэлемента и автоматического его отключения ими понимается мгновенно.

       Если для кофеварки подходит в принципе любая хорошая сталь, то для оружия нужна не просто хорошая сталь, а сталь с некоторыми характеристиками. Количество стали, которое может сварить печечка, что на заднем дворе учебного корпуса, около пяти пудов за один раз.

       Называю характеристики стали и выжидающе смотрю, догадаются ли для чего такая сталь? Немного помедлив, Сирано спрашивает:

       - Эта рецептура близка к оружейной стали. Для стрелкового оружия. И для ствола годится, а эта для боевой пружины. Отличия крайне незначительны. Но эта сталь дороже, чем для охотничьего оружия, она более твердая и  износостойкая! Но у нас есть примерно такой стали запас, и можем сварить еще.

       - А как быстро?

       - Да хоть завтра сделаем загрузку печи. Главное, примерную конфигурацию и размеры детали знать, там нужно форму для опок приготовить, чтобы составить порядок дальнейшей обработки отливок.

       - Вот, все есть, пожалуйста. Давайте вначале для боевых пружин сделаем, а для других деталей - используем ваши запасы. Вот еще нюанс, обратите внимание, ударный боек. Его тоже отдельно нужно делать. Можно взять винтовочный и доточить размеры на станках.

       - Хорошо-с. Это оружие, а патроны?

       Достаю из кармана горсточку патронов для ТТ. Это мне сделали по протекции полковника Светлицкого в мастерских военно-технического комитета. Полковник мне составил протекцию и забыл. А я не забыла и подсуетилась! Оболочечные пули тут уже умеют делать, но это не распространено. Собственно, дедушкой патрона для ТТ является патрон для военной берданки, поэтому никого мои технические требования не удивили. За три дня выполнили заказ. Мало ли изобретателей оружия шныряет вокруг военных заводов! Все сделаем-с, как пожелаете-с! За ваши денежки - любые фокусы!  Зато не передать, что ощутила я, когда мне выдали заказ - несколько коробок патронов! Таких знакомых по прошлой жизни, прошлой военной работе... Одна сотая миллиметра точность!

       Да, так вот, горсточка патронов произвела впечатление разорвавшейся гранаты. Все разглядывали, вертели латунные цилиндрики пальцами, пробовали ногтем ковырнуть, разве что на зуб не пробовали. Пробовали покрутить-пошатать пулю в гильзе.

       - Запрессовано под давлением. - пояснила я. Патроны воды не боятся!

       - А пороховая навеска какая?

       - Консультировал профессор Менделеев-с, по моей просьбе. Состав пороха одобрен, он мало чем отличается от разработанного им самим.

       - Сам???

       - Да, ему срочно понадобилось несколько ампул пеницилликума, ну я и выручила, у меня был запас. И он нашел время для меня.
       Еще один момент, господа! Пружина ударная и пружина подачи патронов. Как вариант, сталь для навивки пружин используется, как для ударной пружины берданочной. Вот здесь, как изготавливать. Чертежик и к нему описание. А проволока пружинная в любой военной мастерской найдется, думаю для вас это не проблема? Конечно, это немного хуже, чем по моей рецептуре, если варить. Но есть ли у вас оснастка для протяжки проволоки и навивки пружины? Боевая - можно использовать берданочную, а вот для этих двух пружинок, поменьше, нужно сделать. Или найти где сделать, это тоже на вас все ложится.

       - Да конечно! - это ректор. - И, Анастасия Николаевна, теперь эээ... деликатный вопрос. Господа ведь, студенты, а студенты - известное дело...

       Названная сумма умеренна. По сравнению с аппетитами "настоящих" оружейных мастерских, по которым я походила, приценилась и поторговалась.

       Для полноты впечатлений рассчитываюсь новенькими рублевыми купюрами и, ценимыми везде почти вдвойне, новенькими же серебряными рублевиками. Прищелкиваю новенькими купюрами о полированный стол. Знаю, что действует трудовдохновляюще.

       - Да, господа! За быстроту работ - премия! Теперь о качестве. Образно говоря, такое качество  изготовления должно быть, как для Международной выставки!

       Отзываю господина ректора на минутку, уже перед нашим уходом.

       - Иван Васильевич, у вас, я понимаю, могут быть, да и будут, затраты разные. В том числе и помочь, может быть быть, кому из студентов нужно безотлагательно! Вот-с, примите. Чем могу, от бывшей мариинки! Почти студентки...

       Ну 500 рублей я ему выдала. В принципе, очень даже приличные денежки.

       И через недельку я снова появилась. В макетном цеху я заказала несколько комплектов №1, мужских, женских и детских типоразмеров. И пригласила господ  и умельцев, резиновых дел мастеров на публичные испытания. Назначила испытания на Аптекарских прудах. Там собирается немногочисленное общество любителей плавания нашего города. Пока в Москве таких любителей не очень много. И водичка в прудах чистая и прозрачная. Мною приглашено много народа! Наши мариинки, кто в городе. Все же, несколько девушек есть. Наш отдел. Его Превосходительство. Студиозусы... Господа чиновные лица из патентного департамента. И прочие... Собственно, это по шутливой идее чиновников патентного департамента продемонстрировать плавательные "приспособления" в работе, я тут напрягаюсь и вообще, как рыба об лед.

       Совершенно "неожиданно", появляется Марго и не одна. Она под ручку с Николаем Николаевичем! Группа нарядных дам, моих учительниц. Группка офицеров свиты великого князя. Бегу здороваться. Во главе стаи наших мариинок. Китти здесь же, возле меня.

       Протокольный вопрос многоопытная Марго  разруливает блестяще, я в душе аплодирую! Со мной и с девочками целуется она, тут же перепихивая нас дальше по очереди для поцелуев к любимым преподавательницам. На долю Николай Николаича достаются книксены и здравияжелаювашевысочество!

       Но меня великий князь удерживает.

       - Так это вы, Настенька, все это затеяли?
       - Я. Рассчитывала вас вот увидеть! Разрешите прибыть с докладом! Примерно через неделю, с Маргаритой Карловной, я тут кое-что изобрела, вам должно понравиться!
       - Я и сам хотел вас пригласить, кое о чем расспросить... Приезжайте, вместе с Марго!

       Как правильно, прогрессировать или прогрессорствовать?               

       И иногда мне хочется послать все на три буквы и отдохнуть. За простые маску, ласты и трубку, сколько приходится прилагать усилий! Иногда мне кажется, что я ворота какие-то лбом прошибаю, а они не прошибаются!

       И хочется мне полежать на своем уютном диванчике и почитать "Остров сокровищ". Здесь книга вышла совсем недавно и пока есть только на языке оригинала. Читаю и хочу сделать русский перевод. А книжку то раньше я не читала совсем... Не было времени, как то, не сложилось... Это сильный пробел в моем воспитании? Зато я мультфильм видела!

       Но надо, если уж ввязалась! Главное ввязаться, а там посмотрим! И тоже не мое, а что-то из мира политики...

       Иду в раздевалку, уступленную мне московским обществом любителей речного купания. Члены самого общества столпились на берегу. Две шлюпки с энтузиастами возле берега. Это только кажется, что люди столпились не структурировано. Все подчиняется невидимым социальным нормам. Сами понаблюдайте. Например, фуршет в помещении с одним главным входом. Вокруг фуршетного стола начальство столпится примерно в районе 14-15 часов, если все пространство условно разметить как часовой циферблат. И главный вход на 18 часах. А специалисты будут кучковаться где-то около 11 часов. Непознанные закономерности, мало нами замечаемые.

       Поэтому, Марго с великим князем, его Превосходительство, господин ротмистр и господин полицмейстер и другие официальные лица ожидаемо скучковались... Остальные господа, впрочем, не в претензии, поскольку оказываются в плотном дамском окружении.

       Выхожу из раздевалки в закрытом купальнике образца 1960-х годов. Даже закрытый фасон, здесь, пока еще,  считается открытым. Что понятно по шумным вздохам.  Пусть привыкают! Иду к берегу, где устроены деревянные сходни. Присаживаюсь на стульчик, прилаживаю ласты, натягиваю на лицо маску, беру в рот загубник. Я - в воде! Прозрачность немного меньше, чем в деревенском пруду. Наверное, от высоты солнца зависит, разное преломление лучей. Отплываю и ныряю. Около пяти метров глубина. Какой-то древний хлам на дне, все таки город.

       Ладно, поплаваем! В скоростном режиме, чтобы удивить публику. Думаю, что публика была удивлена, это мало. Она была очень удивлена! Напоследок ныряю, спугиваю средних размеров речного рака, хватаю его, как положено, за спинку. С этим и выхожу на берег, где и входила в воду. Сажусь на стульчик и Китти помогает мне снять ласты, забирает у меня маску и трубку.

       - Вода сегодня немного холодновата, не совсем по-летнему! - рассказываю я начальству, столпившемуся вокруг меня. - замерзла немного!

       Китти набрасывает на меня большое банное полотенце. Заодно, чтобы скрыть наготу, могущую показаться излишней.

       - На дне хлама всякого много! - сообщаю я. - Даже телега разломанная лежит! А я вот, рака поймала! - хвастаюсь.

       Все смеются.

       - Господа, никто не хочет попробовать понырять с приспособлениями? - спрашиваю я. Я еще один комплект для ныряний подводных захватила! Как раз для мужского размера ноги!

       Начальство смотрит по сторонам с ожидающим выражением лица. Сейчас, где-то, он точно был, точно, желающий искупаться!

       Проталкивается мой знакомый студент-техник.

       - Я, если можно! Только я пока без этих, которые на ноги одевать нужно, ласт. Анастасия Николаевна, мы все сделали, можно завтра подойти днем! Испытать бы! У вас еще патроны есть?

       - Принесу. Что, если к 11 часам? Вот-с, пожалуйста. Это на маске оголовный ремень, он тоже из резины. Его можно регулировать, чтобы не сильно давило.

       Студент уже в купальном костюме и готов.

       - Пошел! Не спешите сильно! И воду из дыхательной трубки плевком сильным выдувайте!

       Студент плавал минут десять под моим внимательным наблюдением. Часто нырял. Вылез с трофеем в виде молотка со сломанной рукоятью.

       - Наверное при работе у  кого то сломалась, да в воду и отлетела! Пусть в клубе плавательном будет, в хозяйстве пригодится. - отдает молоток крепкому мужчине в светлом пиджаке и штиблетах, явно от общества любителей речного купания. Все с благодарностью принимается.

       Великий князь прощается с его Превосходительством и прочими чинами.

       - До свиданья, Настя! - это мне. Поцелуи в щеку от великого князя и от Марго. Шумно прощаюсь с остальными, кто пришел. Собираем вещички, спасибо всем за участие.

       - По домам, Китти, отдыхать? Спасибо, сестричка, что помогла и поддержала!

       Идем с нагруженными сумками к бирже извозчиков, что неподалеку от пляжа.

       - Ты что сегодня? - спрашивает Китти.
       - Сейчас выкупаюсь в горячем душе и посплю с книжкой. И есть не хочется... Просто много людей, устала!
       - Слушай, а давай сегодня вечером в театр сходим, в драматический. Там сегодня сборная солянка, дивертисмент и шоу музыкальное!

       Скучает моя сестричка. Одна. Тоскливо ей немножко. И не немножко, скорее всего! Поэтому с энтузиазмом соглашаюсь и поддерживаю. Добавляю программу:

       - А потом в ресторан вечерний, ужинать! А то ты опять ветчину из ледника есть будешь, вместо нормальной еды!

       И пока мы до дома на лихаче ехали, то и настроение у нас улучшилось.

      

Конец главы 2.