Неофеодалы

Влад Жуков
В России, особенно за долгие  годы путинизма  возникла и приобрела устойчивость порочная закономерность. Едва кто-то из членов семьи, чаще всего супруг, назначается указом президента на должность министра, главы республики, губернатора области или мэра города и поселка, так сразу же расцветают «таланты» членов его семьи, других близких и дальних родственников,  друзей по охоте, рыбалке, прочим увлечениям, партнеров по  бизнесу. Благодаря назначенцу, получив доступ к административным и материальным ресурсам, распоряжаясь бюджетными средствами, землей, объектами недвижимости, они, как по-щучьему велению,  становятся влиятельными  депутатами и чиновниками, успешными бизнесменами и банкирами.
Детонатором  успеха и сказочного обогащения  является глава клана, активно насаждающий в кадровой политике  протекционизм, семейственность и кумовство. Сам же глава, будь то министр или губернатор, несмотря на высокую официальную зарплату, на фоне доходов членов семьи и друзей, устроенных по его протекции на прибыльные места, судя по его декларации о доходах, является «самым бедным родственником», живущим на одну зарплату и не имеющего в собственности ни дворца, ни недвижимого и движимого имущества и предметов роскоши.
Все  богатства, на случай ареста чиновника по указанию из Кремля, последующего приговора суда  с угрозой конфискации всего имущества, «нажитого непосильным рабским трудом»,  предусмотрительно   переписаны на жену,  сыновей, дочерей и других родственников. И когда сотрудники ФСБ или Следственного комитета арестовывают крупного чиновника, а такие действия без согласия президента не происходят,  то  обнаруживают, что у арестанта нет ни двора, ни кола, то есть он арендует дом у жены, пользуется ее автомобилем и другим имуществом, не имеет счетов в банке. Нечего  арестовывать для возмещения причиненного им государству ущерба. Это типичная ситуация, как для депутатов и чиновников федерального центра, так и регионов России. Бюрократы за долгое сидение во властных креслах наловчились при форс-мажорных ситуациях выходить сухими из воды.
 Эту «науку»  за три года после присоединения  полуострова к России,  успешно постигли крымские чиновники, быстро адаптировались к правилам повседневной жизни политического и административного российского  бомонда, хотя и украинскому присущи те же пороки.
Не избежал влияния   гравитационного притяжения и глава Республики Крым Сергей Аксенов. Если верить данным его декларации о доходах за 2016 год, то он заработал  2,6 миллиона  рублей. В  частности, указано отсутствие в его собственности  объектов недвижимости и транспортных средств. Согласно документу, он пользуется жилым домом  площадью в 577,5 квадратных метров и  земельным  участком  в 607 квадратных метров. Почему практически вся  собственность  принадлежит супруге Аксенова?
За тот же год доход его супруги Елены составил 32,8 миллиона рублей, то есть она заработала в 13 раз больше мужа. В ее собственности: два земельных участка и жилой дом,  три квартиры, шесть нежилых помещений,  владеет автомобилем BMW премиум-класса. Если  в 2015 году ее доход  составлял  3,4 миллиона  рублей, то за год увеличился в 10 раз. В основном  ее бизнес связан  не с производством  продукции, материальных ценностей, а  со сдачей  в аренду жилых и складских помещений, то есть спекулятивно-коммерческого характера. Тем паче, что после того, как Аксенов приобрел высокую должность, властные полномочия, доступ к материальным ресурсам республики,  количество объектов недвижимости, находящихся в собственности супруги и других родственников,  значительно увеличилось.  Чудеса экономики на фоне того, что зарплаты и пенсии жителей полуострова «заморожены», а цены на продукты питания, лекарства, тарифы на жилищно-коммунальные, транспортные и другие услуги постоянно растут.
На фоне сказочно возросших доходов своей спутницы  Аксенов предстает, если не альфонсом, то примаком, живущим за счет богатой женщины.  И это не является исключением, ибо практически все главы республик, губернаторы областей, мэры городов и прочие чиновники, судя по их декларациям, находятся на содержании своих жен или ведут аскетический образ жизни.  Ситуация типична для всех регионов России.
Если жены и прочие родственники глав республик, губернаторов, мэров городов и поселков столь талантливы в  развитии и процветании семейного и корпоративного бизнеса, а их супруги бездари, то президенту следует произвести рокировку, заменить чиновников их успешными и состоятельными женами и оценить, насколько они честны, деловиты и талантливы? В таком случае губернаторы-отставники под покровительством своих жен,  предоставляющих выгодные госзаказы и другие преференции, повсеместно превратятся в преуспевающих бизнесменов, латифундистов и банкиров.
Причины таких метаморфоз очевидны: злоупотребления служебным положением, лоббирование семейного и корпоративного бизнеса, предоставление на льготных условиях земельных участков и объектов недвижимости и т. д. и т.п. Это заведомо уголовно наказуемые деяния, однако в Кремле на них закрывают глаза, но до поры до времени, пока чиновник, как выразился Путин. « не оборзеет».
У чиновника любого ранга психология временщика, нацеленного на обогащение, пока обладает властными полномочиями и имеет доступ к бюджету и материальным ресурсам. Ибо понимает, что в любой момент по наветам стукачей может быть отправлен в отставку или в камеру следственного изолятора по подозрению в коррупции и казнокрадстве, если успел нагреть руки и наследить. Сотрудники ФСБ и СК не дремлют, а действуют по приказам. В зависимости от масштабов злодеяний и причиненного государству ущерба почти все чиновники уязвимы. Такова система управления в условиях неофеодализма, где весьма актуальны такие  «правила»: не подмажешь, не поедешь; ворон ворону глаз не выклюет; рука руку моет; ты— мне, я —тебе и другие.
Между тем, Аксенов, занимающий  главную должность в Крыму при столь скромной зарплате, но постигший традиции и нравы  кремлевской кухни, основанные на чинопочитании, низкопоклонстве и лести перед вышестоящими начальниками-покровителями,  вслед за всесильным главой Чеченской Республики  Рамзаном Кадыровым, не устает  публично заявлять о своем страстном желании,  чтобы «Владимир Путин оставался пожизненным президентом», то есть монархом.
В  парламенте, Госсовете республики, где  абсолютное большинство имеют  депутаты от партии «Единая Россия» (70 мандатов из 75), кроме однопартийцев интересы его клана представляют отец Валерий и младшая  сестра жены  Евгения Добрыня, возглавляющая один из  доходных комитетов парламента  по имущественным и земельным  отношениям. Насаждение семейственности и кумовства стало нормой дорвавшихся до власти чиновников.
 Сергей Аксенов, будучи  рядовым  малоизвестным депутатом Верховного Совета Крыма, как это было до 16 марта  2014 года, то есть событий связанных с референдумом,  не имел бы возможности для  резкого обогащения своего клана за счет своего служебного положения. Он, пользуясь своим служебным положением, воздействуя на подчиненных чиновников и руководителей силовых и правоохранительных ведомств, фактически, благоприятствует процветанию семейного бизнеса, крышует его . оберегая от проверок сотрудников контролирующих и надзирающих органов. Если не напрямую, то косвенно нарушает законы, запрещающие госслужащему заниматься предпринимательством, лоббировать семейные или корпоративные бизнес-интересы, притесняя, а то и  разоряя конкурентов. Но с чиновника, как с гуся вода.  Напротив, он рассчитывает на поощрения из администрации президента, на награды и почести.
Дело в том, что  биография и репутация Аксенова не блещут безупречностью. В 2013 году главный редактор газеты «Крымская правда» Михаил Бахарев, ссылаясь на данные главка МВД в Крыму, обвинял  Сергея Аксенова  в том, что в 1994-1997 годах он состоял  сначала в  организованной преступной группировке «Греки», а затем «Сейлем» в качестве бригадира  вымогателей  по кличке  Гоблин. Аксенову тогда не удалось отстоять свою честь и достоинство  в суде и скандал замяли. А потом восхождение Аксенова по карьерной лестнице сделано тему не актуальной и  опасной для инициатора.  Есть некая закономерность в том, что люди с авантюрным складом ума, по своему деятельные и энергичные, способные  к риску, причем смертельному (Аксенов мог погибнуть в кровавых разборках), оказываются в структурах власти.  Главе республики, в недалеком прошлом бригадиру банд формирования, ныне обеспеченному государственной охраной, очень пригодился криминальный опыт из 90-х лихих по  лоббированию и расширению семейного бизнеса. Для  России это типично, ибо где власть, капитал, там и криминал. Неслучайно столь популярны пословицы: «из грязи в князи»,  «ворон ворону глаз не выклюет», «рука руку моет»…
И это, увы, не единичные факты.
 Если в советский период подбор кадров осуществлялся по политическим, деловым и моральным качествам человека, то теперь, исключительно по принадлежности к партии «Единая Россия» и личной преданности вождю, Поэтому на руководящих постах, особенно среди бывших силовиков, охранников (главный резерв Путина)  много бездарей.
Президент России не очень разборчив  в подборе руководящих кадров. В его команде  немало одиозных личностей с криминальным прошлым. Эти чиновники наиболее  послушны своему работодателю, поскольку весьма уязвимы, ведь случае строптивости могут быть подняты из архивов незаконченные уголовные дела или возбуждены новые. Ибо почти у каждого чиновника рыло в пушку. Такими их делает существующая среда обитания и обогащения управленцев. Наличие компромата  является серьезным фактором и   эффективным  инструментом  манипулирования поведением и действиями подневольного чиновника.
Такие порочные явления, как протекционизм, семейственность, кумовство, круговая порука, создающие благоприятные условия для коррупции и казнокрадства, в период СССР  жестко пресекались. Существовал запрет для назначения на материально- ответственные должности родственников, работающих на одном предприятии, учреждении, колхозе или совхозе.  Ныне это преподносится, как деловая хватка, предприимчивость, инициатива и подлежать поощрению. Если в советских период наград преимущественно удостаивались люди труда, производящие материальные и духовно-культурные и эстетические ценности,  рабочие, крестьяне,  представители научно-технической и художественно-творческой интеллигенции, то с легкой руки Путина главными орденоносцами являются  кремлевские олигархи,  депутаты и чиновники, а также обслуживающие власть, кормящиеся из ее рук  артисты шоу-бизнеса, журналисты и пропагандисты официальных масс-медиа, восхваляющие режим  и его творца. Многие из приближенных за короткий период стали долларовыми миллиардерами. На сей счет, есть меткая поговорка: каков поп, таков и приход.