Неандерталец 2017. Перебраночки

Вячеслав Киктенко
Ленин  –  Бандера

Было у Великого не только настоящее, а с ним и путешествия-штудии в прошлое. Поразили при разборе архива  его чумовые прозрения. Такое возникало порой ощущение, что знания о будущем были заложены в нём изначально – вместе с кровеносной системой, сердцем, памятью, душой.
Правда, прозрения-знания вырывались в самых неожиданных местах: в байках,  россказнях, в самой привычно-юродской для него белибирдени. Возможно, Великий и сам не догадывался, что проговаривается, или что-то в нём проговаривается о грядущем, но вот, однако…
Открылась папочка с неоконченной рукописью, там было несколько заголовков:
«Вишнёвый садик», «Ленин», «Мировая справедливость», «Бандера»…
И всё они были вычеркнуты. Однако, суммируя, можно обобщить. И назвать так же, как и многое у него, по-юродски: «Ленин – Бандера».
Судя по виду папки с классическими советскими шнурками,  и особенно по слегка пожелтевшей машинописи, рукопись можно отнести, пожалуй, к 70-80-м годам.
Приведём здесь те отрывки, что показались наиболее любопытными и, главное, словно бы привязанными к событиям сегодняшних дней:

«…одна страна, один народ, одна страна»!.. Сколько можно талдычить? – ругался Великий по привычке не только с самим собою, но и со всем миром! –
Даже славянские республики разные. Все.  Даже Россия и Украина, братья навек, блин! Какая основная, подспудная, можно даже сказать государственнообразующая мечта России? Чаянье мировой справедливости. Нет? Да эти наши  гоголе-достоевско-толстые все  уши прожужжали чаяньем всемирной отзывчивости, мировой справедливости. Зря жужжали? Нет. Чаянье бессмертно, чаянье оно и есть чаянье, а на деле… то воюем, то воруем, то воруем, то воюем.
Дикая, страшная страна, на две трети в зоне вечной мерзлоты… да здесь жить невозможно! Ну никак, ну не для людей эта земля, как можно здесь жить? А поглядь, живём-поживаем,  всех дивим,  вгрызаемся – в земь, в степь, в небь…в дебрь, в самую дебрь, в миры! И всё чаем, чаем, чаем… и всё самодурством да барством из века в век пробавляемся. Забава такая – у горстки мироедов наделы, угодья барские, дворцы сумасшедшие, разврат во дворцах… а рядом – чтоб непременно рядом, на погляд – нищета беспросветная.
Ага! Вот из какого сдавливанья-то, вот из какого прессования и выпекается, выгранивается этот алмаз – чаянье. И не только для нас, для всего мира! Иначе несправедливо. А самый крутой символ, выразитель этого чаянья, как ни крути, – Ленин!  И – огненный взрыв – Революция.
А вот тёплая, плодородная, с лучшим в мире чернозёмом Украина… чур меня, чур, такой страны, которая у края чего-то, непонятно чего, нет. Есть Малороссия, воспетая Гоголем, есть часть России, названная Новороссией. Советские вожди – по глупости ли  перманентной, по пьянке ли – дали такие несуразные, нелепые границы. Но какие чаянья у этой страны? Самые потаённые,  млеющие,  м р и ю щ и е  в душе каждого малоросса мечты, это – «Вишнёвый садик возле хаты…» И добрая семья, гуторящая за вечерним чаем у хаты. Прекрасная мечта, мрия! Ну, пусть не райский, высокозанебесный, но всё ж таки – садик! Ни о какой мировой справедливости речи нет, на кой хрен она вообще сдалась, когда домик, когда садик, когда огород, когда семья у вечернего самовара гуторит…да это же самая самодостаточная сласть! Это же самое высшее, это же всемирный апофеоз! Справедливость не смалец, на хлеб не намажешь. А вот садик…
Ну и чего талдычить про единородный  Союз – одна страна, одна страна… русский-украинец братья навек? Прекрасная мечта, прекрасный садик – вот суть…
Только где он, тот садик? Мечты вековечные есть, а садик-то – тю-тю… в поднебесных высях садик. Вот и бьются за него веками. То поляки оттяпают садик, то немцы, то австрияки с венграми… вот и бейся со всем миром, из века в век бейся за садик. Такая мечта. Только бы садик, садик, и никакой прочей дури вселенской. Садик самодостаточен, он в сердце, он в самой душе угнездился. И никак его оттудова не выкорчевать. Многие за него бились, не на живот, на смерть бились. А главным борцом на поверку вышел изверг в глазах человечества – Бандера.
В глазах человечества, но не в глазах малороса. Он вынул из подполья, из поддона своего вековечного главную мечту – вишнёвый садик возле хаты, и с  ненавистью крушил всех! – Что фашиста,  что поляка, что Красную Армию. За то и мил малоросскому сердцу. Ну какой русский, с его чаяньем мировой справедливости малоросса поймёт? Брат-то брат, да мечты-то, мечты, точно клювики у чашек весов на рынке, никак не сойдутся...
Чую, случится ещё распря, долгая, вязкая возня русского с малороссом. Непременно случится. Брат с братом в мечтах разойдутся, и – на тебе. Вот только когда случится, не знаю. Чем окончится – тоже. Хотя нет, знаю, знаю! Когда поймут, что глупо винить дружка дружку в разных понятиях, ценностях, когда призовут на битву двух главных своих радетелей за Мечту – с одной стороны Ленина, с другой Бандеру. Они разберутся… уж они-то разберутся, где чья земля, у кого силы какие, мечты какие.
А то талдычат и талдычат, талдычат и талдычат, талдычат и талдычат…»

***
 «Картина салом: «Запорожцы на отдыхе»

***
«…так, в своё время, Македонский выстроил Западную Европу, западный мир вообще. Чингисхан, в своё время, – Россию, восточный мир. До сих пор менталитет Запада и Востока по самой глубинной сути делится на «Македонский» и «Чингисхановский». И ничего по большому счёту с тех пор не изменилось. И не изменится, может быть, до самых последних времён, когда Македонский с одной стороны, Чингисхан с другой не проявятся вновь во всей своей промыслительной полноте и силе, не разберутся окончательно. Ну а в помощь им – «восточный» Платон и «западный» Аристотель

***
Католицизм Запада... Православие Востока…где-то по Балканам проходит кардиограмма этой смутной границы…

***
«…а угол расхождения, а угол мечты, а  – «озарелия»?..»

***
Разлитое, как вода, мироздание. И в нем «плавает» Земля.
А внутри Земли – раскалённая магма. А снаружи – проблемы, проблемы… животные проблемы, человеческие. И всё это плывёт вместе с Землей по разлитому, как вода, мирозданию…
Так вот отстранишься порой и вспомнишь присловье:
«Кругом вода, а пос¬реди беда».
Что это? А то: сама Земля – беда.
М.б. не это имелось в виду, но порой ка¬жется – и это.

***
«...а когда расступятся толпы грузных туч,
Хлынут звезд зелёные потопы,
С  башен на груди гранитных круч
Выползают в небо телескопы...»

***
…сон о Страхе.  Страх – с большой буквы.  Это была крыса: пушистая, злая. Смутно ощущается её присутствие на земле, она где-то рядом, и – везде.  А потом – небо в багровых разводах, и там плывёт эта пушистая красавица: загорается, вспыхивает, сгорает...
Остаются лишь глаза: глубокие, зеленоватые, большие, непонятно как разместившиеся на  остром рыльце, которого, вот, – нет. А глаза живут. Живут сами по себе, и уже они – Страх…

***
Чёрный ящик. Эта механика и в человеке скрыта, и от человека. Ящик записывает всё тайное (что когда-то станет же явным!), фиксирует разгово¬ры души с людьми, с Богом, с самим собою. В отличие от ящика, скрытого в самолете, этот не подлежит предварительной расшифровке в некоем ведомстве,  а прямиком – ТУДА. 
Но в глубине-то души каждый ведает, где вильнул, где был  низок или, напротив, благороден…

***
     «…по земной резьбе донёсся ржавый скрип…
     Там выкручивался тяжко свежий гриб,
     И натужась, двинув дюжее плечо,
     Вышел весь – растелешился горячо,
     И  красуясь свежей мощью, белизной,
     Ослепил весь помрачённый шар земной,
     И увидел посрамлённые века,
     Белобокие раздвинул облака,
     Сдвинул Бога!..
     И увидел –  грибника...»

***
… а вообще высказать своё тайное самому себе очень трудно. «Чёрный» ящичек мотает плёночку, «пишет»… но на поверхность не выдаёт. Нарушения этого принципа крайне редки, и случаются, разве что, в творчестве – здесь иногда выдаётся предварительная информация из секретного ящичка. Даже у гениальных творцов полностью не рассекречивается, но кое-что всё же выплывает, выплывает…
Выплывает в нарушение общепринятых правил.
Правил приличия м.б.?

***
«…– Мужеловка!..
– Мыщелка!..
– Пережабинка!..
– Чмо!..
…………………………………….
           – А ты почему меня ударил?
           – А потому, что ты дура!..»

***
Дивные, дивные перебраночки…