Швейцарские хроники. Часть 18

Шестакова Евгения
Мой первый Цюрих.

Я совершенно случайно нашла файл с этим текстом, который я написала 8 или 9 лет назад. И решила выложить в эти Хроники практически в неизменном виде. Это была одна из первых поездок в Швейцарию. Из памяти как-то стерлись все эти моменты, а перечитывая саму себя, сижу, все вспоминаю и улыбаюсь.

Так получилось, что это путешествие свалилось, как снег на голову. Подарок на День Рождение. Как позже оказалось, что деньги для поездки – это самое меньшее из всех зол. Я очень хотела попасть в Европу именно на Рождество. (И до сих пор мне это ни разу не удалось!!! – примечание из дня сегодняшнего).

С подругой, работающий в тур фирме долго выбирали тур по Швейцарии, считали, думали: « А может, я сама поеду, без всякой группы?» Но по деньгам получалось в два раза дороже. Да и в Швейцарию первый раз самой?! Это меня пугало, просто караул! Ни немецкого языка, ни французского я не знаю вообще. Хотя, чуть позже я и в Германию несколько раз летала одна, три раза во Францию, и  вообще не задумывалась о том, что я не знаю ни немецкого, ни французского.

Все, выбрали подходящий мне маршрут, и началось – то тур не подтвердили, то подтвердили, но нет билетов, то рейс отменили, то цену подняли, то с нашими и их праздниками не получилось визу быстро открыть. В общем, у меня было состояние, близкое к истерике.

Еще c меня сняли сумму за одноместное размещение, это примерно 222 евро в неделю, потом был прикол с покупкой швейцарских франков, которых якобы не было нигде в нашем городе… Раньше здесь были слова благодарности человеку, который сыграл в моей судьбе очень важную роль, и благодаря которому мой ребенок учится в Европе, но потом я чуть не умерла из-за этого же человека, поэтому ничего писать не буду. А пожелаю лишь ему и его милой четвертой жене всяких успехов.

А на самом деле историю с покупками франков была такова, что  работники известного казахстанского банка, название которого сегодня начинается на букву Q,  даже не удосужились отправить запрос на эту валюту. Хотя я деньги заказывала за три недели до вылета. Это несколько лет спустя в Казахстане можно будет относительно спокойно купить швейцарские франки, но в те же, почти доисторические времена эта была целая эпопея.

Второй раз было почти смешно, когда я пыталась сдать оставшиеся после поездки франки.

Визу в Консульство Швейцарии, которое тогда находилось еще в Алма-Ате, я  пошла получать, когда за окном было минус 24. Спасибо Тойоте Камри,   не подвела, завелась. Потому что такси было не поймать, машины в то морозное утро не  ездили просто в принципе, а на остановках общественного транспорта было черно от народа. Консульство работало всего 2 дня, потом опять уходило на праздники.

В Консульстве передо мной какой-то мужчина из Киева закатил 40 минутную истерику на тему, что он бывший дипломат и ему не дают визу. Я сидела и думала, если он сейчас испортит настроение секретарю, и она просто нас всех отправит домой.

Но все, документы сданы, томительный день ожидания, и при тех же минус 24 я получаю паспорт с месячной визой. Швейцария тогда еще не вошла в Шенген и первая виза этой страны в моем паспорте была оранжевого цвета. Через год я уже получила швейцарскую Шенген визу для путешествия по Швейцарии.

Лететь мне предстояло через Москву с большой ночной пересадкой - с 8 вечера до 7 утра. С собой я привезла для друзей большой пакет с казы – это национальная казахская еда из конины. Очень вкусная еда, нужно сказать.
Выяснить точно до полета – пропустят ли меня с ними в самолет - не удалось. Поехала наобум – пропустили без слов.

Еще одна проблема с вылетом. Улетала я днем в  пятницу.  Все друзья на  работе, передо мной была радужная перспектива поездки в порт на автобусе. С заказом такси по телефону тогда все было плохо. Стоила эта поездка просто очень дорого.

Я вообще совершила одну большую ошибку.   Я не взяла с собой в поездку купальник и зонтик.  Эти две вещи  реально бы пригодились из всей кучи барахла, что я взяла с собой. Пройдет еще очень много лет, прежде чем я научусь летать с минимум вещей и небольшим чемоданчиком.

В Алматинском аэропорту мои клевые джинсы  «с конем» на попе звенели так, что меня направили на ручной досмотр к тетке в синюю комнату.
(Первый раз меня щупала тетка)*улыбка*

В который раз убедилась, что в каждом аэропорту свои правила и заморочки – где раздевают чуть ли не до трусов, а где можно пол литра минералки спокойно в сумке пронести в салон и открытую бутылку мартини. (Это мы так один раз вылетали из Египта).

Когда  самолет взлетел, над Алма-Атой разлился черно-розовый закат… Я прилипла к иллюминатору. А в то доисторическое время (к слову на дворе был, кажется, 2007 год), фотографировать из салона самолета категорически запрещали! Фразу о том, что мой  цифровой фотоаппарат Кэнон может внести помехи в работу навигационного оборудования,  я слышала в полете так много раз, что сейчас жалею, что тогда была такой послушной девочкой и не фотографировала землю и облака.

Летели в Москву мы на довольно старом  Боинге 737 авиакомпании Трансаэро, причем я даже сразу и не поняла, что за самолет. Но нас всю дорогу поили шампанским и финским Абсолютом. Я сидела на крыле в той части салона, которая была чем-то типа Улучшенного эконома.  Возле меня было пустое место.  Возле прохода сидела бабулька - божий одуванчик, которую я все пыталась напоить Мартини, потому что одной было скучно. Пить в полете было скучно. Да, точно, я же в аэропорту в Дьюти фри купила бутылку Мартини.

Пассажир сидящий впереди меня, видимо понял, что мне скучно, я пересела к нему вперед, а потом мы вообще пошли в хвост к стюардессам и там провели половину полета.

Накормили, к удивлению, вкусно. Полет продолжался 4-20. Самолет ни разу не трясло, но к концу полета мне уже дико хотелось спать.

В Домодедово начался кошмар на паспортном контроле. Такого количества людей в одном маленьком помещении я не видела давно – пограничники работали еле-еле, я проторчала час, потом выяснилось, что мне еще нужно заполнить миграционную анкету. Сейчас эти анкеты раздают в самолетах, но тогда не давали.

В общем, когда я пришла получать багаж, на ленте его не было. Работница  давно его уже сняла, и он стоял беспризорный в центре зала, да еще и сумка с казами порвалась.

На выходе никто бирки багажа не сверял, и тут я увидела Лешку Биг Алекса и Томарку. Чуть в стороне стоял Толик, к которому мы уселись в машину и поехали кататься по Москве, пробуя Текилку из разных бутылочек.

Экскурсия по ночной Москве мне понравилась, правда дико удивили размеры Красной Площади. Я думала, она гораздо больше. И там так холодно было…. Меня буквально сдувало ледяным ветром… Эх, я тогда же еще не подозревала, что это просто легкое дуновение ветерка по сравнению с тем бураном, который нас будет ждать на вершине Юнг Фрау… И за наши же 133 евро…

Бессонная ночь в Москве - это наверное воспоминания на всю жизнь… С 3 ночи до 5 утра я думала, что я сейчас умру, так хотела спать. Я тогда носила контактные линзы и для глаз это был вообще ад. Линзы снять я не могла, без них я была бы, как слепой котенок.

Друзья меня привезли обратно в Домодедово.
 
В аэропорту прошла регистрацию с разуванием – раздеванием, пошла искать свой выход. Грозные женщина на контроле выкидывали с мусорный бак все – у некоторых даже тушь и пудру. У меня вся косметика была в багаже.


А вот час до посадки с 5-30 до 6-30 утра – был вообще глобальный пипец… Я чуть ли не спички вставляла и глаза, чтобы не уснуть и не пропустить посадку в самолет, вылетающий в Цюрих. В Домодедово куча выходов на посадку, и очень мало сидячих мест в этих закутках. Половина народа просто стоит.

И вот, ура, мы сели в роскошные кожаные Рикаровские сиденья Аэробуса и я на какое-то время реально отрубилась. Мне нужно  было поспать, потому что сразу после приезда начинались экскурсии. Разбудили на завтрак… В Швейцарию мы летели авиакомпанией Свисс эйр. Такой редкостной гадости в самолетах я не ела ни разу в жизни. Чего-только стоил горячий, разваленный помидор и сваренный шпинат.  А омлет.  У меня бы дома собаки не стали есть эту «еду». И опять же, я еще тогда даже не подозревала, что почти на всех завтраках в отелях омлет будет такого же вкуса половой тряпки из старой советской школьной столовой.

Бэ….
Единственная прелесть полета – это восход солнца на высоте 10000 метров над землей. Это нечто фантастическое!
Мягкая посадка и … проливной дождь. Здравствуй город Цюрих и Швейцария! Суббота – начало девятого утра. Летели мы из Москвы три часа.

Мне так хотелось сбежать от нашей Алма-Атинской серой зимы!  Но, за что боролись, на то и напоролись.

Никакого яркого неба, тепла и кучи впечатлений. Дождь и плохое настроение. Угрюмые фотографии без света и красок. Правда, какой же дурак, кроме лыжников, едет в Швейцарию зимой?!
Это вот я, он самый.

Из аэропорта Клоттен, под совсем уж грустным дождиком на большом автобусе нас отвезли в пригород Цюриха, буквально в 10 минутах езды от центра, где поселили в 4 –х звездочной гостинице «Swisshotel». Огромная свечка, 32 этажа, мой номер был на 18-ом.

Не самый большой номер, в меру уютный, но с огромной двух спальной кроватью.
Я блондинка, к тому же алма-атинка, мы как привыкли – приходим домой – тепло! И не нужно включать батареи, я совсем забыла, что в этой Европе все совсем не так! Вначале то мне показалось, что в номере очень тепло.

Покидав быстро вещи, я и еще парочка - 2 москвича, идем гулять. Зонтики берем в отеле на ресепшине и вперед – по лужам!

До экскурсии было еще 2 часа, втроем отправляемся бродить под дождем по городку, нам нужно было еще и поесть. Состояние было дурацкое – почти сутки без сна, часик в самолете, не понятно, что хочется, все раздражает…

Все магазинчики пестрели надписями «Распродажа», но мы быстро убедились, что в некоторых качество товаров гораздо хуже, чем на нашей китайской барахолке, а цены даже с учетом скидок такие, что хотелось спросить: «Вы все это носите по таким ценам???»

Гид нас предупредила, что магазины и кафе закроются в шесть, так как суббота, ночных магазинов практически нет… А в воскресенье вообще ничего работать не будет, так как магазины в Швейцарии имеют право работать всего 4 выходных в год, и они их берут в 4 предрождественские недели.

Кстати, наверное, не так уж и плохо, что я не попала на Рождество – если сейчас наша группа была 20 человек, то на Рождество – сто.

Городок был наклонный, горы вверху – ориентироваться было просто. Везде пешеходные переходы – ярко желтые, каждые 20 метров на этих кривых узких улочках.

Наверное, для меня, как для водителя – это сущий кошмар. Некоторые тройные и четверные перекрестки были с первого взгляда вообще непонятны - вроде, такие малипусенькие, но и не поймешь – кто куда едет. И почему уже 5 минут пешеходам горит красный свет. При этом стоят все – и мы, и машины.

Каждый поворот открывал что-нибудь интересное – то причудливый домик, то украшенные окошки, то бесконечные шпили церквей, с часами на башне.  И везде колокольный звон.
Вот это меня очаровало.  И дико непривычно выглядели маленькие машинки – везде стоят карапузы типа Смарта.

За час мы обошли почти все, пошли искать место, где нам  можно было бы покушать.
Время 11 утра. Вспоминаем, что гид показала нам супермаркет, где можно перекусить – типа салат – бар.

Найти этот бар оказалось не так трудно.   Кушать  к тому времени хотелось уже очень сильно. 6 часов разницы во времени.  В Алма-Ате  почти вечер, а мы еще не завтракали.

Берем тарелки и замечаем, что мы одни молодые, везде старушки и старички, у них типа утренней сходки.

Начинаем с тарелкой  обход лотков.  Возле кофейного автомата стоит бутылка с ликером. Плюхаю себе в чашку добрую порцию и сверху доливаю  кофе.

На кассе взвешивают наши три кусочка колбаски. Итог 30 франков, 3000 тг на наши. Вау, какой завтрак то. (Сейчас я читаю это и думаю - вау, какой волшебный курс тогда был у франка – 100 тенге за  1 швейцарский франк. Сейчас курс 350 тенге за франк).

Есть то, конечно, хотелось, но  мы поняли, что 2\3 того, что у нас на тарелках,   не съедобно вообще.  Еда абсолютно пресная, безвкусная, без перца и без каких-либо приправ.  Обед на борту самолета авиакомпании Трансаэро кажется сказкой по сравнению со всей этой едой.

Пару глотков кофе с ликером и все – мне больше ничего не хочется, даже шевелиться.

К нашей компании присоединился известный московский фотограф- Игорь Осляков.  Он съел пару кусочков и произнес вслух то, о чем мы уже подумали
-По-моему, это есть нельзя…

В 12 часов подходим к отелю, нас ждут гид и автобус.

Кто мне говорил, что английский язык в Швейцарии везде,  не прав. Так же как и те, кто говорил, что нет проблем с Евро. Проблем то нет, но сдачу вам дают с Евро во франках, и вовсе не по курсу. А один к одному.  Если сдача должна быть 5 евро, то вам дадут 5 франков, да и то не везде. На выходные банки закрыты, обменники в отелях закрыты, деньги поменять можно только в аэропорту.

Проблемы с языком были.   В немецкой части Швейцарии на английскую речь еще откликались, во французской части нам отвечал  один из пяти – шести человек. А если вы во французской части спросили что-то по-немецки… Все финиш.  Почти ненависть! Даже если вы в магазине набрали товара на 500 франков.

Странно, что в такой маленькой стране, в которой официально 4 языка, немцы и французы так не любят друг друга. И еще у швейцарцев 130 наречий. Часто жители соседних городов не понимают с первого раза друг друга. Пишут то они все на правильном немецком, а вот говорят…

Вечером в Цюрихе на ужин иду покупать колбаски. Продавщица на английском вообще ничего не понимает. Перехожу на немецкий.
Говорю ей:
– Драй – три то есть.
Она меня не понимает.
На пальцах показываю - три
Она мне:
– Дрю… и чета там еще в придачу…
Из «Дрю» я знаю только Дрю Берримор… и так везде. В некоторых местах даже нашего гида Надежду не понимали, которая живет в Швейцарии уже 2 года. В ресторане на леднике Юнг фрау три зеленых чая звучали, как – Дрю грю тю. *улыбка*.

Анекдот.  Если бы не было так печально. Мы  в Казахстане жалуемся на плохое качество обслуживания.  А в Швейцарии в некоторых ресторанчиках, видя отлично, что мы иностранцы,  приносят меню на немецком языке и потом вообще не подходят к столику.

Мы как-то попросили чек - нам принесли бутылку вина. Пришлось пить. *улыбка*.
В Монтрё, городе на береге Женевского озера покупаю в одной кулинарии курочку. Продавщица традиционно английского не понимает, и говорит мне что-то на французском.
А у них там такой французский, что я даже отдельных слов не различаю. ( Я так же в Индии вообще не различала отдельных слов, когда индусы говорили на хинди).  Мне что тот французский, что китайский…

Я ей:
– Инглиш, плиз
В ответ:
– Ноу инглиш!
Показываю на кусок курицы рукой.
Опять друг друга не понимаем.

Я тогда просто уже по-русски:
- Но если у вас «ноу инглиш», то я не знаю вообще, как с вами разговаривать…
В ответ летит:
- А вот так прям по-русски и разговаривайте…
Я- А о чем вы меня несколько раз спрашивали?
Продавщица- Я вас спрашивала вам курицу с собой завернуть или тут будете кушать?

До кулинарии  я бродила в этом огромном, трех этажном супермаркете, искала вино.  Вина нет. Думаю, ну как это так, что в супермаркете в Швейцарии нет вина?!
Я этой русской красавице и говорю-
-Такс, покажите мне пальцем куда идти, чтобы купить вино!
-На третий этаж, там красный магазин!
-Ок.

С курицей в зубах еду вверх на лифте. И вот он долгожданный магазин.
Картина маслом – выход с кассой из магазина есть – входа нет! Обхожу бутик по кругу, при этом чувствуя себя полным дебилом,   нет входа!

Остаюсь ждать, чтобы хоть кто-то вошел в магазин. Думаю – не одной же мне в этом городе, в этом магазине нужно вино.
В ожидании хоть кого-то я простояла минут 10.   Оказалось, что вход, это незаметная красная дверца на красной же стене.

Добро пожаловать в магазинчик!

Найти Швейцарское вино – проблема. Целые стеллажи вин из Франции и Италии. И лишь небольшой закуток со швейцарскими винами.
Покупаю три бутылки – белое, розовое и красное.
Розовое вообще оказалось компотом.
Как-то я удалилась от темы про Цюрих.

В этой стране  все делится на кантоны, их 23. И вот Цюрих, столица одноименного кантона, является мировым финансовым центром, средоточием торговых и промышленных учреждений и музеев. Самый известный из них - Кунстхаус на улице Хаймплац, в котором собраны бесценные картины великих художников. Скажу сразу, в Цюрихе я не была ни в одном музее.

Как нам сказал гид, в этом городе все для туристов, но этого, честно говоря, мы не заметили ни разу. Совершить прогулку на кораблике по Цюрихскому озеру нам не удалось. В общем, почему-то не удалось увидеть нам в этом городе гораздо больше, чем удалось.

Недалеко от Цюриха находится Винтертур. Это второй по величине город кантона, бывший рабочий центр. Сейчас городок великолепных музеев, в которых нам гид настоятельно советовал побывать при следующих поездках.

Мы гуляли по правому берегу – старый город, пешеходные улочки, узкие и извилистые. Древние красивые дома в готическом стиле в наступающих сумерках особенно притягивали взгляд.

Первые этажи почти всех зданий - небольшие кафе, кондитерские и булочные, антикварные магазинчики, 90 процентов которых было закрыто, потому что был вечер субботы.

В этой части города находится Niederdorf – средневековая улица, на которой веселятся местные жители. Мы наблюдали, как парочка пьяных швейцарцев, одетых в национальную одежду и обмотанные флагом, распевали песни и что-то даже отплясывали. Многочисленные магазинчики вина не дадут вам уйти трезвыми. В некоторых можно пробовать вино, но после этого желательно купить бутылочку, вас, конечно, никто не заставляет, но… Посмотрят очень неодобрительно, хотя после пары дней пребывания в этой стране на неодобрительные взгляды местных жителей мне было уже наплевать.

К тому же оказалось, что в больших магазинах можно купить вино дешевле. Если вы не нашли отдел спиртного в супермаркете, значит можно его купить в небольшом бутике в этом же здании.

В Интерлакене купили бутылку грушевого шнапса за 89 франков. Несколько дней спустя обнаружили в большом супермаркете тот же самый напиток по 23 франка за бутылку.

Кстати, в этом квартале, я все еще веду речь про Niederdorf, находится домик, в котором жил Ленин, самая старая в городе кондитерская «Шпрюнгли» и очень интересная аптека, на витрине которой огромные фляжки, как в российских деревнях из-под самогона.

И «гордость» квартала - романско-готический собор Гроссмюнстер (строившийся с 12го по 15 века), который считается святыней протестантизма. Нужно достаточно высоко задрать голову, чтобы увидеть верхушки шпилей.

Протестантские храмы без икон, убраны все украшения, и даже оргАны вернулись в них только в 19-ом веке. Прихожанам нужно было только молиться и работать, запрещалось даже улыбаться,  и открыто выражать радость. А еще они должны были слушать до 18-ти проповедей в неделю. Подсчет велся очень строго, наказания были суровыми.

Мне подумалось – как хорошо, что я жила не тогда.

Я так и не поняла, чем приглянулось это учение швейцарцам и почему они от пышных католических храмов перешли к суровым и серым протестантским.

Дальше мы прогулялись до здания городской ратуши, и церкви Вассеркирхе. По набережной озера  дошли до театра и собора Фраумюнстер. Точнее, он называется костел Фраумюнстер, строился не один десяток лет с 13 по 14 века. Известен не только великолепными витражами Марка Шагала, которые он создал в 1970 году, но и тем, что этим собором управляли за всю его историю 29 аббатес. Первая девушка (дочь тогдашнего правителя) умерла очень молодой, в 25 лет, и бразды правления монастырем и собором приняла ее младшая сестра.

В костеле не разрешалось снимать на фото или видео, но особо хитрые туристы снимали маленькими камерами из карманов курток. В общем, я тоже была в их числе.

Знаете, витражи стоят того, чтобы их увидеть раз в жизни. В работах превалируют все оттенки синего, а знаменитую «розу» Марк Шагал заканчивал уже в возрасте 80-ти лет. На эти настоящие произведения искусства можно смотреть часами.

После собора нас ждала Парадплац, небольшая площадь с домами 18-19 века. Пятиминутный осмотр старинного военного плаца, роскошного здания отеля Савой и дальше мы отправились к банку Schweizerishe Kreditanstant, открытого в 1876 году.

У меня создалось впечатление, что в Швейцарии в каждом городе просто несчетное количество фонтанов и маленьких площадей. Кажется, что за каждым поворотом встречается эта троица - площадь, фонтан и собор.

Гид все время повторяла нам, что в озере настолько чистая вода, что ее можно смело пить. Из озера мы, конечно, не пили, но вот в отеле воду из-под крана запросто. И ни разу не было проблем с животом.

Я не люблю пить минеральную воду без газа, и в Швейцарии для меня это была реальная проблема. 

Пол литровая бутылка воды без газа стоила от 3 до 5 франков. Вода в отеле казалась вкусней. Еще можно было смело пить воду из всех городских фонтанчиков.

Гид нам говорила, что Швейцария – страна гномов, но ни одного шныряющего под ногами гномика я тоже не увидела. *улыбка*.  А, поняла, это, наверное, потому, что я все время смотрела вверх, на шпили соборов.

На небольшом холме стоит знаменитая церковь Святого Петра. Известна она тем, что в 1538 году на ней установлены самые большие тогда в Европе часы с циферблатом диаметром 8,7 м. Их очень хорошо видно с противоположного берега реки, с «Липового холма». На небольшой площади на самом деле растут липы,  и находится фонтан.

Отсюда хорошо просматривается река Лиммат, красивое здание Университета, Большой собор и церковь, носящая удивительное название – «Церковь любви к женщине».

Гид неустанно рассказывала нам истории и легенды практически о каждом месте, где мы побывали.

Но у меня создалось впечатление, что эти легенды знают только гиды и туристы. Покидали мы Цюрих, залитый вечерними огнями.
В голове была настоящая каша из имен, событий и дат.

У меня к этому времени включился Энерджайзер, пошли вторые сутки без сна. Мои спутники - москвичи остались в Цюрихе. Там столкнулись с первым неприятным опытом общения с грубыми и невнимательными официантами в одном небольшом ресторанчике.   Сначала им пол часа несли меню на английском, которое просто швырнули на стол, и при этом даже не удосужившись объяснить, что ресторан только что открылся и горячей еды не будет еще час.

А я отправилась добывать еду в пригороде. Как уже говорилось - вечер субботы, рестораны не работают, только дежурные магазинчики возле вокзала.

Город практически не освещался и везде ходили афрошвейцарцы.  Скажем так - было не очень уютно. Я  нашла открытый магазинчик – серия «Kiosk», долго выбирала вино и сыр. К ним добавился йогурт и что-то еще.

35 франков. Штопора  в номере нет. Спускаться вниз в холл и просить открыть мне бутылку, мне показалось неудобным, я сидела в номере, допивая мартини из самолета и закусывая разными сортами сыра.

И вот, у меня было ощущение, что сейчас глубокая - преглубокая ночь.

Опять же нас гид предупредила насчет платных каналов. Стоит дорого,   24 франка 1 час или 1 фильм, а у меня на пульте не работала кнопка, переключавшая просто на ТВ.

Сижу я в номере, на 18-ом этаже, слушаю звон колоколов, доносящийся со всех сторон… И понимаю, что только семь !!! вечера.

Доедаю, допиваю и иду гулять опять. Улицы вообще стали безлюдными, ни одной машины, только черные бродят группами.

Походив часик, пару раз заблудившись, я вернулась в отель и поняла, в комнате то собачий холод – и регулятор батарей не крутится. А из прорезей идет холодный воздух, будто работает кондиционер.

Спускаться вниз мне было лень, и, завернувшись в огромное пуховое одеяло, я завалилась спать на такой же огромной кровати.

В номерах был чайник, перед сном я выпила 2 чашки кофе, это мне абсолютно не мешало спать.