Гениальная победа юного самбиста

Владимир Сергеевич Мусатов
Год 1969-й.
Чемпионат СССР по самбо среди молодежи. На ковер приглашаются Двойников  и Бадалян. Бадалян — чемпион прошлого года среди молодежи, а мой ученик Валерий  Двойников — чемпион СССР среди юношей.
    — Валерий, Бад будет атаковать броском через спину с колен, выключи его правую руку и атакуй болевым приемом на локоть.
Валерий  молча смотрел на меня и продолжал вяло двигать бедрами вправо и влево. Я знал, с этим парнем все в порядке, ему не нужно говорить много, достаточно двух слов, иногда взгляда.
Валерий же знал, что если я немногословен, значит, уверен в его победе.
Лежа на матах за нами наблюдал Цюпа.
Валерий  вышел на ковер, лицо его было отрешенным, он уже находился в другом измерении, его мозг конструировал несколько возможных вариантов поединка.
    — Послушай, Мусатов, — Цюпа задержал меня на секунду.
    — Сейчас твой щенок не продержится и минуты, Бад. сделает из него отбивную.
    — А тебе что за дело, ты друг Бадаляна?
    — Мы с ним вместе тренируемся в сборной СССР.
    — После этого чемпионата в сборной будет Двойников — я двинулся на тренерское место у ковра.
Бадалян атаковал стремительным броском через спину с колен. Валерий жостко прихватил его атакующую правую руку чуть выше локтя, одновременно рванул бедра навстречу спине Бадаляна и остановил его всего на одно мгновение.
В следующую секунду Валерий заваливает Бадаляна на спину и выполняет болевой прием на локоть захваченной руки.
Рука на изломе, и Бадалян сдается.
Цюпа удивленно смотрел на меня:
    — Недаром говорят, Мусатов, что ты счастливчик. Где ты откопал этого парня? Как лихо он расправился с Бадом! Если уж Бада он сломал, по остальным пройдется катком!
    — Так и будет.
Я не побежал поздравлять Валерия, считал это слюнтяйством, дети войны не привыкли к нежностям.
Тренер и ученик встретились глазами издали, Валерий застенчиво улыбнулся учителю.
Юный Валерий в итоге победил всех и стал чемпионом СССР среди молодежи.
*******
      На фото Валерий на Олимпийских Играх в Монреале год 1976-й.