КБ. 4. Аварии

Борис Креймер 3
          Каждый год в середине сентября  у нас начинались  испытания. Испытывали новшества и новые машины мы на ОПБ ( Опытно - полевой базе ) КБ. За нашим отделом была закреплена четырехрядная экспериментальная хлопкоуборочная машина. На ней отрабатывались все новые конструкции гидро- и пневмосистем, а также устройства, разработанные в других отделах.

         В КБ было много автотранспорта. Два автобуса, автофургон ГАЗ , тензометрическая лаборатория базе ГАЗ, микроавтобус УАЗ и другие машины. На ОПБ мы чаще всего ездили в автобусе. Иногда, если были места, в фургоне и изредка в  “тензометричке”.

         В этот раз мы приехали в автобусе, как обычно к  11-ти часам. По нелюбимой мною традиции, Игорь Николаевич Заров и я направились, с дорожными сумками в руках, в гараж. Так мы называли большой  машинный двор , где располагалась вся техника ОПБ и наша машина, в том числе. Ее перегнали сюда два дня назад.

         Практически год я не ездил на моей огромной, красивой машине. Соскучился очень. Побежал осмотреть ее. С первого взгляда все было в порядке. Я похлопал двигатель по радиатору, здороваясь, потом забрался на площадку управления, убедился, что ничего не повреждено.

         Вопреки ожиданиям, шеф не стал ни с чем возиться, а решил пойти устраиваться. Что-то новое! Мы выбрали кровати. Я свою привычную, прошлогоднюю. Шеф переместился к окну. Переоделись в рабочую одежду. Совсем другое дело!

         Игорь Николаевич решил провести серьезную подготовку до приезда какой-то важной комиссии. Проверили работу всех механизмов и агрегатов. Попросили механиков проверить и, если надо, отрегулировать двигатель. В общем, как-будто правительственная проверка намечается.

         Машина была осмотрена, пальпирована и  простукана. Зачем вся эта суета, шеф не сказал. Я особо и не спрашивал. Само все выяснится. Подошел старый приятель Зарова из отдела аппаратов, в прошлом член сборной по волейболу, спросил сыграем ли вечером. Заров ответил, что непременно! 

         Я тоже играл, а в прошлом году даже выучился бить левой рукой. Конечно, удар был слабее, чем правой, зато когда летел пас, я выпрыгивал и бил какой удобно. Противники не ожидая такого оборота, пропускали. И меня научили подавать на конкретного игрока.

         Заров был озабочен. Причины я не знал. Пока мы возились, рабочий день подошел к концу.  Я запустил двигатель.Он, как обычно, покочевряжился но потом загудел ровно и мощно. Поехал на мойку, залил водяной бак (120л) доверху и покатил к волейбольной площадке.

          Там я включил насос и из штатного брандспойта полил площадку. Пришлось сделать 4 ходки. Пока я проверял водяную систему, земля впитала всю воду и начала подсыхать. Скоро сыграем! Подошли волейболисты,разделились на две команды и начали! Играли весело, быстро, с шутками и  азартно. Шеф играл хуже обычного. Понятно! Еще не набрал форму.

         Я вылил всю оставшуюся воду и поехал в гараж. Машина работала, как часы! Выключил мотор, включил первую передачу. Все! Можно идти в столовую. За ужином шеф сказал, что рано утром уедет с тензометристами. Мы обговорили, что надо еще проверить и начали есть.

         Утром я встал минут на двадцать позже. Поел, пошел в гараж. Проверил всю хитрую пневмосистему, подтянул все гайки, пару заменил. Машина была в идеальном состоянии.

         До обеда оставался час с минутами. Приехал шеф. “Тензометричка”  выглядела высокомерно и немного таинственно. На крыше этой машины располагалась труба-футляр для кабелей, очень похожая на ракету.

         Это придавало машине вид какой-то полувоенный, солидный. Шеф выбрался из фургона и я понял, что он где-то прилично набрался. Абсолютно нетипично! Никогда не было!

         При всем, при этом, он был переполнен идеями. И не все идеи были плодом спиртовых паров. Нет! Многие мне понравились. Шеф был великим инженером! Выпить любил, но изредка и под хорошую закусь.  А сегодня...С каждым бывает!

         Для проверки нового вентилятора потребовалось приподнять нос машины. Лучше всего на что-то наехать. На что? И где взять это “что”?  И шеф придумал! На шпалу! Мы знали, 6де лежал обрезок, пол шпалы и я собрался  сходить за ним.

         Но предварительно решили поставить машину рядом с навесом. Я маневрировал , пока не выставил нашу любимицу, как надо. Наконец я отправился за шпалой. Она лежала там, где мы увидели ее два года назад. Я поднял ее, пристроил на плечо и пошел назад.

         Я вошел через ворота, до машины еще метров шестьдесят и вдруг увидел, как  тяжелая машина рванула с места, вздыбилась и врезалась в верхний швеллер навеса. Мотор, поняв, что они с шефом натворили, заглох. Сердце у меня колотилось, глаза шире не открывались, дыхание остановилось, во рту пересохло! Я подошел к машине.

         За рулем сидел бледный, трезвый Заров. Он был потрясен, расстроен и растерян. Я потерял дар речи, но внутри черепа уже нарисовалась, почти в деталях, картина действий. Одновременно появились досада и раздражение. Все было сделано! Машина вылизана!  И вот! На тебе!

         Шеф никогда не садился за руль! Мое умение водить не вызывал нареканий. Зачем он вдруг? И куда вдруг? Я обогнул машину. У меня были две солдатские фляжки, я их недавно наполнил чистой водой. Достал одну, отвинтил крышку и протянул шефу. Он кивнул, взял фляжку, стал пить. И проходить в себя.

         - Я за инструментами, Вам надо умыться, сейчас начнем разбирать трубы пневматики. Никто ничего не видел! - я говорил, шеф, кажется начал соображать.
         - Отодвинь машину от навеса! - голос  вроде нормальный. Я запустил мотор и сдал назад на полтора метра.

         Пока  ходил за инструментами, Заров изучил повреждения. Они оказались серьезнее,чем при беглом осмотре. Но  ремонтировать надо!
Мы начали разбирать пневмосистему. С очень большим трудом удалось демонтировать смятые выхлопные патрубки, на них пришелся главный удар. Бункер тоже был поврежден, но непонятно насколько.

         Снова запустил мотор, он чувствуя словно, что не время капризничать, зарокотал ровно.  Выкатил машину на просторное место, шеф дал сигнал и я осторожно начал поднимать бункер. Бункер поднялся до верхней точки, перевалил через нее и мы увидели, что крышка перекошена на целых полметра или чуть  больше.

         Попробовал опустить бункер, крышка не закрывалась и сам бункер не хотел  “садиться” на свое место… Опять поднял вверх. От удара весь короб, похожего на курятник, бункера повело… шеф выбежал через задние ворота, там находилась весовая и была площадка, где разгружались машины с хлопком.

         На этой площадке, никому не мешая стоял столб из мощных уголков. Функции его не были понятны. Шеф решил использовать этот столб для рихтовки бункера. Здорово!  Я привел машину на площадку, остановился, поднял бункер и согласно сигналам шефа, уперся им в столб.

         Я тронул машину очень осторожно и чуть продвинул вперед. Буквально на 10 - 15 см. Сдал назад, немного повернул руль и повторил эту процедуру. И так четыре раза. Попробовал опустить бункер. Крышка не закрывалась. Теперь я упирался в столб крышкой.

         После трех раз наметился сдвиг к лучшему. Я поделился мыслью, которая легла в основу второго этапа рихтовки. Мы раздобыли трос, зацепили его за бункер и за столб и я потянул, двигая машину назад. Было неуютно. Над головой трос, который натягивается трактором, мощностью 78 л.с. Но эффект налицо! Бункер ощутимо выравнивался!

         Я попробовал опустить бункер. Нехотя, со скрипом он сел на место. Крышка тоже почти легла. Но эти  “почти”! Что и как надо сделать?  Я закурил, шеф задумался… Наконец было решено, что настала пора рихтовать тяги,  которые управляли открытием - закрытием крышки бункера. Они были искривлены, но было понятно, что делать.

         Заров ушел куда-то, я прикурил новую сигарету. Вспомнил, что не ел с утра. Есть не хотелось. И расслабляться еще рано. Пришел Заров с кувалдой. Меня прогнал в тень, сказал            что  “это его дело”. Он забрался  внутрь бункера и стал орудовать кувалдой. Хорошо, что я мыл машину накануне. Пыли особой не было, но все-таки шеф покрылся ею, как пудрой.

         Но тяги почти выпрямились! Шеф вылез из бункера. Я тут же завел мотор и поднял бункер. Потом опустил. Все было хорошо! И крышка легла на место! Мы умылись из нашего водяного бака. Поехали в гараж. Машина как-будто шла сама, я едва прикасался к баранке. Машина, это не просто набор многих, соединенных друг с другом  железок. Это нечто другое...

         Время ужинать. Мы пришли в столовую.  Ели молча. Потом пошли рихтовать воздуховоды. Мы закончили все работы только в два ночи. Наша машина была в полном порядке, только краска, поврежденная молотками, напоминала о случившемся. На следующий день Заров краской другого оттенка покрасил патрубки и другие детали и стало даже красиво.

         Удивительный факт: никто не заметил ни аварии, ни ремонта! Комиссия тоже. Все прошло хорошо. Усталость после наших  “подвигов” наступила только на третий день. Машина вела себя, как больной сразу после болезни. Но и она “выздоровела”. Мы вошли в привычный ритм работы и отдыха.

         Испытания продолжались. Мы проверили в деле новый вентилятор, новые водосистему и гидрораспределитель. Я, впервые за годы работы,  попал в аварию. Дело было так: я гнал нашу машину в гараж. Ехал быстро. Вдруг навстречу начало приближаться облако пыли.

         Обычно хлопкоуборочным машинам все уступают дорогу,а этот, неизвестный субъект, не отвернул. Я крутанул руль вправо и машина запрыгала поперек грядок. Я остановился, пошел смотреть.Были повреждены некоторые обтекатели, но не очень сильно. Задним ходом выбрался на дорогу и поехал в гараж. Ремонт занял четыре часа.

         Эти события отразились на нас. Мы стали бережнее относиться друг к другу. Внешне это не проявлялось никак. Но ощущение наличия каких-то, ранее не существовавших нитей, точно появилось.Было необычно и приятно.

         Трудно передать словами, но мы приобрели  тонкое понимание друг друга. Змечательно и прекрасно!

         Так мы завершили этот непростой сезон. Как всегда, испытания прошли не только машины, но и мы. В очередной раз. Думаю, выдержали!