Сад Эпикура

Елена Николаенко 2
У каждого есть свой заветный сад, где тенистые уголки, прекрасные розы, великолепные пионы, элитные кусты, голубые ели   - величавые солитеры, своя  скамейка, где можно любоваться закатами и философствовать о вечном... Но сегодня я приглашаю вас, угоревших от алхимических опытов при изготовлении философского камня, выйти отдышаться в другой сад. Этот сад непростой.
          Когда-то он принадлежал великому греческому философу Эпикуру, жившему в третьем столетии до Рождества Христова. В нем всегда было тихо, тепло и уютно.
      
          Сад Эпикура - это целый особый мир свободы, дружбы и любви, мир  беззаботного и уединенного размышления.
          Когда речь идёт о людях, знающих толк в удовольствиях, мы говорим, что они ведут эпикурейский образ жизни. Они  изнежены  и благодушны!
          Эпикур считался глашатаем всяческих, особенно любовных утех, и античные поэты восклицали:

       'Правды отец Эпикур, и сам повелел нам премудрый
        Вечно любить, говоря, цель этой жизни любовь!'

          Великий философ был худеньким, болезненным человеком, всю жизнь страдавшим от камней в печени. Незнатный, небогатый, он скопил немного денег и купил в Афинах уединённый сад с домиком, в котором поселился со своими учениками.

          Совершим образный бросок мысли в далекое прошлое и побываем в Саду Эпикура. Что мы слышим?  Беседа учителя с учениками о наслаждении:

         -'Вы только послушайте, что говорит учитель! Кому мало малого, тому мало всего. А кто умеет жить на хлебе и воде, тот в наслаждении поспорит с самим Зевсом! Скажи, Эпикур, разве жить на хлебе и воде - это наслаждение?'

         -'Наслаждение наслаждению - рознь. Нет, друзья, не попойки и кутежи, не наслаждение прекрасными женщинами, не любовь к искусно приготовленной рыбе и прочим яствам роскошного стола - не являются истинными наслаждениями.
Конечно, вино, рыба, сладости вкуснее, чем хлеб и вода, но потом от вина  болит и кружится голова, а от сладости портятся зубы.'

          -'Скажи, учитель нам скорее, что же такое истинное наслаждение?'

          -'О, настоящее наслаждение - это не что иное, как отсутствие боли. Представьте: после  долгого мучения боль, наконец, отпускает тебя, и бывает мгновение, только одно мгновение несказанного блаженства! Его не сравнить ни с наслаждением вином, ни с наслаждением женщиной, ни с каким-либо иным наслаждением.
 Такое наслаждение и хочется продлить мудрецу всю жизнь. Сделать это можно только одним способом - оберегай и лелей свой собственный покой. Ведь вся твоя жизнь - игра случайностей, особенно политических. То победит олигархия, то тирания, а то народ установит демократию и начнётся хаос. Какой уж тут покой?!'

         -'  Для истинного философа путь в такой ситуации один - 'Живи незаметно!' Как - незаметно? Это значит,  оратор не выступай на народном собрании, торговец не кричи на рынке, да и ты сам, Эпикур, не философствуй вслух. '

         -'Эх вы, смертные! Взгляните лучше на бессмертных богов - они блаженны и не знают никаких забот. Боги, как истинные мудрецы, живут незаметно, парят в межмировых просторах вселенной и, наслаждаясь нерушимым покоем, говорят себе: мы счастливы! '

Кстати, настоящие эпикурейцы так и жили - незаметно, благоразумно, уважая друзей, сторонясь войн и государственных дел, и даже жалея своих и чужих рабов.

Современники осуждали их за такой обывательский образ жизни, однако их никто не обижал. Никто из сада Эпикура не бежал. Единственное, что могло смутить души философов - страх перед богами и мрачные мысли о смерти. Но Эпикур мог изгонять эти недостойные мысли.

         -'Друзья! Не стоит бояться смерти. Она не имеет к нам никакого отношения. Ведь жизнь и смерть никогда друг с другом не встречаются: пока мы живы - смерти нет, а когда мы мертвы - то нет жизни. Так что смерть не имеет отношения ни к живущим, ни к умершим!'

          И вот настал день, когда к самому Эпикуру пришла смерть.  Боль в печени стала невыносимой. Когда философ почувствовал, что конец близок, он нашёл в себе силы написать другу письмо.
          -'Пишу тебе в блаженный и последний мой день. Боли мои таковы, что сильнее стать они уже не могут. Но их пересиливает душевная моя радость при воспоминании о наших с тобой философских беседах.
             Кто скажет тебе, что ещё не наступило, или, наоборот, уже прошло время для занятий философией, тот похож на глупца, который думает, что для счастья или ещё нет, или уже нет времени.
             Обдумывай это сам с собой и с преданным тебе человеком, обдумывай днём и ночью. И ты никогда, ни наяву, ни во сне не придешь в смятение, а будешь жить как Бог среди людей!'

Закончив письмо, Эпикур улыбнулся, вышел с помощью учеников в сад, лег в горячую ванну, выпил неразбавленного вина, попросил не забывать его учения и тихо скончался.

А ученики продолжали возделывать Сад Эпикура. Они по-прежнему жили незаметно и наслаждались размышлениями над вечностью.
Так сохранялся и сохранился в памяти потомков этот чудесный философский сад с тенистыми аллеями, зелеными кабинетами и приветствием над маленькой калиткой, которое, как гласит легенда, сочинил сам Эпикур:

         'Гость, войди! Тебе здесь будет хорошо.
          Здесь удовольствие - высшее благо! '

Предлагаю ознакомиться с ещё некоторыми мыслями и направлениями философии Эпикура; пользуйтесь, если вам внутренне подойдут они:

       Нельзя получить от бесконечной жизни больше наслаждение, чем от того времени, которое мы представляем конечным.

       Умение жить хорошо и хорошо умереть - это одна и та же наука.

       Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить.

       Законы изданы для мудрых - не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.

       Каждый уходит из жизни так, словно только что вошёл.

       Лучше не бояться, лёжа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.

       Смертный, скользи по жизни, но не напирай на неё.

       Спрашивай себя каждый вечер: что ты сделал хорошего?
Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе - полную бутылку, в саду - свежий цветок.

Эпикур о счастье:

       естественные чувства с непосредственной очевидностью убеждают нас в благе удовольствия и зловредности страданий. Следовательно: истинная цель человека - стремиться к первому и избегать второго. Люди добровольно избегают удовольствия  лишь в том случае, если оно влечёт за собой бОльшие страдания, и соглашаются на страдание только в надежде посредством него получить ещё большие удовольствия и избавиться от больших страданий. Страдания либо кратковременны, либо выносимы,- кто приучит себя к этой мысли - обретет мужество и покой духа.


                1. Человек. Мыслители прошлого и настоящего
                Древний мир. Эпоха Просвещения-М.1991
                2. Занимательная Греция. ГаспаровМ.Л-М.1995
                3. О садах. Сад и культура Европы.
                ЛихачевД.С. избр. соч в 3-х тт.1987 т.3