Елеонский некрополь. Игумен Серафим Кузнецов

Анатолий Гурьевич Холодюк
Если на Елеонской горе  войти в ворота греческого православного монастыря «Малая Галилея» (другое его название – «Мужи Галилейские»; Viri Galileае), а потом, придерживаясь левой стороны, пройти между кронами низких оливковых деревьев, то возле часовни, построенной на том месте, где по преданию, Пресвятая Богородица получила от Архангела Гавриила известие о предстоящем Ей скором пeреселении в Царствие Небесное, видишь небольшой квадратной формы участок. В его южном углу, между каменным забором и алтарной стеной, находится очень скромная и не всегда ухоженная могила известного скитоначальника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря из Пермской губернии, игумена Серафима (Кузнецова; 1875–1959). У  некоторых  исследователей жизни русского стречаются две даты его рождения: 1873 год и 1875 год.

Под православным крeстом на желто-розовой мраморной плите рукою непрофессионального мастера высечено: Русский священноигумен Серафим // Начальник Свято-Серафимовского скита // Пермской епархии. // Он привез гроб с телом мученицы // Великой Княгини Елисаветы Феодоровны // в Иерусалим в 1920 г. // 1875 –1959  22 фев.». Эта надпись на могиле свидетельствует  о двух  главных подвигах, совершенных  игуменом Серафимом: 1) основание Серафимо-Алексеевского скита; 2) перенесение останков Великой княгини Елисаветы Феодоровны в Иерусалим.
Image

Игумену Серафиму с середины 20-х и до конца 50-х годов не открывали ворота Гефсиманского и  Елеонского монастые, хотя он непродолжительное время числился духовником елеонских сестер. В 1922 г. между  епископом Русской Зарубежной церкви  Аполлинарием (Рыльским; 1874–1933) и игуменом Серафимом произошёл конфликт. В  результате этого конфликта игумен Серафим в  1923 г. был запрещён в священнослужении. Несмотря на аннулирование этого  запрещения Иерусалимским Патриархом Дамианом (1848–1931)  и разрешение служить в греческих храмах, отец Серафим   не мог  далее сослуживать с русскими  священникими из на Елеоне и в Гефсимании. Игумен  был лишен возможности поклониться гробу с останками Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Игумен Серафим  до самой смерти испытывал непонимание и  гонения от соплеменников. Две верные этому игумену монахини Анастасия и Серафима покинули елеонские келии и молились  с батюшкой,  проживая в домиках греческого монастыря «Мужи Галилейские» (резиденция Патриарха Иерусалимского на горе Елеон). Серафим построил келью невдалеке от церкви в этом монастыре.

В Иерусалиме среди верующих распространились слухи, что после победоносного для СССР окончания Второй мировой войны «русское духовенство в Иерусалиме размежевалось», игумен Серафим «оказался во главе патриаршей партии на Елеоне», и возглавляемая игуменом «часть духовенства выступила за воссоединение с Московской Патриархией». Патриарх Алексий I (Симанский; 1877 – 1970)  во время визита в Иерусалим с 27 мая по 26 июня в 1945 г.  принял игумена Серафима в лоно Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Игумен Серафим вернулся в юрисдикцию Московской Патриархии, однако возвратиться в Советскую Россию он  не смог.

...С монастырской территории Малой Галилеи открывается необычайно красивый вид на Старый Город Иерусалим. В библейские времена отсюда любовались панорамой города и древние жители Галилеи. По иерусалимскому преданию, в Малой Галилее была гостиница или правильнее – постоялый двор, где останавливались приезжающие из Галилеи на праздники в Иерусалим люди. Предание гласит, что здесь останавливались на ночлег даже святые апостолы. Именно здесь якобы и явился апостолам Воскресший Господь, когда «они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда» ( Лк 24. 42). На территории греческого монастыря «Мужи Галилейские» исстари было обозначено то место, где, по преданию, после Вознесения Иисуса Христа молилась Богородица и где Ей Архангел Гавриил возвестил о предстоящем Ее Успении. Вот на этом легендарном месте был возведен и освящен в 1889 г. Храм Смертного Благовещения», где под престолом можно видеть камень, на котором якобы стояла Сама Богородица. Это и есть тот самый храм, где  служил игумен Серафим, рядом с которым была его келлия.

Все годы жизни  на Елеоне  игумен Серфим сохранял свою верность Матери-Церкви. Игумен Серафим смирился со своим положением и был доволен своим  местом служения. Об этом свидетельствует текст письма, датированного 1/14 марта 1948 г.отправленнoго игуменом Серафимом из «Малой Галилеи» в Россию на имя своего давнего духовного друга, архиепископа Ижевского и Удмуртского Ювеналия (Килин; в схиме Иоанн; 1875 – 1958), поступившего в 1896 г. послуушником в Белогорский мужской монастырь Пермской епархии. В этом письме отец Серафим сообщил:
«... Когда Святейший Патриарх Алексий приезжал в мае 1945 г.в Иерусалим, то он посетил церковь в Малой Галилее, в которой я служу, и мною был встречен с подобающей честью кратким молением с многолетием, как подобает по церковному чину. Слава Богу, наша Родина и русская православная вера процветают...» В этом же послании игумен написал и о себе:
 «... Я, слава Богу, здоров и духом бодр. Живу в прежних условиях под отеческим покровом Блаженнейшего Патриарха Тимофея в его летней резиденции, в Малой Галилее на Елеоне. Служу литургию по субботам, воскресеньям и праздникам и по будням одну-две литургии. (...) Патриарх Тимофей очень доброжелательно относится к нашему Святейшему Патриарху Алексию, считает его избранником Божьим... Ко мне Патриарх относится с отеческой любовью... Время идет быстро, наши годы с Вами, по милости Божией, уже большие; мне 3 августа исполнится 73 года... Это великая милость Божия для меня, грешного, что Бог продлил мою и Вашу жизнь, и дай Бог еще пожить и потрудиться на благо Русской Православной Церкви».

С игуменом Серафимом тесно общалась жившая некоторое время в монастыре св. Авраама в Иерусалиме инокиня Серафима (Путятина; в миру – княгиня Мария Алексеевна Кудашева; 1901 – 1967; умерла в  Бейруте –  Ливан). В 1956 г. приняла монашество с именем Серафима и вела записи своих встреч в Малой Галилее с игуменом Серафимом. Он хранил в своей келье часть мощей святой Елизаветы, которые дарил своим преданным духовным чадам. Так, незадолго до своей кончины он вручил инокине Серафиме «пузырек с прахом Великой Княгини», о чем она рассказала в своих воспоминаниях: «...Содержимое пузырька представляет собою высохшую массу темно-коричневого цвета, осевшую примерно до половины бутылочки. Пробка, пропитавшаяся жидкостью, ссохлась и уже не закрывает плотно бутылочку. Горлышко обвязано тряпочкой такого же темно-коричневого цвета, а вся бутылочка обмотана другой тряпочкой, покрытой такими же пятнами. Все это издает очень приятное, остро-пряное благоухание, не похожее ни на какой запах, который мне когда-либо приходилось обонять. Несмотря на свою нежность и тонкость, это запах очень пронизывающий, так как проходит сквозь нейлоновый мешочек, в который я бутылочку с тряпочками завернула. Она стоит у меня на полке перед образами, где всегда горит лампада. От времени до времени запах немного меняется, точно в составе преобладают попеременно то те, то другие ароматические вещества. Конечно, я не позволяю себе часто прикасаться к бутылочке, а только прикладываюсь к ней в день годовщины убиения Великой Княгини как к мощам или же сдуваю с нее пыль».

До последних дней жизни игумен пребывал в греческом монастыре на Елеоне, где и скончался он 22 февраля/7 марта 1959 г. На другой день после смерти по благословению Иерусалимского Патриарха Венедикта (Пападопулоса; 1892 – 1980) тело игумена Серафима был погребено на территории монастыря «Малая Галилея» архиепископом Фаворским Виссарионом (Векиарис; ? – 1974) в сослужении с местным духовенством.

В знойные летние дни  каменнное надгробие на могиле игумена Серафима  имеет серо-розовый цвет, а в феврале месяце, когда скончался отец Серафим, мраморная плита  приобретает, видимо от   влаги, красно-розовую окраску.

...Cпустя 58 лет со дня кончины  игумена Серафима  на его могиле  представители Русской духовной миссии Московского Патриархата впервые совершили панихиду. Член Миссии игумен Леонтий (Козлов) после панихиды возгласил вечную память игумену Серафиму и рассказал  нескольким присутствующим о жизни и трудах  русского священнослужителя.