Еврейская поведенческая система

Моисей Харитонов
1. ВЕРХИ И НИЗЫ

Воспользуюсь материалом из книги Жана Делюмо (Delumeau Jean, р. 1923 г.), современного французского историка религии, члена Академии наук Франции. http://www.libma.ru/kulturologija/uzhasy_na_zapade/

Много лет глубоко занимался светской и христианской историей, преподавал её во многих учебных заведениях Европы. В 1975 - 1994 гг. возглавлял кафедру "История религиозного менталитета на современном Западе" в Колеж де Франс. В это время написал и издал многие книги и статьи по истории религии Средневековья. Два больших исследования, признанных новаторскими, посвящены истории религиозных ментальностей - «Страх на Западе в XIV-XVIII вв.» и «Грех и страх. Культура вины на Западе в XIII-XVIII вв.». Его называют одним из создателей "новой религиозной истории" - направления, использующего инструментарий социальной истории, истории ментальностей и исторической антропологии.

Итак.

Подымаясь над частными определениями, Жан Делюмо определяет антииудаизм и отношение к иудеям в XIV–XVI вв. как «поведенческую систему». Основная причина антииудаизма - в реакции воинствующей церкви: «клерикальная культура, более, чем кто-либо другой, опасалась и народа-богоубийцы, и народа-привидения, и угрозы строгого Бога-отца».

Этой поведенческой системе противостояла поведенческая система еврейской общины, которая, как более слабая, бывала жестоко битая.
М. Вайнрайх пишет: «Великое несчастие пало на еврейские головы так, как топор разбойника всегда попадает на слабого, беззащитного»[Цит. в  http://providenie.narod.ru/1101.html по ст.: Боровой С. Я. — Исторические записки, 1940. № 9. Макс Вайнрайх (1894–1969), еврейский лингвист и литературовед, один из создателей ИВО (1925, г. Вильно) - Идишер висеншафтлехер институт - международной еврейской организации, осуществляющей исследования языка идиш, литературы и фольклора на идиш, а также еврейской истории и культуры. В 1940 г. ИВО был переведен в Нью-Йорк и Вайнрайх стал руководителем ИВО. Он – автор социально-психологических этюдов о еврейской молодежи Восточной Европы «Дер вег цу ундзер югнт» («Путь к нашей молодежи», 1935), исследования «Хитлерс профессорн» («Гитлеровские профессора», 1947).

Попытаюсь определить ту поведенческую систему, с которой еврейская община в Польше встретила «хмельничину». Интернет сообщает - в разрозненной Польше эпохи Возрождения жизнь израильтян была "золотым веком". Они не были ограничены пространством гетто; банкирами короля и знати были евреи, они устанавливают налоги и пошлины, владеют рудниками и лесоразработками, среди них есть крупные землевладельцы. В городах они составляют основную часть среднего класса ремесленников и купцов. Страна расцвела синагогами, и некоторые из них — настоящие произведения искусства. С конца XVI в. польские евреи стали пользоваться беспрецедентной административной автономией. Ваад, Совет четырех стран (Великой Польши, Малой Польши, Подолии и Волыни), состоящий из представителей кагалов собирался ежегодно по случаю Люблянской ярмарки. Все еврейские общины подчинялись его решениям. Поскольку деятельность Совета способствовала упорядочению и сбору налогов, польские правители поддерживали его. (о правовой силе ваадов свидетельствует, например, то, что по их предписанию «евреи-арендаторы и управляющие поместьями, в отличие от поляков, предоставляли крепостным отдых в субботу http://www.eleven.co.il/article/13274#03).

Перекрестные браки укрепляли внутреннее единство еврейской элиты. Делали её способной выстраивать управление общиной. Структура управления была многоступенчатой, доступ на её ступени сдерживался имущественным цензом для избирателей. Вершина управленческой пирамиды «Ваад Четырех земель» служила, прежде всего интересам государства-взимателя подушной подати. Средний и богатый классы наладили взаимовыгодные отношения с панством, служа им в качестве крупных арендаторов, откупщиков налогов и управляющих, и еврейская община процветала, наслаждаясь «золотым веком» синхронно с «польскими оккупантами».

При этом, сами члены Ваада еще в конце XVI века указывали на опасность быть инструментом откупа налогов, прозорливо полагая, что это рано или поздно вызовет сильное народное недовольство и выйдет евреям боком.  (Галина Зеленина.  «Г-СПОДЬ ДА ОТОМСТИТ ЗА ИХ КРОВЬ!».  Погромы 1648–1649 годов в науке и традиции: ревизионизм и национальная гордость. ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2008– 9(197)  http://www.lechaim.ru/ARHIV/197/zelenina.htm). Ну, а в 19-м веке, уже осмысляя причины еврейской трагедии Генрих Грец в своей «Истории» обвинил польское еврейство в сочетании обмана иноверцев путем хитрости и изворотливости  – с «односторонним развитием интеллекта, оттачивании умственных сил в ущерб силам душевным» путем погруженности исключительно в талмудические штудии (Heinrich Graetz. Geschichte der Juden von den altesten Zeiten bis auf die Gegenwart. 
Хронист трагедии «хмельнитчины» Натан Ганновер записал: «Во всех православных поселениях у евреев были также свои шпионы и евреи сообщали панам, своим господам, все собранные сведения. Из одной общины в другую с верховыми гонцами посылались ежедневно письма, в которых сообщались новости, интересующие евреев и панов. Поэтому паны очень сбли¬зились с евреями — стали один союз, одна душа».
Еврейские кагалы, «корнями своими уходящие вглубь истории еврейства» почти полностью изолировались от окружающей среды, по воле их руководителей самоизоляция общин здесь достигла «наиболее полного развития».

В перерывах между сессиями «Ваада четырех стран» роль высшего органа власти еврейской верхушки над евреями выполняли центральные органы «Ваада» в лице президента («парнеса»), казначея и секретариата. На сессиях «Ваада» избирался трибунал, действовавший как верховное учреждение юридического характера.
Строгая дисциплина, жесткая власть были свойственны и низовым ячейкам еврейских общин. Управляли ими три — пять «голов», роль юридического органа выполняла группа «тувов» — знатных, богатых людей.

Кагальная аристократия «безраздельно владычествовала в еврейских официальных общинных организациях».

... Строптивых кагал душил налогами, применял к ним большой арсенал средств подчинения и наказания. «Каждый член общины чувствовал на себе длинную и цепкую руку кагала. Кагал следил за его поведением, контролировал его деятельность, всячески опекал каждый его шаг и в значительной мере определял его ма¬териальное благополучие».
Такой уровень общения с окружающей средой, который обеспечивает возможность ориентироваться в ней и осуществлять упреждающие действия, становился доступным только верхнему руководству.

Структура руководства в кагале такова, что, видимо (это требует проверки), владельцы экономических (капиталы и имущество) и политических (связи) перед еврейскими низами разыгрывали превосходящую значимость «духовных» руководителей. Духовные руководители поддерживали «нужный» настрой низов и, в то же время, отвлекали низы от вопрошания действительных руководителей кагала, информированных и способных использовать свои связи для СВОИХ своевременных жизнеспасительных действий. «Духовных» вождей при этом они бросали или, просто, на произвол погромщиков, или с пониманием, что в условиях погрома «духовные» отвлекут на себя ожидания низов в руководстве. 

Переводчик еврейских хроник периода «хмельничинны» С.Я. Боровой отметил  «арендаторы-евреи всеми своими классовыми интересами, всей своей хозяйственной практикой смыкаются с феодальной верхушкой польского общества» Здесь тоже явственно обозначен канал прогнозирования социальных тенденций, своевременного распознавания приближающейся драмы и наличия возможностей бежать с опасного места.

Авторская тональность книги «Хмель-злодей» отражает побуждение показать объемность и злобность антисемитизма. Но, объемный материал, который автор не смог проработать под эту убежденность, говорит о другом – об уровне и содержании СИЛОВОГО ПРЕВОСХОДСТВА географических соседей над евреями. Навскидку, обрисую структуру этого превосходства:

1. Сила «соседей»
Количественное превосходство. Украинцев, поляков было намного больше, чем евреев. По соседству присутствовала огромная Россия.

2. Сила «соседей»
Адекватность восприятия жизненных ситуаций любого масштаба. Религиозные образы и указатели истолковывались под логику реальных ситуаций.

Слабости евреев

Евреи подчиняли свое понимания реальных ситуаций образам и указаниям религиозных форм. Это не давало возможности улавливать тенденции развития событий, с упреждением находить творческие варианты своего поведения.

3. Сила «соседей»
Организационная гибкость, которая позволяла отдельным группам украинцев, поляков действовать в соответствии с ситуациями – под задачи выживания. Действовать инициативно, активно и творчески (грабя и убивая слабых).

Слабости евреев

Жесткая организационная форма еврейской массы ломалась под внешним давлением. Разрозненные фрагменты этой массы только реагировали и реагировали неадекватно – направляемые жесткими неадекватными образами и указаниями. 

4. Сила «соседей»

Руководителям и лидерам нужна была готовность низов к вооруженной борьбе (под их манипулятивным руководством для осуществления их целей)

Слабости евреев

Руководству еврейской системы общин и руководству отдельных общин не нужна была готовность низовых евреев к вооруженному решению проблем с окружением. Такая готовность и её актуализация могли ускорить и осложнить положение руководства. Стратегия руководства – прикрыться, бросить низы и тем самым выиграть время и обеспечить себе возможности переждать общую трагедию или уйти из опасного места.

5. Сила евреев

«Во всех православных поселениях у евреев были также свои шпионы, и евреи сообщали панам, своим господам, все собранные сведения. Из одной общины в другую с верховыми гонцами посылались ежедневно письма, в которых сообщались новости, интересующие евреев и панов. Поэтому паны очень сбли¬зились с евреями — стали один союз, одна душа» [Н. Ганновер]
Эта система работала на еврейское руководство, которое поддерживало еврейские низы в состоянии средства для решения своих проблем.

2. ГЛАВНОЕ, ВО-ВРЕМЯ СМЫТЬСЯ

Вся эта правящая группа еврейской общины с беспрецедентной административной автономией:

• банкиры короля и знати,
• учредители налогов и пошлин,
• владельцы рудников и лесоразработок,
• крупные землевладельцы,
• руководители ремесленных цехов и купеческих объединений,
• руководители цветущих синагог - настоящих произведений искусства

1.обладали информированностью, опытом и навыком ПРОГНОЗНОЙ оценки ситуаций, 2.обладали деловыми и политическими связями для приспособления к возможностям и угрозам в существующих и назревающих ситуациях, 3.материальными и статусными ресурсами для «покупки» продуктов и услуг, необходимых для приспособительного поведения.

Это мое предположение перекликается с констатацией иерусалимского автора портала Проза.ру (Александр Вишневецкий, http://www.proza.ru/2014/06/03/423):

- Политика феодальных властей в отношении богатых евреев, обогатившихся за счет кредитования и торговли с христианами, сводилась к  созданию условий для «их изгнания и конфискации имущества. Эта политика позволяла присвоить себе их капиталы, чтобы пополнить свои кассы и вести войны. По истечении какого-то времени  феодалы опять приглашали к себе изгнанных евреев  и ситуация повторялась. Это привело к тому, что евреи вынуждены были накапливать свои богатства в виде денег, золота и украшений, чтобы в случае изгнания иметь возможность обеспечить  проживание на них в новой стране обитания».

- Политика в отношении бедных евреев формировала условия для их полного обнищания. Иллюстрацией бедности основной массы еврейского населения является, например, факт, что в качестве кантора, судьи  и учителя общины нанимали одного человека, и даже ему приходилось еще подрабатывать на свадьбах и праздниках, чтобы прокормить своих близких.

Вот свидетельство ЭФФЕКТИВНОГО приспособительного поведения (http://www.eleven.co.il/article/13274#03): «евреи массами бежали в Германию,  Нидерланды, Чехию.
Известные раввины, спасшиеся бегством в Западную Европу, вскоре стали преподавать там. Центр еврейской учености переместился на Запад».

Коль «вскоре они стали преподавать там», да еще в масштабах «центра еврейской учености», - это бегство включало в себя некоторые подготовленность и организованность.

Например, ШАБТА;Й БЕН МЕИ;Р ХА-КОХЕН (1621 – 1662), литовский раввин, посек (ученый, посвятивший себя решению практических проблем регламентации религиозной, семейнуой и гражданской жизни евреев). Женился на дочери виленского богача и внучки богатого талмудиста, одного из старшин краковской общины. Сочетая в себе изумительную эрудицию, необыкновенное трудолюбие, тонкость логического анализа, независимость в суждениях, осторожность в выводах (http://www.jewage.org/wiki/ru/), снискав вскоре широкое признание среди раввинистических ученых, получил пост члена религиозного суда. Опубликовал в Кракове комментарий к правовому кодексу Шулхан арух. Комментарий был одобрен крупнейшими еврейскими учеными Польши и Литвы.
Во время еврейских погромов в Литве в 1655 г., последовавших за погромами Б. Хмельницкого на Украине (1648–55), Шабтай бен Меир бежал из Вильны в Люблин, однако через три месяца погромщики достигли Люблина, и Шабтай бен Меир бежал в Богемию. Там он получил пост раввина.

В сочинении «Мегиллат эйфа» («Свиток тьмы», Амстердам, 1651) описал погромы Хмельницкого и страдания, пережитые польскими евреями. Это сочинение служит важным историческим источником, оно переведено на немецкий и русский языки.
На что он ориентирует тех, для кого предназначены «предписания» и кого все время побивают , https://toldot.ru/limud/library/ktuvim/megilot/eicha/:

«Благо тому, кто молча ждет спасения Г-сподня. … Пусть подставит он щеку бьющему его, пусть насытится позором, Ибо не покидает Г-сподь навеки (тех, кто надеется на Него). Ибо если и опечалит Он, то и помилует по великому милосердию Своему. …
…   Не из уст ли Всевышнего исходят бедствия и блага? Что жалуется человек живущий? (Пусть жалуется) муж на свои собственные грехи. Поищем и исследуем пути наши, и обратимся к Г-споду. … Мы согрешили и ослушались, Ты не простил. Облек Ты Себя гневом и преследовал нас, умерщвлял, не щадил; … В отбросы и мерзость превратил Ты нас среди народов. … Ярмо грехов моих связано рукою Его: сплелись они (и) легли на шею мне; лишил Он силы меня, отдал меня Г-сподь в руки, (из которых) не могу я подняться...»

С примером такого относительно «мягкого» и своевременного перемещения из зоны с нарастающей смертельной угрозой встречаемся в недавней трагической истории (http://www.zentralratdjuden.de/ru/article/4433..html):

…  всего через несколько недель после прихода Гитлера к власти 30 января 1933 года, нацистский режим инициировал первую волну государственного террора против евреев. Первого апреля еврейские магазины были подвергнуты бойкоту. Седьмого апреля евреям и лицам с примесью еврейской крови был закрыт доступ к государственной службе. Вскоре запреты на профессию были распространены и на другие сферы. … уже в течение 1933 года из Германии уехали 38000 евреев.
 
… исход /ЭТОЙ части/ еврейского населения означал невосполнимую потерю культурных, интеллектуальных и экономических ресурсов. Вскоре после прихода Гитлера к власти 7600 учёных, писателей, деятелей искусства и публицистов, практически все из которых были евреями, покинули «Третий рейх». Их отъ¬езд означал для Германии не только потерю талантливых и творческих людей: за границу были вывезены целые области исследований, а также библиотеки и архивы, например, Институт Варбурга в Лондоне или Институт социальных исследований под руководством Макса Хоркхаймера и Теодора В. Адорно.
 
… Большую часть еврейских беженцев из Германии приняли США, где нашли прибежище около 90000 эмигрантов (прежде всего в Большом Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Чикаго). В … Великобритании – около 52000.
… большинству эмигрантов удалось встать на ноги в новой стране.

… Интеллектуальная элита из Европы, представители которой успешно работали, например, в Принстоне или Беркли, внесла значительный вклад в культуру и науку США. Со временем в американские университеты устремились и молодые эмигранты, окончившие гимназию ещё в Германии. …

В целом у эмигрантов в США были хорошие шансы на интеграцию, поэтому евреи из Германии с благодарностью относились к этой стране и были её патриотами.
 
… В Великобритании с её давней традицией иммиграции немецкоязычных евреев еврейские беженцы внесли весьма значительный вклад в развитие британского общества. В 1933 году в Англию эмигрировал биохимик Ханс-Адольф Кребс, который в 1953 году получил Нобелевскую премию по медицине…

Ну, а в месте, где наступившая драма быстро разрасталась в трагедию, после бегства «верхов» оставались «низы». Хроники происходящего и «плачи» о произошедшем формировались по конфессиональным литературным моделям. Образцами здесь были произведения о крестоносных погромах 1096 года в рейнских городах. Рассказывают о преобладающем приятии мученической смерти, кидуш а-Шем. Однако, документальные источники, прежде всего судебные показания, демонстрирует, что брошенные на произвол мучителей «низовые» евреи думали только о том, как бы им убежать или, хотя бы, сдаче в плен, переходе в христианство.

Естественно, в хрониках возникал вопрос о центральной общинной власти и страдания напрямую связывались с ее слабостью или отсутствием. Но, не было намека на то, что в этих исторических трагедиях осуществлялась базовая стратегема иудаизма.
В упомянутой публикации журнала «ЛЕХАИМ» отмечается, что бегством – по Украине, в Польшу, Литву, Румынию, Венгрию, Моравию, Богемию – спаслись как минимум восемь тысяч человек из украинских областей (то есть примерно одна пятая всего еврейского населения региона). Несколько тысяч сдались в плен татарам, были проданы туркам. Несколько тысяч приняли веру гонителей.
 
В порядке реактивного поведения, уже после того, как общинное руководство сдало «низы» на произвол врагов, а упреждающим образом спасло только себя, добились у польского короля позволения невольным конвертам вернуться в иудаизм, а балканских общинников побудили к выкупу пленных.
 
Политизированные хроники цементировали современную еврейскую национальную память, которая эксплуатируется ВНЕШНИМИ и СОБСТВЕННЫМИ силами влияния еврейской общины. Стержень памяти – комплекс из двух постулатов: 1.евреи особо хорошие и антисемитизм других народов есть завистливая реакция на эту хорошесть; 2.хорошесть еврейского народа заключается в следовании «предписаниям», которое поддерживается иудаизмом.

3. ПОПЫТКИ СМЕНЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Еврейская трагедия периода «хмельничинны» породила разоблачительные и протестные настроения. Это выразилось в двух масштабных явлениях - мессианском движении Шабтая Цви и, после него, хасидизм. Возникла потребность в замене системы «закостеневшая иудейская учёность + раввинистический поведенческий формализм + поддерживающая их и подкрепляемая ими деспотическая власть кагала». 

Но, со стороны двух групп интересантов:

1. Традиционный правящий слой еврейской массы (правящий слой иудейских общин). За редким (древним) исключением евреи всегда и везде составляли малость по численности, территории, материальному оснащению. То есть, были слабее территориальных соседей. И потому были побиваемы.  Для того, чтобы выстоять перед противником, нужна объединяющая и направляющая структуа.
2. Руководящие ядра внеизральских сил, ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ ОБРАЗОМ влиявших на создание Государства Израиль и ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ ОБРАЗОМ влияющих на возможность его существования сейчасэ

были развиты усилия по сохранению системы манипулятивного корректирующего управления еврейскими общинами, в том числе, такой значимой, как Государство Израиль.

Пример.

Весь ужас, а главное — масштаб произошедшего побудили многих мудрецов Торы тех поколений писать о грехах, которые послужили причиной страшной трагедии. Один из величайших мудрецов того поколения рав Берахия Берах упоминает следующие: нарушение Шаббата, разведение свиней, молитва без должной сосредоточенности (каваны), ложные толкования Торы от сомнительных даршанов, продажа раввинских должностей, показная роскошь в одежде и другие. Два первых упомянутых греха были, по мнению рава Берахии, следствием смешения евреев с не еврейским окружением и подражанием ему. Такая ситуация привела "к более серьезным грехам, которые даже невозможно описать здесь". Рав Берахия (и не только он!) призывал к немедленному исправлению этих ужасающих грехов. (http://hist-etnol.livejournal.com/1825435.html)

4. УРОКИ

Ситуация сегодняшнего дня повторяет прошлое:

• Действительная верхушка Израиля находится в союзе с внеизраильскими влиятельными интересантами – с теми, которые создавали Государство Израиль и, в значительной степени, контролируют его существование.
• Распространенность в «низовой» среде искаженной структуры восприятия.

Один из мотивов к деятельности «наработка средств жизнеобеспечения и комфорта» - гипертрофировался, спровоцированный ТЕКУЩИМИ возможностями в среде обитания, и выродился в «жадность». Структура этой жадности:

А. личностные мотивы:

• Самоудовлетворение от факта идущего накопления средств, якобы гарантирующих комфортное существование (в комфортность входит и надежность, уверенность в выживании при угрозах во внешней среде). Средства не только денежные, но статусные, информационные…
• Самоудовлетворение от содержания идущего процесса формирования накоплений.

Б. наведенные мотивы – подпитываемое этими личностными мотивами некритическое восприятие отношений со стороны соплеменников, единоверцев:

• Прямые поучения, ориентирование от идеологов разного ранга – от учителей-проповедников до обиходных мудрецов, от закрепленных стереотипов,
• Влияние уважением/неуважением.

При таком искаженном восприятии не получается:

1. Заблаговременно улавливать и расшифровывать признаки надвигающихся угроз. Нет возможности своевременно найти жизнеспасительный маневр и мобилизоваться для его осуществления. Не получается строить Управление рисками.

2. И к моменту актуализации угроз подходим а)неспособными найти, организоваться и осуществить маневр во спасение или ослабление беды.

• Равы и цадики не брали на себя, в истинном содержании и должном объеме, функцию «штурманства» в угрожающей среде. Ограничивались а)поддержанием ритуалов, бытовых норм; б)пропагандой сверхдальнего идеала. На этом строилось их /преходящее/ благополучии в социальном статусе, в экономическом отношении и в удовлетвореннности собой.
• Широкая масса не требовала и не контролировала надежность ориентиров от духовных пастырей. Проще было сосредоточиться на решении текущих проблем, укрыться в религиозных сказках с их обещаниями и не отягощать себя подспудными тревожными ощущениями. Эти ощущения нормальных живых существ подавлялись – интутитивно, осознание избегалось.
Вот этот урок, в частности – из периода действий Богдана Хмельницкого, и был бы АДЕКВАТЕН потребностям выживания современного Государства Израиль.


5. ВЫВОДЫ

А.
Поведенческая система, с которой еврейская община в зоне «хмельничины» (как и в последующем – в зоне гитлеровской оккупации) встретила катастрофический накат, включала в себя:

1. видение состоятельной (статусно и финансово) частью общины тех тенденций в обществе, которые ведут к угрозе катастрофы для евреев;

2. состоятельная часть общины готовила и осуществляла своевременную эвакуацию с сохранением мобильного имущества;

3. «духовное» руководство, подкрепленное административным давлением, со стороны состоятельной части общины по отношению к «низам» задерживало осознание низами приближающихся угроз и подготавливало восприятие зверских нападений как испытание и наказание от сверхестественного Всевышнего;

4. после национальной катастрофы «верха» ориентировали «низы» на совместное предъявление «упреков» вершителям масштабных зверств. Концентрировали внимание «низов» на таком предъявлении и отводили внимание от ЭГОИСТИЧЕСКОГО поведения общинного руководящего слоя;

5. такая поведенческая система предопределяет возможность гибели современного Государства Израиль при своевременной и подготовленной эвакуации «состоятельных» с их мобильным имуществом. Воины из «низов» будут сдерживать исламистский накат и прикрывать завершение этой эвакуации.

Б.
• Имело бы смысл осуществить художественное моделирование варианта, в котором еврейская среда нашла и осуществила жизнеспасительный маневр в той ситуации. Оказалась бы сильной, на жизнеспасительном уровне, в системной триаде ресурсов «< - ценности < - > интеллект < - > воля - >».

• Разумеется, речь идет не о сказочном вмешательстве Всевышнего или других чуд и не о придумке о заезжих восточных торговцах или инопланетянах, научивших некоторым своим особым искусствам.

• На такой модели можно было бы готовиться подходить уже к сегодняшней ситуации и искать маневр для маленького Израиля в условиях схватки современных глобальных гигантов.