окончил восьмилетку

Геннадий Башкиров
Поскольку я первым в школе снял пионерский галстук и почти не носил его, кроме торжественных случаев приёма октябрят в пионеры, у меня были определённые сомнения: а примут ли меня в комсомол? Оказалось, что примут, и ещё учителя сказали, что в комсомоле другие правила.

Восьмой класс — через лето. В седьмом я оказался в числе неугодных, подлежащих отчислению. Школа, где я учился, считала себя "продвинутой" и хотела стать гимназией. Только в "продвинутых" школах было лингафонное оборудование. Это — чтобы язык иностранный учить, надев головные телефоны. Назвать два пластмассовых громкоговорителя от телефона "ТАН" на гнутой железке с пятиштырьковым штекером наушниками у меня не поднимается язык.

Это драгоценнейшее оборудование никому не давали, кроме случаев приезда высокой комиссии с проверкой. Чтобы показать комиссии высокий технический уровень школы, создали два "элитных" класса и два направления: физико-математическое и гуманитарное. "Элиту" школы, лучших учеников — это, в основном, дети учителей или их дальние родственники, — "загоняли" в лингафонный кабинет по очереди, чтобы показать "высокий уровень".

Мне повезло попасть в число "отбросов" общества: это классы, которых "доведут", как по закону положено, до неполного среднего и выпустят. "Элита" будет учиться дальше. Гимназисты.

Как всегда, — я раньше об этом не знал, — помогли связи директора школы, и школа стала гимназией. Так всё ведь к тому приуготовлено: техническое оснащение — есть, выбор направления образования учащимся был предоставлен: хочешь — будешь гуманитарием, хочешь — будешь физиком-математиком. Создали четыре восьмых класса так, чтобы "балласт" — "за борт". Я просто не то направление выбрал, потому и экзамены не сдал. А, может, и правильно: гимназисты "выли" от нагрузки в девятом классе, и старались, кто мог, уходить в "обычные" школы.

Итак, я подлежал отчислению. По физике с математикой у меня "пятёрок" не было. Даже "четвёрок". Впрочем, в области гуманитарных наук: истории там, русского языка, я тоже не блистал. Далеко не. Хорошо быть "отбросом" и "паразитом", когда общественность школы, вся такая партийная из себя, ставит на тебе крест. В буквальном смысле: летом случился путч 1991 года и партийные предводители комсомола стали истово молиться. Только что священника не пригласили, дабы здание окропить, но разговоры об этом я слышал на перемене.

Комсомольцем не стал, хотя желание было; из школы вышвырнули, как неугодного, чтобы поскорее стать школой "на уровне", без этих... Ну, вот этих самых. Без меня, в том числе.

Как принимали в школу, в первый класс! Как торжественно звучал гимн! Как уверенно шли по "светлому пути социализма" с боем жестяного барабана при приёме в пионеры! Клянёмся! И алое знамя с золотой кисточкой в красном уголке. Так, у нас новый порядок: поделим всех по умению запоминать цифры и тупому зазубриванию Пушкина. Ты не попал в "элитный" класс?! Жаль, мы хотели бы видеть тебя "в числе", но второго шанса не дадим. Катись! А, да, забери аттестат.

С тех пор я эту свою первую школу "за километр" обхожу. Наверное, там сидит злой дух: священника ведь так и не пригласили...


13 июня 2017 года — 24 августа 2017 года.