Вечерние летуны

Вадим Светашов
                Вечерние летуны.

          Проживая в Свердловской области, я очень редко видел летучих мышей, а в руках держал только рыжую вечерницу. Здесь же, в Приднестровье их можно было увидеть практически каждым поздним вечером. Наблюдая за их полётом, можно было сделать вывод о том, что летучие мыши встречаются нескольких, не похожих друг на друга видов.
          Как-то утром перед началом рабочего дня зашёл ко мне наш водитель из лесничества. Прокашлялся…
          -- Вадим Кузьмич, я слышал Вы всякими птицами и зверушками интересуетесь? – вопросительно посмотрел на меня.
          -- В основном птицами, но и другая живность меня интересует.
          -- Я живу в Делакеу, на самом берегу Днестра. Вчера вечером мои мальчишки пошли ловить сачком мальков для утренней рыбалки. Чего-то припозднились  и прибежали уже в темноте. Мальков наловили пол банки,  десятка два, наверное. Но главное не в этом. Притащили двух разных летучих мышей. Такие, знаете, страховидные. Верещат, скалятся, даже в руки брать страшно. Одну парни сачком сбили, а другую на берегу нашли. Она даже летать не могла. Вы не хотели бы посмотреть.
          -- Отчего ж! Любопытно даже. Давай так договоримся. Ты сегодня повезёшь щепу в Кишинёв. Я мастеру подскажу, чтобы тебя загрузили первым. Обратно на лесосеку не заезжай, а прямо сюда, к конторе. Машину поставишь, и съездим, посмотрим.
          Так мы и поступили. Уже в начале четвёртого, машина вернулась из рейса, и мы поехали в Делакеу. Село практически примыкало к южной окраине Григориополя и тянулось вдоль левого берега Днестра. Сыновей дома не было, но водитель из-под навеса принёс не то клетку, не то корзину, сплетённую из тонкой проволоки с мелкой ячеёй.
          -- Ничего больше подходящего не нашли, -- проговорил водитель, – в ней мы цыплят переносим. Ой, кажется, один уже неживой.
          Я просунул под крышку руку и достал мёртвую летучую мышь. Она была очень лёгкой и худой, даже рёбра прощупываются сквозь густой и короткий мех.
 
          Животное, похоже, умерло от истощения или болезни.
          Достаю привезённый с собой определитель летучих мышей с цветными фотографиями. Так… цвет меха на голове, спине и боках коричневый. Низ тела – светло-коричневый. Уши почти остроконечные и сложенные не достают до носа. Беру линейку: длина тела – 4 см; размах коричневых же кожистых крыльев – 20 см. По параметрам и фотографиям определяю вид – малый нетопырь.
          Пришли с улицы сыновья и сразу принялись рассматривать фотографии и картинки.
          -- Ой, какие есть страшные, -- послышались возгласы, -- а наша мыша пушистенькая, красивая даже!
          -- Доставайте своего красивенького мыша, будем определять, как его имя и фамилия…
          -- Нет, дяденька, у него зубов острых много и когти тоже.
Доставайте уж сами. А мы его покормим. Мы червяков накопали, и кукуруза пареная у нас есть.
          -- Ничего у вас парни не получится. Летучие мыши питаются только насекомыми, которых они ловят на лету. Это могут быть мухи, стрекозы, различные ночные бабочки, но уж никак не кукуруза, -- засмеялся я, -- а зубки у них, хоть и острые, но мелкие, они даже кожу не прокусят.
          Мышь висела на потолке клетки вниз головой, сложив крылья, и не подавала признаков жизни. Но как только старший из мальчишек сунул руку под крышку, она заверещала и принялась метаться внутри её. Мальчик испуганно выдернул руку, едва не выпустив зверька наружу.
          -- Не, я боюсь, -- признался он
          Пришлось ловить самому. Пойманная мышь царапалась коготками на задних лапках и пыталась укусить за палец, но действительно, даже не могла прокусить кожу.
          -- Ну-ка, рассказывайте, как вам удалось изловить этих страшных хищников.
          -- Первую мы нашли на берегу, она кое-как ползла, приподнимаясь на концах крыльев. Я завернул её в лопух и положил в карман. – проговорил старший, -- а вторую я сбил в воду сачком. Они всё время крутились возле нас и мешались. Взлететь с воды она никак не могла, а я накрыл её сачком и завернул в него. Так и принесли…
          -- Понятно! Давайте измерять.  Я буду держать за туловище со спины, а вы расправьте крылья и линейкой замеряйте. Так, шире растяните, ага, двадцать пять сантиметров.
Теперь кладу на стол брюшком вниз, крылья сложим. Так, длина тела от носа до хвоста – пятьдесят два миллиметра.
 
          -- Теперь смотрите. Ушки у мыши более острые, чем у первой, но тоже не достают до носа.  Мех длиннее и пушистее. На спине он серовато-коричневый, на брюшке – серебристо-серого цвета.  Сейчас берём определитель. Так, вот это подходит, это тоже, это нет…
          -- Я так считаю, что держу в руке летучую мышь под названием водяная ночница. И считаю, что её нужно отпустить. Вы даже не представляете, сколько мух вам надо наловить, чтобы прокормить эту обжору.
          -- Тогда давайте отпустим! – переглянулись братья.
            Я разжал ладонь и слегка подбросил зверька. Он расправил крылья и каким-то зигзагообразным полётом вылетел со двора. Братья вздохнули и опять переглянулись.
          -- А вторую мы сейчас похороним – сказал старший.