За ветхими кулисами старой Москвы

Максим Евстигнеев
И вот, она приходит уже - пора вдохновенная, очей очарование!.. Проходя вновь по литературной Москве, следуя по делам, погружаюсь в поток центральных улиц. Большая Никитская с её фонтаном-ротондой у Никитских ворот и храмом в честь преподобного Феодора Студита, куда юный Суворов приходил молиться за Божественной Литургией и где обвенчался с Натальей Гончаровой известнейший поэт Александр Сергеевич Пушкин. Я писал уже, прогуливаясь по гоголевским местам, насколько важны эти улицы для желающего заглянуть за ветхие кулисы литературной Москвы. Но достаточно вспомнить "Евгения Онегина" Александра Сергеевича:
«Вот уж по Тверской возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах».
Москву любили и имели особое к ней отношение многие классики русской литературы. Михаил Юрьевич Лермонтов писал в своей "Панораме...": «Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке. Нет! у нее есть своя душа, своя жизнь».
Ну, а самое яркое художественное и вместе с тем, мистическое выражение Москвы мы увидим у Михаила Афанасьевича Булгакова в его "Мастере и Маргарите", где Мастером является нам, конечно же, сам Булгаков, а Маргаритой - его возлюбленная супруга. И каждый москвич узнает в главах его романов Столицу, - даже несколько изменённую современными декорациями в её историческом центре. На углу Пречистенки и Чистого переулка, например, Булгаков поселяет Филиппа Филипповича Преображенского - героя произведения "Собачье сердце". В Чистом переулке, кстати говоря, в доме номер пять ныне размещается Московская Патриархия.
Эти старинные дворики, многие из которых уже мало сохранили свой тот облик, известный нам из творений классиков!.. Но они всё же утаили что-то в своей привлекательности и архаичности, отчасти. Да, сегодня они бы не сразу узнали эти переулки и бульвары, вымощенные режущей глаз плиткой и отсутствием пышной листвы. Но что-то особенно прекрасное имеет свою силу. Ведь так же, как и тогда можно пройтись по Тверскому бульвару и остановиться, присев на скамейке. И открыв книгу, вспомнить, как стучали колёса трамвая здесь, неподалёку, где уже много лет собирается автомобильная "пробка" в сторону Никитских ворот и к Пушкинской площади.