Ударники Медсантруда супруги Свинцовы

Татьяна Кочегарова
Когда мы говорим о медицине начала прошлого века, первое, что приходит на ум – земские больницы, герои произведений Чехова и булгаковские записки врача. Только потом начинаем припоминать, какими бурными темпами развивалась медицина, сколько сил отдавали служению ей врачи-подвижники. А если ещё принять во внимание события, очевидцами которых им довелось стать, что пришлось пережить, то возникает не просто уважение к этим людям, а скорее даже восхищение. Интерес к теме побудил меня изучить биографии известных в прошлом веке моршанских врачей. Сегодня я хочу поделиться сведениями о семье медработников, ударников Медсантруда, врачей Свинцовых.


Билет ударника Медсантруда Свинцовой мари Александровны, врача Моршанской народной больницы, выданный в 1934 году, цел до сих пор и даже нисколько не потрёпан. На серой тканёвой обложке по-прежнему выделяются красные контуры тракторов, поездов, самолётов, заводских труб и огромного на их фоне красноармейца со штыком. Внутри отметки о выполнении производственных заданий в 1934-35 гг. Естественно, все задания исполнены. С фотографии смотрит энергичная сухопарая женщина с волевым, но несколько усталым лицом.
Мария Павлова родилась в 1888 году в Кронштадте, по данным военного билета - 9 мая, по собственным её словам - 7 мая, на Георгия Победоносца, характер с детства имела твёрдый и решительный и профессией выбрала для себя медицину.  Поступила в единственный в Российской империи институт, готовящий женщин-врачей, расположенный в Санкт-Петербурге на Архиерейской улице. В 1914 году Мария успешно окончила женский Медицинский институт, о чём свидетельствует диплом за № 11321.

По окончании Института получила направление в село Сосновка Моршанского уезда, где  работала почти десять лет участковым врачом первого медицинского участка (с октября 1914 года по июнь 1924 года). Здесь в Сосновской больнице соединились линии судьбы Марии Павловой и  Ивана Свинцова, её коллеги-врача. Здесь они поженились, появились дети – дочь Людмила и сын Александр. Здесь встретили известие о революции в 1917 году. Я лишь перебираю события и даты, записи о них в документах, а герои моего рассказа жили в сложнейшее время, не просто жили и работали, а любили, рожали детей, помогали людям, переживали и верили, разочаровывались и снова надеялись.


Свинцов Иван Лукич родился в Кирсановском уезде, Тамбовской губернии, в селе Карай-Салтыково в 1886 году. Кирсановский уезд был передовым в плане медицины по сравнению с другими территориями Тамбовской губернии, уже 1871 году в Карае была открыта больница на 24 койки. Повезло Караю и со школой, не в каждом селе того времени они были, здесь же дети могли учиться в общественной начальной школе, где сельский писарь Белканов обучал 20 мальчиков за 30 рублей в год. Размещалась школа в дарственном деревянном, обложенном кирпичом, доме, который имел две классные комнаты и три комнаты для учительской квартиры. После начальной школы родители (безземельные крестьяне, как указывал в анкетах Иван Лукич) отправили сына учиться в Тамбовскую семинарию. Далее, уже самостоятельно, Иван Свинцов едет поступать в Харьков. В 1912 году он окончил медицинский факультет Харьковского Университета и получил диплом № 21692. Первое место работы – запасной врач в Липецком уезде, второе – врач-ординатор при больнице Коломенского машиностроительного завода. В 1914 году молодой доктор направляется в новую больницу, в Сосновку, трудится участковым врачом там и врачом в местном лазарете, специализируется по глазным болезням.


 В революционных событиях врачи Свинцовы не участвовали, но совсем аполитичными остаться не удалось, в 1918 году Иван Лукич был мобилизован, на тот момент дочери Свинцовых не было и двух лет, по мобилизации призван и направлен в Царицын в распоряжение начальника Южного участка, там получил должность врача-ординатора в поезде-лазарете, затем переведён в лазарет в Сарепте, где и заболел сыпным тифом. После чего врачебно-санитарная комиссия признала его негодным к военной службе. Увольнялся  Иван Лукич с должности главного врача 1-го хирургического госпиталя гор. Ленинска. Вернулся в Сосновку восстанавливаться после тяжёлой болезни и лечить людей.

С этого времени они снова вместе. В 1920 году вместе вступили в Союз Медсантруд, Иван Лукич в конце февраля, а Мария Александровна 1 марта (членский билет № 377). Вместе переезжают в Моршанск. В 1923 году народным комиссариатом здравоохранения супругам Свинцовым выданы учётные воинско-санитарные билеты с отметками о принятии на учёт в г. Моршанск, а позднее снятии с такового. В 1924 году Мария заключает договор с Союзом Текстиль и устраивается работать врачом на Моршанскую текстильную фабрику, а вскоре переходит в городскую амбулаторию им. Семашко. Иван Лукич в 1924 году уже ведёт приём в глазном кабинете амбулатории им. Семашко в Моршанске и параллельно работает в глазном отделении народной больницы, возглавляет в профсоюзе культурно-массовую комиссию, получает журнал «Медицинский работник». Регулярно платит членские взносы и взносы в фонд безработных.


Проживают Свинцовы в доме №3 по ул. Гражданской, с детьми и бабушкой Анной Ивановной. Иван Лукич страдает хронической болезнью правого уха и миокардитом, но билет ударника беспристрастно фиксирует выполнение производственных заданий. В 1926 году Свинцов И.Л. направляется в клинику горла, носа и уха, Казанского Государственного Клинического Института имени Ленина для усовершенствования. Там он работал в стационаре, курировал больных и проводил операции на сосцевидном отростке, гайморовой полости и на перегородке носа, ассистировал профессорам в сложных операциях; прослушал теоретический курс и проделал практические занятия по трахеобронхоскопии и эзофагоскопии и др. по оперативной хирургии данной специальности.


Мария Александровна не отстаёт в работоспособности от мужа. С 1930 года она – врач Моршанской народной больницы с зарплатой 116 рублей. Будучи принята на должность заведующего родильным отделением, работает ещё и в хирургическом отделении. Здесь она зарекомендовала себя прекрасно, неоднократно отмечалась начальством. А 1933 году ей была объявлена благодарность с занесением в трудовой список «За лучшую работу, общественность и систематическое перевыполнение здравплана и своих обязанностей премируется: 7 м байки и шёлковые чулки в день празднования 16-й годовщины Октябрьской революции». К этому же времени относится и выписка из ещё одного официально документа: «За время работы самостоятельно провела значительное количество сложных операций, а также  в отсутствие заведующего отделением вполне справлялась с обслуживанием всех экстренных случаев». Чуть позже прошла курсы по переливанию крови.  С этого времени она больше не ординатор, она – врач-эксперт хирургической помощи, вплоть до 1939 года, когда её опыт и знания потребовались в Фельдшерско-акушерской школе (Иван Лукич в это же время совмещает основную работу с преподаванием в ФАШ). Трудовая книжка c 1940 по 1946 год пестрит благодарностями за отличную производственную, воспитательную работу, за «исключительно добросовестное отношение к учебным занятиям и хорошую подготовку по акушерству», за образцовое ведение уроков и подготовку молодых специалистов, участие в общественной жизни.


 Во время войны в больнице и поликлинике осталось катастрофически мало врачей, т.к. большинство было мобилизовано, поэтому оставшихся привлекали к преподаванию в Фельдшерско-акушерской школе почти в обязательном порядке. Свинцовых не требовалось принуждать, все военные годы оба супруга вели обучение. Иван Лукич преподавал в ФАШ глазные болезни, ученики его любили, его занятия называли в числе лучших, интересных. Марию Александровну в ФАШ тоже любили и уважали, она преподавала акушерство. Многие делились с ней радостями и горестями. Помогала она и вновь пришедшим педагогам. Ирина Валентина Климова, врач-терапевт,  с теплом вспоминала, как Мария Александровна Свинцова, на тот момент председатель методической комиссии, приняла её, не имеющую опыта преподавания, доброжелательно ввела в курс дела, вручила методические пособия, подсказала, как составлять поурочные планы, вести практические занятия, словом, помогла влиться в коллектив.


Штатным педагогом ФАШ Мария Александровна Свинцова проработала почти до закрытия школы, в больницу уже не возвращалась – вышла на пенсию. А Иван Лукич после войны был зачислен в штат поликлиники ст. Моршанск, 26 врачебного участка дороги, на должность врача окулиста, откуда уволен в 1958 году в связи с уходом на пенсию. В его скромной (в части с указанием мест работы всего три записи) трудовой книжке не умещались благодарности,  для них был заведён вкладыш, последней записью в котором стала: «Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён «Орденом Ленина».

Будучи в годах супруги Свинцовы обзавелись своим домиком и садом. Иван Лукич с большим удовольствием занимался прививкой яблонь, люди, знавшие его, вспоминали о необыкновенных сортах, выведенных им самим.
Дочь Свинцовых, Людмила, получила медицинское образование, пошла по стопам отца и тоже стала врачом-окулистом.